Урок по обучению грамоте на тему: Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,].


Обучение грамоте
Подготовила и провела учителя нач. классов:
Боровикова С.В. учитель 1 категории, сш № 17 , Илийского района ,п. Боралдай.
Тема : Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и
строчной букв М м.
Цель урока
Дидактическая цель: создать условие для открытия новых знаний.
Тип (вид) урока: урок- открытие
Задачи урока:
познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
развивать фонематический слух, память, внимание, речь.
формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Методы обучения:
наглядно-иллюстративный;
словесныйФормы организации деятельности:
парная
индивидуальнаяСредства обучения:
учебник,
рабочая тетрадь, ч.1
наглядные пособия
Ход урока
1. Орг. Момент
Мы сюда пришли учитьсяНе лениться, а трудитьсяНа уроках я сижуРуку тихо поднимаюЕсли спросят – отвечаю
2. Постановка темы.
- Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?
3.  Повторение
- Вспомним, что мы с вами знаем.
- Попрошу вас собрать рассыпавшееся правило воедино, а сначала ответьте мне на вопрос. Благодаря чему мы с вами общаемся и понимаем друг друга? (С помощью речи)
- Итак, начнём…..
Речь….
Речь состоит из предложений….            
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов
Слоги состоят из звуков
Звуки бывают гласные                          
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке вы мне скажите сами, но чуть позже.
Игра «Найди лишнее». ***** на доске
– Посмотрите на доску.
– Какая буква лишняя: и, а, О, ы?
– Какое слово лишнее: ау, уа, Иа,
4.Фонетическая зарядка. Цветные карандаши
- Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показываете карандаш такого цвета, который требуется для обозначения первого звука.
шапка, ослик, акула, пилот, экран, игрушка, ананас, мишка
урок по грамоте посвящен новым звуком и новой букве. Какой? Поиграем в игру эхо и мы узнаем Что такое эхо?
Игра «Эхо»…Дом — … ммммДым — …Альбом — …Том -….Там — …Ком — …Сом — …
Догадались, о каком звуке будет сегодня наш — урок?
Звук [м]… Какой он гласный или согласный? Звонкий или глухой?
Запомните слова со звуками [м], [м`], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».
ПОЭТЫ
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
– Малины! – заорал Миша.
– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
– Ну, хотя бы про этот мухомор.
– Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
– Айболит! – заорал медвежонок.
– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
– Откуда ты так много знаешь?
– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.
Назовите слова, в которых есть звук [м] ….
5. Отгадайте загадку…
Зимой спит,Летом ульи ворошит
Произнесите это слово несколько раз. Какой звук слышите в начале слова? Чем отличается звук [м’] от звука [м]?
Назовите слова с мягким звуком [м’] (мяч, мир, семь, восемь, мел, месяц)
ЧистоговоркиМа-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми – поем ноту ми.
Игра «Узнайте звук»
- Если услышите в словах звук [м] – хлопните в ладоши один раз, а если услышите звук [м,] – топните один раз: мишка, маска, мел, милашка, море, морс, метла, мальчик, музыка.
- Можем ли мы увидеть звуки [м м,]?
6.- Звуки [м м,] мы обозначим буквой Мм.
учитель показывает печатную букву Мм
— Сколько букв на плакате? Почему две буквы Мм?
- На что похожа буква М?
- Послушайте как про эту букву написал поэт:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква М.
Упражнения в чтении слогов и слов
7. Работа по Букварю с 18
- Кто изображен на рисунке?
- Чем занимается мама и дети?
- Найдите предметы, в названии которых есть звук [м]. есть звук [м,].
Чтение слогов и слов
на доске написаны слоги и слова
МА Мы Ми мо муАм ым им ом ум
МА-ма ми-мо му-мучтение идет по заданиям:
Все слоги хором
Слоги с мягким звуком
Слоги с твердым звуком
Чтение слов
Чтение по строчкам
Чтение по столбикам
Игра «Кто больше»
- Придумайте и назовите слова в которых есть звук [м], [м,].
8. Упражнения в написании букв
Зарядка для кистей рук и глаз
Сказка про муравьишку.
-Сегодня на уроке мы будем учиться писать новую букву. А поможет нам маленький лесной житель. Как его зовут?
(муравей)
однажды маленький глупый муравьишка заблудился среди травинок. Смотрит он, а солнышко уже низко, скоро ночь. Страшно стало ему.- Поможем ему найти дорогу домой?Приготовили пальчик и по травинкам “побежали” с муравьишкой домой в муравейник. Опустился муравьишка с пенёчка, а затем пополз по травинке вверх, смотрит: “Где же дом?” (обводим пальчиком первый элемент буквы).- Нет, не видать!Спустился вниз и опять пополз вверх по травинке. (обводим пальчиком следующий элемент буквы). Добрался до самого верха: “ Вон и домик родной”. Скатился по травинке вниз: “ Вот и дом!” Скорее забежал в домик. Написали букву “М.м.”
- Рассмотрите строчную букву М. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента начнем писать строчную букву М?
Письмо элементов строчной буквы М стр 9 строчка 2
**** письмо по алгоритму
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо слогов
Самоанализ написанного
- Красным карандашом отметьте гласные буквы точкой. Зеленым карандашом мягкий звук, а синим цветом – твердый звук.
Анализ заглавной буквы М стр 9 Пропись1
- Рассмотрите заглавную букву М. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента начнем писать заглавную букву М?
Письмо элементов заглавной буквы М стр 9 строчка 4
**** письмо по алгоритму
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо элементов буквы
Самоанализ написанного
9. Подведение итога. Рефлексия.
- Какие новые знания приобрели сегодня?
- Какие трудности возникли?
- Какое задание было наиболее интересным?
- Все ли цели достигли?