Конспект по ознакомлению с предметным и социальным окружением (старшая группа)



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 51 «Аленушка»
Истринского муниципального района






Совместная партнёрская образовательная деятельность
с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет)
по образовательной области «Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром,
на тему «В центре подготовки космонавтов».













Воспитатель:Фокина Вера Михайловна ,
первой квалификационной категории



д. Кострово 2015 год



Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «В центре подготовки космонавтов»


Цель:
Формировать  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, активизировать словарь детей, воспитывать любовь к своей планета.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.
- Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах.
- Уточнить знания у детей о первом лётчике-космонавте Ю.А. Гагарине.
- Упражнять в прямом и обратном счёте.
- Закреплять знание геометрических фигур.
Развивающие:
- Развивать воображение детей
- Развивать логическое мышление.
- Развивать внимание, умение планировать совместную деятельность при работе в парах и подгруппах.
Воспитательные:
- Воспитывать правильную осанку.
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка; презентация в программе Power Point со слайдами; дидактическая игра: «Быстрые ракеты»; аудиозаписи; два мольберта; плакат с изображением домов; обручи; картинка с изображением звездочёта.
Интеграция областей:
Познавательное развитие; речевое развитие ; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.
Предварительная работа:
Просмотр слайдов, чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир»,чтение рассказов: К. Булычёв «Тайна третьей планеты», В.Бороздин «Первый в космосе», П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», проведение бесед на тему: «Земля – планета, на которой мы живём», «Млечный путь», «Первый в космосе», дидактические игры: «Собери созвездие», строительная игра: «Космодром», сюжетно - ролевая игра: «Будущие космонавты. - Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики
( совместная творческая деятельность родителей и детей)

Ожидаемые результаты:
Сформировать у детей представление о космическом пространстве, об освоении космоса людьми. Пробудить интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, активизировать словарь детей, воспитывать любовь к своей планете.
Ход НОД:
Звучит космическая музыка, дети входят в зал. (СЛАЙД№1космос)
В: Посмотрите, ребята, как оформлен наш зал. Что вы видите? Как вы думаете, во что можно поиграть сегодня в нашем зале?
Д: В космос, в лётчиков и др.
В: Хорошо, вы правы. Не случайно мы с вами здесь сегодня собрались. В апреле наша страна отмечает праздник. Какой?
Д: 12 апреля, день космонавтики.
В: Правильно. С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Слайд№2собаки). На ней вы можете увидеть первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после этого туда отправился первый человек.
В: Как же звали ,этого человека?
Д: Юрий Гагарин.
В: Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. (Слайд№3 портрет Юрия Гагарина).
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос. Ю.А. Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле "Восток" один раз, он увидел звёзды и планеты. Это было очень важным событием для всего мира. После своего полёта Гагарин объездил весь мир. Люди всех стран хотели познакомиться с первым космонавтом планеты. Все мальчики и девочки мечтали стать космонавтами. (Слайд№4 Гагарин с детьми)
В: А вы хотите стать космонавтами и отправиться в космическое пространство?
Д: да
1 - ребёнок
Мы пока что только дети,
Но придёт заветный час -
На космической ракете
Мы отправимся на Марс.
2 - ребёнок
В небе звёзды ярко светят
И ракеты наши ждут,
К этой сказочной планете
Наш космический маршрут.
3 - ребёнок
Хорошо, пронзая тучи,
В космос полетим, друзья,
Но возьмут в ракету лучших,
Всем лететь никак нельзя.
В: Правильно, космонавтом может не каждый стать. Ребята, я предлагаю сегодня посетить центр подготовки космонавтов и проверить, сможем ли мы с вами стать космонавтами. В этот центр набирают 10 человек. Возьмут ли нас всех, как узнать? Правильно, надо посчитаться. Дима, посчитай сколько вас.
Сколько же у нас в группе мальчиков? Сколько девочек? Кого больше мальчиков или девочек.
В: Итак нас как раз нужное количество.
Тогда начнём готовиться прямо сейчас. Проходите на свои места, не забывайте про космическую осанку.
В: А каким должен быть человек для полёта в космос?
Д: закалёнными, сильными, ловкими, смелыми, ответственными, добрыми.
«Космонавтом хочешь стать –
Нужно много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд!»
В: Вы говорили, что космонавты должны много знать и уметь. Вот сейчас мы и проверим, что вы знаете.
В: Итак, наш первый шаг в подготовке.
Перед детьми слайд (Слайд№5 «Солнечная система»)
В: Ребята, что вы видите?(Солнечную систему) В солнечной системе есть самая главная звезда, как вы думаете, что это за звезда? (солнце) А какие планеты вращаются вокруг солнца? (Марс, Сатурн, Юпитер и др.) Сколько всего планет в солнечной системе? (восемь)
Какая по счёту планета Земля? (Третья) (Слайд№6 Земля) Какого цвета наша планета? (Голубая)
Что обозначают эти цвета?
- синий и голубой (моря, озёра, океаны)
- коричневый (горы)
- зелёный (леса, поля)
В: В какой стране мы живём? (Россия) Как называется столица нашей Родины, главный город нашей страны? (Москва)
В: Как называется наша малая Родина? (д. Кострово) В д. Кострово, в детском саду находится центр подготовки космонавтов.
Давайте представим, что мы с вами приехали в специальный городок по подготовке космонавтов и расселимся по домам.
Проводится игра «Расселение по домикам» ( игра с применением наглядности на ватмане)
- посчитаем сколько этажей в каждом доме в нашем городке?
- сколько этажей в первом доме?
- Маша будет жить в самом высоком доме, на втором этаже справа. Маша покажи, где ты будешь жить. (подобные вопросы задаются всем детям)
В: Молодцы хорошо справились с заданиями. Следующий пункт нашей подготовки.
А теперь посмотрите, кто изображён на картинке? (Слайд№7 астроном)
Д: Звездочёт, астроном.
Чем он занимается? ( он любит считать звёзды, наблюдать за ними)
Он работает каждый день, целую неделю. Назовём дни недели по порядку.
Назови, какой день недели идёт после среды, перед вторником и т.д.
Он может рассматривать и изучать несколько звёзд целый год.
Сколько месяцев году?
В: Молодцы вы удачно справляетесь с заданиями.
Для того что бы стать космонавтом, надо быть здоровым. А что же делаете вы для того что бы быть здоровыми?
Д: ответы по очереди (нужно делать зарядку, массаж, закаляться, гулять играть в подвижные игры ,правильно питаться заниматься физкультурой, соблюдать чистоту и т.д)
В центре подготовки будущие космонавты тренируются, каждый день делают гимнастику и специальные упражнения. Давайте и мы сейчас встанем в круг.
Физминутка.  Раз-два, стоит ракета.                                   (дети поднимают руки вверх) Три-четыре, скоро взлет.                              (разводят руки в стороны) Чтобы долететь до солнца                           (круг руками) Космонавтам нужен год.                               (шаг на месте) Но дорогой нам не страшно                         (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево) Каждый ведь из нас атлет                            (сгибают руки в локтях) Пролетая над землею                                   (разводят руки в стороны) Ей передадим привет .                                  (поднимают руки вверх и машут

