Литературное исследование: «Знание родного края – наша сила и величие Родины»


Муниципальный отдел образования Ровенского района
МБОУ « СОШ с.Первомайское»

Исследование по литературе: «Моё литературное открытие»
Тема: «Знание родного края – наша сила и величие Родины»

МБОУ «СОШ с.Первомайское»
Учитель русского языка и литературы:
Шокина Светлана Геннадьевна
Учащиеся 10 класса
Адрес школы:
Саратовская область
Ровенский район
с.Первомайское
ул. Центральная, 20
телефон: 89020447399
Январь 2015 года

Исследование по литературе :«Моё литературное открытие»
Тема: «Знание родного края – наша сила и величие Родины».
Ф.А.Щербина
Цель: воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;
развивать культуру чтения;
способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей;
формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать речевую культуру;
понимать и чувствовать образный язык произведений родного края;
формировать гражданское самосознание, и просто, любить свой край.

Родины себе не выбираем, Имени себе мы не даём. Землю, где родились и живём, С детства называем отчим краем.
«Родина … Наверное, нет ничего дороже этого слова. Родина…  
Сразу же перед глазами встают необъятные  поля, веселые ручейки, зеленые сады и леса, певучие птицы. И какой бы ни была она, все равно нет дороже и
краше её. Где бы мы ни были, как бы далеко не находились от нее, в наших сердцах останется светлая память о Родине – могучей, красивой, сильной. Никогда человек не должен забывать свою Родину -  ведь он здесь родился и вырос. Огромна и могуча наша любимая Родина -  Россия. До боли в душе близки и дороги нам зеркальные озера и реки, просторы, необъятная ширь зеленых лугов и лесов, золотые нивы хлебов… не хватает слов, чтобы описать всю красоту ее природы. Такая большая она и такая родная! Мы гордимся славным прошлым России, радуемся ее достижениям! На многих языках говорят люди, населяющие эту величественную страну. И у каждого народа - своя история, свои обычаи.

 В самой глубинке России, среди полей и речушки раскинулось моё родное село Первомайское. Хотя и небольшое, но удивительно добрый, трудолюбивый и искусный народ проживает здесь..»
«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную осёдлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле.» Д.С. Лихачёв.
Где можно почерпнуть любовь к родному краю, узнать историю, традиции, достижения моей малой родины? В первую очередь от людей, которые меня окружают, от старожил села, и, конечно же, на уроках литературы, когда учителя знакомят нас с произведениями о нашем крае, с творчеством писателей и поэтов моего района и Саратовской области в целом.
Адам Миткевич говорил: «Литература рождается из глубины народной души».
Я учусь уже в 11 классе, но хорошо помню, что в каждом классе мы начинали изучать литературу с раздела «Устное народное творчество». Я очень любила этот раздел. Учитель нас знакомила с творчеством народа – сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, песни. На таких уроках мы узнавали и о народном творчестве Саратовской области. В нашей библиотеке есть интересная книга «Фольклор Саратовской области», составленная автором Т.М.Акимовой, а издана она в 1946 году.

