Урок 6. Тема. Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы (общая характеристика


Урок 6. Тема. Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы (общая характеристика
Цели уроков: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.
Методические приемы: работа по тексту с элементами беседы; сообщения.

Ход урока.
Сообщение о жанре, композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
«Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это — скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Герои «Кому на Руси жить хорошо» наделены исконно русскими чертами характеров, они переживают народное горе и народное счастье.
Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.
Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с ними.
Образ широкой дороженьки и открывает первую главу поэмы.
Анализ начала главы «Поп». Беседа
— Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж?
— В чем особенности авторской речи в поэме?
(Противопоставления: широкая дороженька, но песчана и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Возникают с первых строк тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут?..»
Авторская речь сливается с крестьянской («Недаром в зиму долгую...») просторечные формы, характерные для народной поэзии — дороженька, березками, копеечка; глава начинается — далеко протянулася; повторы — стоят деревни старые, стоят деревни новые...; краткие прилагательные — нарядны, песчаны, глуха; приемы сказок — обращение к избам как к живому существу; устойчивые синтаксические формы — «как им легко ли, трудно ли...»; малые фольклорные жанры — загадки — «пришла весна — сказался снег...», поговорки — «солдаты шилом бреются...». Авторская речь близка к крестьянской и по интонации, и по синтаксическому строю).
Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придаст стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя-крестьянина.

— Какую роль играет в поэме описание деревень, природы?
(Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники (пейзаж из 2 главы) дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»). В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин — «селенья незавидного»:
Что ни изба — с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.
Ненастной, поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И ветер придорожные
Березы обнажит...
То же самое в описании «богатого», «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.)
Вывод.
Все описания — убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». В то же время описания дают представления о духовных богатствах крестьянской души, о талантливости народа, умеющего подобрать меткие эпитеты, сравнения, органически связанные с деревенским бытом. Возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь. Самый облик крестьян, а еще более — их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое — «дырявое с заплатами», «горбатое с мозолями», что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала.
Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест — питерский каменотес, чей облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов.
анализ глав «Крестьянка», «Демушка», «Трудный год».
Задание.
Рассказать о жизни Матрены Тимофеевны.
(Подневольное положение женщины в семье, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей сына-первенца, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой — самым бесправным и несчастным человеком. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:
Не дело между бабами
Счастливую искать!..)
— Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрены Тимофеевны о жизни? Почему к ним обращается Некрасов?
(Фольклорные жанры — песни, плачи, причитания — усиливают эмоциональное впечатление, помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и хором подхватывают странники-правдоискатели. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины — матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, это и до 1861 года.)
Итак, в народе живет убеждение:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!..
В заключение —
— Что же открывается в народе мужикам-правдоискателям и стоящему за ними автору? — ответим на это на следующем уроке.
сообщение «Образ Матрены Тимофеевны».
II. Слово учителя
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, тем значение, которое приобретал в пореформенную пору крестьянский вопрос.
Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России, на которые распространялось действие Манифеста 19 февраля, было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа, так он не был подготовлен к сознательным действиям.
Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но повлиять на их политическое самосознание.
Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.
(Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется,
Дерется и целуется
У праздника народ).
Задание.
Выразительно прочитать и постараться передать атмосферу широкого народного праздника.
Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»).
Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.
В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.
— Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?
Вывод.
Итак, сознание народное — сложное и противоречивое:
Народ суеверен На баб нарядных глядючи,
Старообрядка злющая
Товарке говорит:
Быть голоду! быть голоду!
В семье деспотизм Другая: «Врешь, в моем дому
Похуже твоего!
Мне старший зять ребро сломал!...»
Пьянству — пристрастие Расхвастался Вавилушка,
И старому, и малому
Подарков насулил.
А пропился до грошика!
Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:
Добра ты царска грамота,
Да не про нас написана...

