Открытый урок по обучению грамоте на тему Знакомство с буквой Ж,ж

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 79
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан












Открытый урок
по литературному чтению(обучение грамоте)
в 1 классе
Тема: Знакомство с буквой Ж,ж
Программа «Начальная школа XXI века













Учитель:
Каримова Гузяль Рафаиловна,
1 категория





Уфа-2015
Тема  урока:  ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ж, ж
Класс:1 Б
Дата: 11.02.2015
Предмет: литературное чтение(обучение грамоте)
№ урока по расписанию: 3
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная
Формирование ключевых компетенций:
учебно – познавательной
коммуникативной
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука
·ж
·; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука
·ж
·; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения; логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука
·ж
·.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Оборудование: ИД, электронный учебник, Букварь –часть первая, МКК(мобильный компьютерный клас Технологическая карта урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный
момент.


Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости – будущие первоклассники, на следующий год они тоже придут в школу учиться. Наверняка, им очень интересно, как учатся в школе дети. Давайте покажем им, что мы умеем, чему научились, хорошо? А для этого нам понадобится удача. (бегунок «Удача»)
Хлопают друг друга по плечу и желают удачи.

Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:
волевая саморегуляция.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.


Речевая разминка:
Артикуляционные упражнения:
-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение;
-Губы в трубочку, в ниточку.
-Язычком помоем зубки.
-Язычком сделаем укольчики щечкам
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с буквами, но для начала давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах. Мы знаем, что звуки делятся на согласные и гласные.
- Как отличить гласные звуки от согласных?
- Какие могут быть согласные звуки?
-А как можно определить, что согласный твердый или мягкий?
-А еще какие?
-Как определяем звонкость и глухость согласного?



- А бывают ли только твердый или только мягкие звуки?


















Гласные поются, а согласные не поются.
- Твердые и мягкие
- по гласным

-звонкие и глухие
-Закрываем ладошками уши и произносим звук, если звенит, значит звонкий, если не звенит, а только шумит, глухой.
-Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук











Познавательные:
логические:
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.





-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Для начала послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Н.Френкель «Жук») (ИД)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Жук,жук,пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
-Жу,жу,жу,жу,
Я на дереве сижу.
-Жук,жук, покажись!
Надо мною покружись!
_Жу,жу,жу,жу,
Я летаю и жужжу.Н. Френкель
_Как жужжит жук?
-Кто догадался, с какой буквой будем знакомиться?
-Давайте сформулируем тему


– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?
На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.
Изучить звук и букву .
Учиться читать слоги и слова с новой буквой.
Что конкретно мы можем узнать о звуке ж?
-Звонкость-глухость мы можем определить сразу же, а вот твердость –глухость сразу же определить не получится, для этого мы с вами должны изрядно потрудиться, ведь мы же знаем, что звуки могут быть или только твердые или только мягкие, или и твердые, и мягкие.


Слушают учителя










-Ж-ж-ж-ж-ж
С буквой Ж.

Формулируют тему урока:
Знакомство с буквой Ж.






Выбор варианта.

Твердость-мягкость, звонкость-глухость

























Регулятивные:
целеполагание.

Познавательные:
общеучебные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение
проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
























- для начала определим, согласный он или гласный? Этот звук особенный.
- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?
-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы
Исследование нового звука вы будете проводить вместе с нашими гостями.
Давайте составим план исследования.
Определить, звонкий или глухой?
Узнать, где может стоять в слове?
Выяснить, бывает ли он и твердым и мягким?
2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
- Ребята, давайте по пунктам проведем исследование. По первому пункту нашего плана мы должны определить, какой он звонкий или глухой? Как можем определить?

Переходим ко 2 пункту. Давайте узнаем, где в слове может стоять этот звук?





В следующем пункте мы должны выяснить, твердый или мягкий звук? Для этого также работаем с компьютерами, открываем электронный учебник, Урок с буквой Ж, задание 2.



- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?