Большинство записей было сделано во время фольклорных экспедиций студентами СГУ. Наша учительница часто обращалась к этой книге, а сегодня я её держу в руке и вспоминаю уроки 5 -6 класса. Я помню из неё сказку «Про чистоту, красоту и высоту», рассказанную Сесиным Михаилом Терентьевичем- Кудесник села Куракино Сердобского района, Саратовской
губернии (теперь Пензенской области), сказки он рассказывал с ранних лет, и в селе говорили, что его слушали односельчане и члены семьи целые ночи напролёт. Когда производили записи сказок ( С.В.Панина и студенты СГУ в 1938 г.), ему было 43 года. В прошлом – это крестьянин – бедняк. С 7 лет
он был отдан в ученики к ямщику, с 9 лет он стал учеником кустаря – колесника. Впоследствии Михаил Терентьевич работал колесником самостоятельно, чаще всего бродя по селам (« по сторонам», как он говорил) в поисках работы; после Октябрьской революции работал в своём родном селе. Всего от Сесина за 4 дня было записано 22 сказки: « Как львица воспитала царского сына» ( сказка, близкая к сюжету жития о Евстафии Плакиде,), «Иван из рыбьей кости» ( сюжет о поисках царевной исчезнувшего мужа «ясного Сокола») и многие другие. Герои его сказок нередко являются солдатами.
Сесин был человеком добрым, жизнерадостным, таким его видели члены фольклорной экспедиции в 1938 году. Сказки Сесина играли большую роль в жизни семьи. Жена рассказывала, что она в тяжёлые минуты «отводила душу», слушая его сказки. Сам же он не любил поддаваться грустным настроениям и старался рассеять их у других.
Отрывок из сказки « Про чистоту, красоту и высоту»: «Солдат приходит к одному мужику ночевать, с походу. А у мужика баба завела блины. Наутро мужик берёт кошку и говорит солдату: « Если узнаешь, что это такое, то я тебя досыта накормлю». Солдат думает себе: « Кошка , и всё». Тогда мужик говорит: « Ты не угадал. Это есть чистота. Когда ты не узнал – живи ещё сутки у меня» . Солдату приходится ещё одни сутки прожить – охота блинов покушать.
Проживает солдат сутки, мужик берёт солдата, подводит к печи и говорит, показывая на огонь: « Это что такое?» Солдат думает себе: « Огонь, и всё».-
« Нет, тогда ты опять не угадал. Это есть красота. Тогда оставайся ещё на сутки», - и не дал ему блинов.
Солдат остался и стал ждать этого моменту, когда уйдут из дому.
Из дому все вышли. Солдат преспокойно сел, накушался блинов, достал из печи огня и взял эту самую чистоту и привязал ей на хвост уголь и пустил её. Тогда чистота прыгнула с пола на потолок и зажгла дом, а солдат пошёл из дома вон.
Попадается ему мужик этого дома, он ему и говорит: « Слушай, гражданин, твоя чистота красоту понесла на высоту.» Мужик и думает: « Что же это такое?»
И солдат уже ушёл из видков. А у мужика дом загорелся. Тогда мужик догадался, что – чистота красоту понесла на высоту».
Когда мы учились в 5 классе, то, как и все пятиклашки, любили загадывать загадки, устраивали конкурсы, делали книжки - малышки. Чтоб загадка была по труднее, мы их придумывали сами, а ещё знакомились и с загадками Саратовского края. Я приведу пример нескольких загадок, которые записаны были в с. Еремкино Хвалынского района, в 1935 г. от Миши Учаева, школьника 12 лет. Записала их Т.М.Акимова.
Загадки: 1. Двенадцать орлов,
Пятьдесят две галки,
Триста шестьдесят пять воробьёв.
Снесли одно яйцо. ( Год)
2. Стучит, гремит, вертится,
Ходит весь век,
А не человек. ( часы)
3. Мать толста, дочь красна,
Сын – бобёр
На небеса попёр. ( Печь, огонь, дым).
Загадки, записанные студентами в с. Шаховское, быв. Хвалынского уезда, теперь Ульяновской обл., в 1920 г. от группы детей 10 – 14 лет:1.В подполье, подполье
Лежит пирог с морковью.
Есть хочется,
Лезть не хочется ( Рыба в воде)
2. Травы поем – зубы вытуплю,
Песку хвачу – опять наточу. ( Коса)
Изучая народные песни Саратовского края, мы часто устраиваем посиделки в музейной комнате нашей школы, который был открыт в 2006 году. Где силами учеников, учителей, родителей были собраны предметы старины: рубель, коромысло, прялка, веретено, кочерга, утюги, ухваты, самовары, икона и многое другое. Мы используем эти предметы в наших обрядовых праздниках: Масленица, Ярмарка, Рождество. Разыгрываем сказки, небылицы на внеклассных мероприятиях.

В низенькой светёлке
Огонёк горит,
Молодая пряха
У окна сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развитаРусская коса…
Девочек рано выдавали замуж, в 12 – 15 лет. На свадьбе невеста дарила что – то жениховой родне. Сколько подарков и насколько они красивы было очень важным, т.к. это показывало, какая невеста рукодельница.
-Что должна она была дарить? (рушник, полотенце и это всё вышивалось своими руками).

На открытые уроки приглашаем старожилов села, ходим к ним в гости, слушаем их рассказы о молодости, обрядах, а так же приглашаем родителей.

Из бесед делаем вывод, пишем сочинения, составляем альбомы из старинных фотографий.