слово учителя
Поэма — путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся панорама жизни. Некрасов сосредоточивает внимание на раскрытии обстановки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются 7 мужиков. В центре поэмы не судьбы отдельной личности, а необычайно широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорается спор, - самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Поэма строится по принципу внешней завершенности отдельных частей, но они находятся в диалектическом единстве, спаяны общностью замысла. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все.
II. Работа с текстом
1. Выразительное чтение и анализ начала «Пролога» - «...А Пров сказал: царю...»
Первые слова - «В каком году...» - звучат как сказочное вступление. Из семи мужиков только два брата Иван и Митродор — Губины, а остальные, как в сказке, называются только по именам. Цифра «семь» — считается народной поэзией магической и тоже вводит нас в мир сказки. Речь идет о Русской земле, и называет ее Некрасов не Россией, а Русью, что сразу придает рассказу необычайную широту. Но уже на фоне этой первой сказочной строфы резким диссонансом звучит: «семь временнообязанных» — и все приобретает остросовременный смысл.
2. Беседа: вопросы и задания
Задание.
Проследить, как автор передает динамику нарастания спора, и на основе наблюдений сделать выводы по проблеме урока. Отметим прежде всего применяемые автором глаголы. Начало спора: все «заспорили», и каждый из крестьян — Роман Демьян, Лука, братья Губины, Пров — свое мнение «сказал», а Пахом ! — «молвил». Продолжал спор, они «упираются, всяк на своем стоит», а в конце — «...перекоряются! Кричат — не образумятся»! Спор вспыхивает снова, во 2-ой раз. И каждый из крестьян уже — «кричит» («Роман кричит...»), а вместо, ругательски ругаются, не мудрено, что вцепятся друг другу в волоса».
(Подбор глаголов помогает автору создать ощущение спора, глубокой заинтересованности спорящих. Усиливает это впечатление характер сравнений, используемых автором: «Мужик, что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудова не выбьешь», «Идут, как будто гонятся за ними волки серые, что доле – то скорей».)
— Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу?
(«Оживление» природы в этой сцене усиливает общее напряжение, помогает увидеть «взбаламученное, крестьянское море»: все волнуется, движется, шумит. Но пьяное побоище в сказочном лесу заставляет задуматься, сколько еще в этом разбушевавшемся крестьянстве неорганизованного, стихийного, темного:
И в правду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят...
И все же самый спор временнообязанных мужиков говорит о значительных сдвигах в сознании крестьянства. Пробуждение активности крестьян, их самосознания ощущается уже в самом начале поэмы. Герои решают вековечный для народной жизни вопрос: о правде и счастье. Мужики из нищих деревень задумались о том, кому живется весело, вольготно на Руси?». Эта вековечная мечта о хорошей жизни в середине прошлого века становится всеобщей, по-особому злободневной. Дорожная ссора мужиков все менее остается бытовой. Пьяная драка переросла в грандиозное побоище и стала своеобразным испытанием — очищением. После чуда — явления самобранной скатерти — мужики решают «дело спорное по разуму, по-божески, на чести повести», дают обет на подвижничество:
В домишки не встречаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда не доведают, как ни на есть доподлинно,
Кому живется счастливо, вольготно на Руси?)
Так, к концу «Пролога» семь мужиков уже становятся семью странниками-правдоискателями. Вопрос о счастье, который они будут решать, - не личный, а общественный, и обсуждение его обусловлено не частными интересами, а общественным положением крестьянства. Речь идет о самом главном в жизни всего народа. Дорожная ссора становится все более великим спором. Все главные социальные силы русской жизни призваны на мужицкий суд: поп и помещик, купец и чиновник, и царь. 7 странников-правдоискателей как бы символизируют собой всю тронувшуюся с места, ждущую перемен пореформенную народную Россию.
Рассказать о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.
(Все они в идеал счастья включают «покой», «богатство», «почет». Первым встретился странникам поп. На их вопрос: «Ты как вольготно, счастливо живешь, честной отец?» - Поп ответил прежде всего вопросом же: «В чем счастие по-вашему?». Вопросы: что такое счастье? Что нужно человеку для счастья? — возникают и в разговоре с помещиком, и в рассказе об Ермиле Гирине. Выясняется, одинаковый ли смысл вкладывает помещик и крестьяне в понятие «счастье», «почет». Дворянское понимание счастья — это:
Богатство, владение собственностью: Бывало, ты в окружности
Один, как солнце на небе,
Твои деревки скромные,
Твои леса дремучие,
Твои поля кругом!
Всеобщая покорность: Пойдешь ли деревенькою —
Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами —
Столетними деревьями
Преклонятся леса!
…………….
Все веселило барина,
Любовно травка каждая
Шептала: «Я твоя!»
Неограниченная власть над людьми, Ни в ком противоречия,
ему принадлежащими: Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот!..
В рассказе об Ермиле Гирине Почет завидный, истинный,
имеется в виду: Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.
Народ единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом Алтынниковым, как велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра, когда «шесть тысяч душ всей вотчиной» кричат: «Ермилу Гирина!» — Как человек один!» Это почет истинный».)
Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы заставляют задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика — это счастье жить чужим трудом. Именно к этому выводу приводят рассуждения попа о том, «о богачество поповское идет»: «Не брать, так нечем жить» - и рассказ Оболта Оболдуева о счастье помещика в дореформенное время. Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почет» - нужно, чтобы каждый имел это все.
— Каким путем идет к счастью Ермила Гирин?
(Крестьянину, рассказывающему об Ермиле Гирине, странники задают вопрос:
Однако знать желательно —
Каким же колдовством
Мужик над всей округою
Такую силу взял?
В ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою».)
— В чем же правда Ермилы Гирина?
(Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Худую совесть надобно —
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил...)
Итак, поистине ответа на вопрос — кто счастлив? — ставит странников перед решением других вопросов:
— Что такое счастье?
— Как счастья добиться?
— Сознание семи странников не остается неизменным. В каком же направлении идет это изменение?
(В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее. Предмет спора осмыслен ими лишь с одной стороны, и, как выясняется в дальнейшем, не главной его стороны.
Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа — «покой, богатство, честь». Они воспринимают его рассказ с полным доверием.)
— Как осмыслили крестьяне самый предмет спора в «Прологе», в начале пути при встрече с попом?
(После встречи с попом странники попадают в богатое село Кузьминское, где идет веселый праздник — «ярмонка» с многоликим, разноголосым крестьянским миром. У мужиков-правдоискателей рождается желание поискать счастливого среди мужиков. Выслушав рассказы «счастливых» из народной толпы, семь странников отвергают ограниченные мужицкие представления о счастье, «дырявом с заплатами», «горбатом с мозолями».)
— Какие представления о счастье отвергают поспорившие мужики?
(Ермил Гирин имел все, что надобно для счастья, живя по законам на родной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков. Народный заступник не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за народ во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки» окончилось для Гирина трагически. С тех пор «в остроге он сидит». Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо» и «вольготно», «счастье» и «воля, свобода».
Встреча семи странников с помещиком, реплики крестьян по ходу его рассказа свидетельствуют о том, как глубоко чужды им идеалы господствующего класса. Разговор мужиков с Оболтом-Оболдуевым воспринимается как столкновение непримиримых точек зрения. Реплики крестьян, сопровождающие рассказ Оболта-Оболдуева, начиная с наивно-простодушной:
Леса нам не заказаны —
Видали древо всякое!
кончая социально-острыми:
Кость белая, кость черная,
И поглядеть, так разные, -
Им разный и почет!
А про себя подумали:
«Колом сбивал их, что ли ты
Молиться в барский дом?..
— Да, было вам, помещикам,
Житье куда завидное,
Не надо умирать! —
обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, открывают ту пропасть, которая существует между ними).
После встречи с помещиком поспорившие мужики приходят в деревню Вахлаки. Здесь на вопрос дяди Власа: «О чем же вы хлопочите?» — они ответили так:
…Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села!..)
— Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано?
— Кто еще включается в поиск ответа на вопрос о счастье?
(В новом определении цели странствий речь идет уже о счастье народном. С особой силой звучит мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожих на те старые, что оно до сих пор знали.
В поиски счастливого, в обсуждение вопроса — кто счастлив? — постепенно включается буквально весь народ. Не только странники, крестьянин Федосей, попик седенький, Матрена Тимофеевна, но и «молва народная придающая делу, затеянному семью поспорившими мужиками, всенародный размах. Народной молвой прославлены счастливыми Ермил Гирин, дед Савелий, Матрена Тимофеевна.)
— К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чем оно, народное счастье?
(Рассказы о их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей, — воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.)
— В чем особенности представления народа о счастье? Каковы необходимые условия счастья народа?
(Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения.
Вопрос о счастье переводится из этического в социальный план, приобретает острое политическое звучание. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом — что делать, чтобы счастье стало возможным?).
Таковы новые выводы, к которым пришли странники — правдоискатели, свидетельствуют о росте самосознания крестьянства. Спор, возникший в «Прологе», продолжается во всех главах и частях поэмы, все время приковывая внимание читателя к тем процессам, которые происходят в жизни русского народа после реформы.