- В чем особенность звука [ж]?

5. Физкультминутка
Игра «Гости»
Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.
Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.
-Молодцы! Вы были очень внимательны!
- Так какой же звук [ж]?



6. Знакомство с новой буквой
-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?
- На что похожа буква Ж?
(ИД)
-Мы с вами выяснили, что звук ж может стоять и в начале слова, значит, у него должна быть и заглавная буква.
- Зачем нужны большие буквы?




- Где мы встречаемся с печатными буквами?

- А для чего нужны письменные буквы?

-А вы хотите научиться писать букву ж?
- Давайте возьмем ручки и вспомним, как нужно сидеть при письме?
- Печатаем букву Ж.




7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
-Открываем Букварь на с.122
С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?

Прочти слоги самостоятельно; хором.

-На какие слоги надо обратить внимание? Почему?
-Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв?

-Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.

-Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти.

- согласный, потому что не поется.
-Выдвигают версии.

















-Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».
Надеть «волшебные наушники». Вывод: он звонкий.
Открывают электронный учебник: урок с буквой Жж.1 задание. Вывод: может стоять и вначале, и в середине, и в конце слова
Звуко-буквенный анализ слов(сначала индивидуально каждый ученик, а потом по одному выходят к доске и работают на ИД)
Вывод: мягким ни разу не был, всегда твердый. Нет мягкой пары.


Он всегда твердый










Твердый, звонкий согласный, может стоять и в начале, и в середине, и в конце слова



На жука




Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц.
Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.
Ими мы пишем в тетрадях.
Да
Показывают правильную посадку
Дети печатают букву Ж.









“Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”.

Читают слоги.

Жи, же
Звук [ж] – всегда твердый.



“Опасные”.


Жи пиши с гласной и,
же – с гласной е.


Ши пиши с гласной и,
ше - с гласной е.

Познавательные: логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:
- постановка и решение проблемы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
(знаково - символические)
- создавать и преобразовывать модели.
Регулятивные:
- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:
- умение работать в паре;
- учитывать разные мнения;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.




Личностные:
установка на здоровый образ жизни.













Познавательные:
логические:
- выбор оснований и критериев для сравнения.





















Познавательные:
общеучебные:
-формировать смысловое чтение;
- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.




5. Первичное закрепление.
1.Чтение слов на с.123
-Ребята, а что можно сказать об этих словах?

2. Физкультминутка для глаз



3. Чтение рассказа «Жаба и жук».

- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?
- А кто такая жаба?
- Кто прочитает рассказ?
-Какие чувства вы испытываете?
Вопросы по содержанию:
– Кто жил у пруда?
– Какой был жук, когда летел??
-Почему автор называет жука бедным?
Дети читают.




Выполняют соответствующие упражнения.










Выдвигают версии.





Личностные:
установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:
-прогнозирование.


7. Включение в систему знаний и повторение.
Прочитаем слоги еще раз(ИД)
-Поиграем в игру «Новые слова»(ИД)
Жара
Пара
Парк
паук
Дети читают.
Дети пишут но ИД новые слова


Регулятивные:
- самоконтроль деятельности;
-самооценка результатов работы.


8. Рефлексия
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения
Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
2. Беседа:
- Какой была тема урока?
- Какие цели вы ставили?




- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
- Вы смогли их преодолеть?
Дорогие наши гости! Вы очень хорошо поработали вместе с нами на уроке, я думаю, что вы в будущем станете хорошими учениками, мы вас ждем в школе. Надеюсь, вам тоже у нас понравилось, и наши ребята подготовили для вас маленький подарок.(шары) До новых встреч!





-Звук [ж], буква Ж..
-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.
-Да.
-Да.
-Да





Ребята раздают гостям воздушные шары.
Регулятивные:
-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.







../Desktop/1 КЛАСС/1 КЛАСС НОВЫЙ ПО ПРЕДМЕТАМ/УРОКИ. ПЕРВАШИ/чтение/открытый урок буква ж.tbd15