Изучая раздел « Былины», мы знакомились с былинными героями.
В саратовском Поволжье также сочиняли и распевали былины «Илья Муромец и разбойники» и « Илья в ссоре с князем Владимиром» и многие другие.
В старших классах мы познакомились с былиной « Об Иване Гостином сыне», эта былина была записана в с. Кутьино, Ново – Бурасского района, в 1923 г. от И.Ф.Токарева, когда ему было 55 лет, а записал М.И. Советов.
Иван Федорович Токарев в 1923 г. сообщил несколько былин и исторических песен: о Ермаке, Сухманушке и другие. Выучил он песни и былины от своего дяди, Матвея Токарева, известного певца, от которого в 1899 году записывал былины собиратель М.Е. Соколов.
Былина « Сухманушка» (Суровец или Сухан – богатырь)
Ой как во Киеве во городе,
По киевской большой по дороженькеНе ясный сокол вылетывал,
Не лютой зверь выбёгивал,
Выезжал Сухан на коне буром Бахмуте,
Поехал он дороженькой.
На нем шапочка бухарская,
Седельце под ним черкасское,
Струменушки булатные,
А уздельцы – поводьица позолочены.
Поехал он дороженькой,
На дороженьке зелёный дуб,
На дубу сидит вещун – птица,
Вещун – птица черный ворон,
И голосит ему весть нерадошну:
Быть тебе, Сухманушка, убитому.
Как пришел туда, так и убился.
Одни уроки литературы включают только фрагменты краеведения, а другие получаются, что целый урок посвящён родному краю. Так, например, изучая творчество известных поэтов о Родине, природе – Тютчева, А.А.Фета, С.Есенина, А.С.Пушкина, мы знакомимся с творчеством писателей-земляков, писателей саратовского края.
Меня никто не спрашивал ни разу,
За что люблю я Родину свою,
Её поля, что не окинешь глазом,
Зелёных рощ весёлую семью.
Нет, мне никто не задавал вопросов,
Смогу ли в жизни продержаться я
Без русской песни, без родной берёзы,
Без ясных звезд …
Эти строки из серии стихотворений « Поле золотое» Н.Е.Палькина. Николай Егорович Палькин родился 3 апреля 1927г., в селе Большой Мелик Саратовской области. Сам поэт вспоминал о селе так: « Село в заливных лугах, под боком у леса, в двух шагах от Хопра в крутых берегах, с водой чистой как девичья слеза. Улицы детства и юности – улицы Балашова, пахнущего паровозным дымом, свежеиспечённым хлебом и мокрой после дождя землёй. В доме родителей, как на вокзале, всегда было многолюдно…. Многолюдье не только не стесняло нас, детей, но, наоборот, расширяло наше представление о мире людей скромных, бескорыстных, видящих в труде истоки человеческого счастья».
Когда Николаю Егоровичу было 14 лет, в октябре 1941 года балашовская газета «Большевик» напечатала первое его стихотворение « Переправа», посвящённое партизанам.
Многие стихи поэта положены на музыку: «Маменька», « Соловьи России»,
«На тропинке лунной, запорошенной…» и т. д. Песни исполняли известные артисты, такие как В.Толкунова, Мигуля, Л. Лещенко и многие другие.
Н.Е.Палькин много стихотворений посвятил родной земле, дому, хлебу. Вот одно из них:
Как хорошо, что жив отцовский дом,
Половичком прикрыта половица
И яблоня, по – майски белолица,
По- прежнему смеётся за окном.
Как хорошо, что жив отцовский дом
И песня, что я слышал с колыбели,
Когда отец и гости тихо пели
За небогатым праздничным столом.
Как хорошо, что жив отцовский дом
И голоса звучат в нём без умолку.
Старик сосед глядит на дом подолгу
И думает о чем – то о своём.
Как хорошо, что жив отцовский дом,
Такой, как был, не ниже и не выше.
И над его покрашенною крышей,
Как при отце, гремит весенний гром.
Когда проходят внеклассные мероприятия, то мы обращаемся к творчеству местных поэтов, знакомимся с их биографией, творчеством.

