ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СОТВОРИ СЕБЯ, ПОЗНАЙ ДРУГИХ».


ПРОЕКТ
ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема проекта: «СОТВОРИ СЕБЯ, ПОЗНАЙ ДРУГИХ».
Срок реализации проекта: сентябрь 2011 г. — май 2012 г.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
На разработку проекта повлияла необходимость сформировать у моих воспитанников позитивных духовно-нравственных ориентиров, которые на сегодняшний день не всегда отвечают нормам морали и этики. Связано это с тем, что дети поступили из разных детских садов с определенным багажом социального опыта, не всегда успешного. Считаю, что данная система мероприятий поможет восполнить пробел и сформировать успешные личности.
Цель проекта:
Гармонизация отношений ребенка к миру и самому себе, приобщение к высоким нравственным ценностям. Развитие познавательных способностей детей, их кругозора, эмоциональной сферы. Закрепление и углубление знаний воспитанников в области этических и нравственных норм поведения. Развитие коммуникативных возможностей воспитанников, умение правильного общения в коллективе.
Задачи проекта:
• Формировать эмоционально – эстетическое и бережное отношение к окружающим людям.
• