Методические указания к выполнению пейзажной живописи


Эльдемурова И.Ю.,
Преподаватель ИЗО НУ СОШ «Эрудит»
Статьи по самоообразованиюМетодические указания к выполнению пейзажной живописи
Живопись пейзажа
Работа над пейзажем учит свободно владеть палитрой, т.к. обостряет чувство цвета и колорита. Любой человек видит богатство красок в окружающей среде, но глаз художника видит те многочисленные оттенки пейзажа, которые подчинены общему цветовому звучанию. Этот общий цветовой тон определяет колорит этюда. Колорит, могучее средство живописи, вызывает эмоциональное воздействие картины на зрителя. Цветовая гармония, воспринимаемая как единое целое в пейзаже, и есть колорит.
Выбор мотива
Прежде чем приступить к работе над пейзажем, необходимо выбрать мотив. Художник наблюдает выбранный им для этюда уголок природы, старается прочувствовать окружающий его мир, мысленно представляет себе композицию будущего этюда. Этот этап работы над пейзажем называется поисками мотива. Понятие «мотив» означает выделение в зрительных впечатлениях самого главного. Мотив является основой пластического и колористического решения картины или этюда. В природе всё взаимосвязано. Бывает, что какой-нибудь предмет нам кажется особенно живописным, но не предмет сам по себе вызывает такое впечатление, а та его связь с окружением и общим освещением, в котором мы его видим. Необходимо быстро запечатлеть (этюд).
Выбор точки зрения
Остановившись на том или ином мотиве, необходимо выбрать наиболее выгодную точку зрения, обдумать композицию этюда. В композиции этюда необходимо учитывать те цветовые соотношения данного пейзажа, на основе которых определяется его композиционный центр. Определяется линия горизонта (высокий горизонт, низкий горизонт).
Компоновка этюда
Выбирая место для работы, необходимо, чтобы холст, картон или бумага были в тени. Необходимо решить, какой формат холста или картона, бумаги подходит для этюда. Как разместить в нем пейзаж? Сколько места отвести небу, лесу, пространству земли?
Первый этюд следует ограничить двумя планами. На переднем плане может быть дерево, пенёк или камень. На втором плане масса кустарников или строение, и наконец, небо. В этом случае будет легче выражать плановость, линейную и воздушную перспективу.
Значение рисунка в этюде пейзажа
Рисунок в пейзаже помогает не только в композиции этюда, но и в живописной работе над ним. На холсте, картоне или бумаге намечаются общие очертания пейзажа – карандашом, углем или кистью одной краской (умбра, сиена). Местоположение каждого предмета в пространстве, пропорции, характер его форм необходимо определить точно, чтобы потом не искать, куда бросить мазок и иметь возможность писать свободно. В ходе живописной работы, рисует уже кисть, уточняя цветом форму каждого предмета. В передаче цветовых отношений (теплого к холодному) необходимо учитывать светлоту предмета, силу его освещенности, то есть тон. Рисунок, таким образом, выгодно сольется с живописью.
Основные задачи живописи пейзажа
С чего и как начинать этюд?
Если мотив строится на противопоставлении крупных затененных и освещенных масс, то необходимо и начинать этюд с выявления этих цветовых контрастов. В этом случае нужно начать с определения самых ярких, наиболее выделяющихся по цвету планов, передавая их по возможности в полную силу. Для этого надо прописать контрастные теплые и холодные цвета, основные тени и свет. Необходимо увидеть прежде всего мотив обобщенно, в виде двух-трех основных цветовых масс, и уловить отношение между небом и землей по цвету (что светлее и насколько, какой цветовой оттенок неба или земли теплее).
Правильно выявленное отношение цвета неба к оттенку земли поможет передать силу общего освещения и найти цветовой оттенок, доминирующий в мотиве.
Утром цветовой оттенок будет один, а вечером другой. Серый дождливый день или яркий солнечный полдень. Необходимо почувствовать цвет неба в цвете земли, т.е. определить колорит, характерный для данного мотива.
В летних пейзажах бывает особенно трудно передать разнообразие цвета зелени. Порой мы наблюдаем в работах учащихся их характерные ошибки, где зелень раскрашена одной ярко-зеленой краской. В живописи это недопустимо! Необходимо понять, что в живописи название цвета еще не определяет характер его оттенка. На палитре всего 3-4 зеленых краски, но в натуре множество оттенков зеленого, каждое дерево, каждый кустик имеют свой особый оттенок. Кроме того, цвет освещения, воздушная среда, всевозможные цветовые рефлексы от неба, от соседних предметов, от земли – придают листве каждый раз особый оттенок. Зеленая масса кроны сверху принимает на себя рефлексы цвета неба. Тени бывают теплее, если освещение имеет холодный зеленовато-серебристый оттенок. Листва, освещенная лучом солнца, буквально «горит» (настолько яркая и теплая). Голубоватый воздух смягчает все оттенки.
Ярко-зеленые и желтые краски палитры резки и далеки от цвета растительности, каким мы видим его в окружающей нас среде. Яркими и тем более несмешанными красками злоупотреблять нельзя! Надо искать смеси более тонкие и мягкие по цвету. Но и более 2-3 красок, не считая белил, смешивать не следует, ибо получится грязноватый оттенок, далекий от чистых тонов натуры. Рецептов смеси дать нельзя, т.к. в природе всё изменчиво.
Необходимы упражнения по смешиванию разных красок на палитре в поисках должного оттенка. Надо учиться читать в натуре из каких красок можно составить данный цвет. Это нужно почувствовать самим, т.к. если механистически, бездумно переносить или смешивать на палитре яркие цвета, получается грязь или бессмысленная по цвету, бесформенная масса. Очень заметна разница по цвету между удаленными и близкими вам предметами, т.к. глубина пространства и воздуха влияет на цвет. Верно взятые основные соотношения дадут вам основу колористического решения этюда.
Но для создания живописного этюда мало согласовать цветовые массы, надо найти и богатство цветовых оттенков светотени.
В кратковременных этюдах форма предметов передается обобщенно, объем выявляется основными крупными плоскостями. Этими скупыми средствами нужно передать общее состояние природы, глубины пространства и объемности предметов. Необходима гармония цветовых отношений (теплых и холодных).
Умение не приходит сразу, а достигается упорным трудом, поэтому необходимо много работать и отчаиваться при неудачах.