Например, литературный вечер, посвящённый Николаю Михайловичу Пяхину. Николай Михайлович Пяхин был учителем в МБОУ СОШ Ровное, создал музей в районном посёлке, писал о родном крае. Он болел душой за каждого жителя нашего района, к нему шли за советом, он очень интересный был собеседник. Из эссе его дочери С.Н.Фадеевой ( учителя): «… мои отец и мать – Пяхин Николай Михайлович и Пяхина Валентина Петровна – педагоги от Бога. У них была трудная, но интересная жизнь. Школа посылала им испытания. Они честью всё выдержали. Родители пример для меня во многом. Отец – педагог и поэт писал:
Хлеб мой учительский – сладкий и горький…
Чем тебя взвесить, чтоб знать сколько стоишь?
Может быть, трепетным и первым волненьем
Первых уроков, что ждал с нетерпеньем
Или ответами, сердце что грели,
Можно измерить года и недели?...» Поэзия Пяхина нам, жителям Ровенского района, очень близка и понятна, в каждой строчке мы узнаём свои родные берега Волги, просторные, необъятные степи, добрых людей.
Живём мы на Волге, на Волге на матушке.
На левом её обжитом берегу.
Где наше село на зореньке – зорюшке
Снегурочкой смотрится на белом снегу.
А летом, когда улыбается солнышко,
Село утопает в цветущих шагах.
И манит к себе наше хлебное полюшко,
Что рядом колышется – всего в двух шагах.
Здесь все мы родные, родные и близкие,
Где горе и радость всегда пополам.
И наши заботы – обычные сельские
Волнуют нас всех даже в снах по ночам.
Мы любим смеяться, петь песни сердечные
И дружно трудиться в полях за селом.
Нам дороги наши обычаи здешние
И то, что мы в милой России живём.

На уроках исследования мы ищем ответы на такие вопросы: Был ли Пушкин в Саратове? Ведь он в своих произведениях упоминает о Саратове.
Посещал ли Саратов В.В.Маяковский?
Бюст Александра Сергеевича был торжественно открыт весной 1999 года в рамках празднования 200-летия со дня рождения поэта. На высоком мраморном постаменте выгравирован автограф Пушкина.В прошлом, до реконструкции Липок 1990-х годов, на противоположной аллее парка находились бюсты выдающихся русских писателей. Сегодня памятник Пушкину является единственной скульптурной достопримечательностью парка, увековечивающей литературного деятеля. Сам Пушкин в 1830-х годах посещал Саратов.
Владимир Маяковский был в нашем городе трижды. Последний его визит состоялся в январе 1927-года.На проспекте Кирова в гостинице «Астория»,которая находилась на улице Республики и жил В.В.Маяковский. 
– Это был небольшой двухкомнатный номер, чуть более тридцати метров, на втором этаже с удобствами, с совмещенным санузлом, душем. Удобный, но без особой роскоши. Так ведь и Маяковский был поэтом народным и не требовал к своей персоне царских почестей.
Впервые Владимир Маяковский приехал в Саратов в 1910 году по приглашению друга Николая Хлестова. Впоследствии Хлестов станет оперным певцом, а Маяковский знаменитым поэтом. Но тогда они были просто друзьями, один из которых любил петь, а другой рисовать и писать стихи. Познакомились в Москве, куда Николай приехал из Саратова поступать в филармоническое училище. Успешно выдержав экзамены, он поселился на квартире Маяковских. Юноши подружились. В доме часто собиралась молодежь: слушали музыку, читали стихи. И, уезжая домой, Николай пригласил друга к себе.
В Саратове были многие известные писатели – это и И.А.Крылов ( в 1797 г. по предложению С.Ф.Голицына, уехал в имение Зубриловку Балашовского уезда в качестве секретаря князя и воспитателя его детей. В Зубриловском парке сохранялся старый огромный дуб, свидетель пребывания здесь великого русского баснописца. Местные называли его «дубом Крылова»);
Александр Дюма (отец) был в Саратове 2 дня (8 октября 1858 года. Ездил по улицам города, был в одной из местных фотографий, в доме саратовского полицмейстера, а также в модном магазине француза Сервье, который помещался на Московской улице. Ночевал на пароходе, стоявшем у саратовской пристани.
А.М.Горький . Название Саратова великий писатель впервые услышал в раннем детстве, в год смерти отца. После похорон отца он с матерью, бабушкой и братом Максимом возвращался из Астрахани в Нижний – Новгород. В пути Максим умер и во время стоянки парохода был похоронен в Саратове. Об этом факте Алексей Максимович вспоминает в своей повести « Детство». В последующие годы некоторое время Горький работал бок о бок с Федором Ивановичем Шаляпиным носильщиками. Когда Горького знали как писателя, он несколько раз встречался с саратовцами ( в 1903, 1928, 1929 годах). Известны 2 письма Горького в Саратов и Ртищево
( железнодорожному конторщику станции Ртищево В.И.Цепулину).
Также в Саратове побывали Г.Р.Державин, Т.Г.Шевченко, Н.С.Лесков, А.Н.Островский, Г.И.Успенский, В.Г.Короленко, и многие другие.
В нашей школе проводятся такие мероприятия, как неделя русского языка и литературы, которые включают в себя вечера, КВНы, линейки, экскурсии, праздники, круглые столы и обязательно звучат стихи местных поэтов, песни.
Наше село многонациональное и на внеклассных мероприятиях по литературе мы знакомимся с обычаями, традициями разных наций.
Большое место на уроках отводится патриотическому воспитанию. Такие уроки и мероприятия мы проводим в зале Боевой славы. Например, торжественное мероприятие литературно – музыкальная композиция: «И выстоят железный тот солдат, и выдержал Великий Сталинград…». Мы знакомились с подвигами солдат в Сталинграде.
В Ровенском районе проживали ветераны, которые участвовали в Сталинградской битве, к сожалению, сейчас остался только один ветеран Сталинградской битвы, который прожиает в с. Кривояр. Но мы всё равно продолжаем изучать историю страшной страницы Родины – Война. Историю людей, которые подарили нам, ценой своей жизни, мир.
Шокин Алёша, правнук участника Сталинградской битвы Ткаченко Т.К., занял I место в районном конкурсе стихотворений о войне.


