Годовой отчет по самообразованию Приобщение детей к истокам русской народной культуре


Годовой отчет о проделанной работе по самообразованию
В этом учебном году (2015-2016 г) продолжила изучать тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
Продолжая тему, определила следующие задачи:
Побуждать интерес к произведениям устного народного творчества.
Приобщать детей к истокам русской национальной культуре.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
Показать детям красоту русского языка через народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках.
Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
Сформировать чувства национального достоинства.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Разработать дидактический материал для организации и проведения занятий.
Проанализировать полученные результаты.
Можно выделить следующие этапы работы над темой:
изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;
внедрение полученных знаний в работу;
систематизация и обобщение полученного опыта, отчет по теме самообразования.
К каждому празднику была подготовлена фотовыставка, выставка детских работ и рисунков.
Работа в выбранном направлении была сопряжена с определенными сложностями:
практически полное отсутствие знаний у детей и их родителей по выбранной теме. Однако, поставленные в начале года, задачи выполнены. Проведенная диагностика показали средние уровни знаний, умений и навыков воспитанников по выбранной мною теме по самообразованию.
Наши родители с удовольствием посещали предложенные им мероприятия: утренники к календарным датам, развлечения, выставки рисунков поделок. Необходимо отметить их активность в подготовке к праздникам, заинтересованность в работе, в получении детьми определенных знаний. Однако особой активности, проявленной в участии в самих праздниках.
В работе буду использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.
В работе использовала следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть);
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
В группе есть уголок красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Хочу к новому учебному году создать уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Два медвежонка", "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Царевна-лягушка"; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Звери в сказках", "Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет". И еще хочется закончить словами мудреца:
«Ребенок это не сосуд, который нужно заполнить,
Ребенок это факел, который нужно зажечь!»