В: Молодцы, хорошо размялись. Переходим к следующему пункту нашей космической подготовки.
В: На чём можно полететь в космос ?
Правильно на космическом корабле (ракете). (Слайд№8 ракета) Вот мы сейчас и узнаем, сможем ли мы стать конструкторами и построить ракету.
Проводится дидактическая игра « Собери ракету» ( перед детьми два фланелеграфа, дети делятся на 2 команды и собирают ракеты из геометрических фигур по образцу)
В: А ещё космонавтам надо быть очень внимательными, для этого у них должно быть хорошее зрение. Проводится зарядка для глаз.
Гимнастика для глаз.
Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, поглядел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
Поднимаюсь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.
В: Ребята у вас всё получается, и я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Быстрые ракеты».
Участники игры берутся за руки и встают в круг в центре зала. По залу разложены обручи - ракеты. Вместе с воспитателем начинают двигаться по кругу и громко декламировать:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»
Произнеся слово «нет!» дети расцепляют руки и бросаются к «ракетодромам», стремясь занять любую свободную «ракету». Проигравшие выбывают из игры.

В: Ребята я вас поздравляю, вы справились со всеми заданиями в нашем космическом центре. Как вы считаете, вы сможете стать космонавтами в будущем?
Д: Да.
В: Я вам предлагаю последнее не менее важное задание. Сейчас мы узнаем, сможете ли вы построить ракету по чертежу. (Слайд№9 чертёж)
Перед вами чертёж, он состоит из геометрических фигур.
Каких?
Д: Называют геометрические фигуры.
В: Проходите на середину ковра, вот перед вами детали нашего космического корабля. Приступайте к работе. ( звучит космическая музыка)
Ребята у вас остались лишние детали, почему? ( потому, что они не указаны на схеме)
Ну, что вы готовы к взлёту , начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8,
Дети вместе с воспитателем проговаривают стихотворение:
Мы в космической ракете,
Мы быстрее всех на свете,
Рядом с солнцем пролетим,
Здравствуй, солнце прокричим! (повторяем 3 раза)

Звучит релаксирующая музыка.
В: Ребята давайте закроем глаза и представим , что мы в невесомости, в космосе. Я буду к вам подходить, дотрагиваться до вас рукой и спрашивать, что вы видите? (Планеты, кометы, звёзды и тд)

В: (Сайд№10 космос)
А теперь пришла пора нам возвращаться на землю, в наш детский сад. Сейчас вы откроете глаза, и окажетесь в нашем детском саду, в центре подготовки космонавтов. Что бы стать космонавтом нужно быть не только сильным, ловким и умелым, но и хорошо питаться. Нам пора принимать космическое питание в группе.
Во что мы с вами сегодня играли?(В космос, мы были на станции подготовки космонавтов)
Что нового вы сегодня узнали?(Что бы стать космонавтом, нужно многое знать и уметь)
Ребята вам понравилась наша игра? (Да)
Давайте попрощаемся с гостями и отправимся в группу.




15