От Волги и Дона, до Шпрее
От крытых соломой хат,
Сбивая врага заслоны,
Прошёл наш прадед – солдат.
Свои наводил орудья,
Пощады врагу не давал.
Вздыхая порою трудно,
Краюху хлеба жевал.
Грустил он по дому родному,
По матери и жене.
Во сне видя поле ржаное,
Был счастлив в чужой стороне.
Друзей каждый день теряя,
Он сердцем не стал черствей.
Своих детей вспоминая,
Кормил он врага детей.
Прошли те страшные годы,
Живём мы под мирным небом,
Но цену этой свободы
Знают лишь наши деды.
Краеведение имеет большое духовно-нравственное, воспитательное и образовательное значение, ведь мы приобщаемся к неисчерпаемому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищнице души народа.
Исследуя жизнь замечательных людей нашей области, мы совершаем экскурсии в Саратов.


Саратовская земля подарила миру много талантливых людей – Н.Г.Чернышевский, Петров-Водкин, А.Н.Радищев, А.Н.Толстой, К.А.Федин, Л.А.Кассиль, А.А.Бек и многие другие. Про одного из них я сейчас расскажу- это Н.Г.Чернышевский. Мы побывали в музее- усадьбе, где нас с одноклассниками приняли с радостью. С интересом и эмоционально рассказал наш гид о жизни Чернышевского, о его близких друзьях . Музей был создан 17 сентября 1920 года. Инициатива музея принадлежала М.Н. Чернышевскому-младшему сыну известного русского писателя Н.Г.Чернышевского. Музей расположен в главном здании усадьбы - доме Пыпиных. Этот дом был выкуплен дедом Н.Г.Чернышевского в 1801 году-священником Г.И.Голубевым. Сегодня этот домик, на углу улиц Чернышевского и Некрасова, знают тысячи людей, жители нашей страны и из-за рубежа. Дом -музей Н.Г Чернышевского -национальная реликвия и ценнейший исторический памятник Саратова и России. Мы побывали во всех комнатах дома, соприкоснулись с историей 19 века, представили,как он бегал по лестницам совсем ещё маленький, как он читал неподъёмные книги из домашней библиотеки.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, фольклор, прошлое и современную жизнь. Многие были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. У каждого из нас есть еще свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место- город, село, деревня, где мы родились – и они несравнимы ни с чем. Это наш порог жизни, наша малая родина. Хочется закончить своё исследование словами Д.С.Лихачёва
Любовь к родному краю, знаниеего литературного наследия – основа,на которой осуществляется ростдуховной культуры всего общества.
Д. С. Лихачёв
Используемая литература:
1. Книга, составленная Т.М.Акимовой, «Фольклор Саратовской области»
2. Н.Палькин « Избранное»
3. Волжские сказки, легенды, были.
4. Методическая копилка учителя русского языка и литературы
Шокиной С.Г.
5. Наблюдения, фотографии Микаиловой З.С.