Дополнительная информация для учителя
Необычен сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Семеро крестьян затевают спор о том, каким группам населения «на Руси жить хорошо», определяют совместно эти группы и решают опросить представителей всех названных групп. Но впоследствии никто из опрашиваемых кандидатов в счастливые не признает себя счастливым. А поскольку среди высших слоев уже заведомо нет счастливых, их, значит, нет ни в одном слое общества.
В написанных частях поэмы из предполагаемых счастливцев опрошены лишь поп и помещик, в черновике еще чиновник. Все они считают себя несчастливыми. Но ведь нелегко было бы предположить, что по замыслу поэмы несчастливая доля попа, помещика и чиновника должна была быть противопоставлена счастливой доле купца, министра или царя. Значит, несчастливы и они.
Замысел Некрасова документирован мемуарным свидетельством Глеба Успенского, не вызывающим никаких сомнений в своей правдивости. Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?
— А вы как думаете?
Некрасов улыбался и ждал.
Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. Некрасова есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев.
— Этому? — спросил я.
— Ну вот! Какое там счастье!
И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца.
— Так кому же? — переспросил я.
И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой:
— Пья-но-му!
Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо.
Это окончание поэмы в литературных кругах известно, по всей вероятности, не мне одному. Сообщаю его для провинциальных читателей». (Г. Н. Успенский).