Внеклассное занятие на тему: Дружить — другом дорожить

Воспитательский час.
Тема: «Дружить – другом дорожить»

5класс Коткова Т.Н.
Цель: способствовать сплочению детского коллектива.

Задачи:
-формировать нравственные качества;
-развивать устную связную речь, логическое и абстрактное мышление, корригировать память, внимание (на основе задания «Закончи пословицу», «Закончи предложение», игры «Клубочек», игры «Доброе слово»);
- воспитывать вежливое, уважительное отношение к окружающим, умение дружить, ценить дружбу, общаться в коллективе.
Оборудование: презентация, карточки с пословицами

Ход

1.Организационный момент.
Упр. «Закончи предложение»
Настоящий друг-это тот
Друзья всегда
Я могу дружить с такими людьми, которые
Со мной дружат потому что
Как вы считаете, какие личные качества необходимы для настоящей дружбы?
Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей.
Ребята, вы догадались, что это? Вот вам подсказка, из рассыпанных букв соберите слово.
Р Д У Ж Б А (дружба)
2. Ход занятия.
2.1. Вступительное слово воспитателя.

Добрый день. Ребята вы любите сказки?
(ответы детей)

Нашу встречу я хочу начать со сказки.

(звучит музыка, рассказывается сказка.)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром
Утром пришла Любовь и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу?
(Ответы детей).
- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- И наше занятие называется «Дружить – другом дорожить».
2. основная часть.
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

2.2. Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» .

а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Воспитатель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба:
«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность? (словарная работа)
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».
 
Ученик читает:          Дружба – главное чудо всегда,
                         Сто открытий для всех настоящее,
                         И любая беда – не беда,
                        Если рядом друзья настоящие.

2.3. Работа над понятием «настоящий друг» .

- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»? (словарная работа)

2.4. Игра «Волшебная рука»
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
- А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.

2.5.Физминутка. Офтальмотренировка.
2.6.Сценка.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.
- Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.
(Дети разыгрывают по ролям).
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?

Ученик.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет, Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит! На свете живешь ты не зря!

Воспитатель.
- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

2.7. Работа с пословицами
Из поколения в поколение передаются пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки?
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
(чтение пословиц на доске)
Что они означают?
Ваша задача найти свою половину. (слайд №8)

Нет друга – ищи /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей /а имей сто друзей/.
Один за всех /и все за одного/.
Человек без друзей /что дерево без корней/.

2.9.Физминутка.

2.10.Творческая работа «Дерево дружбы».
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Будь внимателен к своему другу.
Умей уступать своему другу.
3. Подведение итогов (рефлексия)
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Что вам понравилось, а что нет?
Что лучше дружить или ссориться?
Что нужно делать, чтобы в классе всегда была дружелюбная обстановка?












13PAGE 15


13PAGE 14115




15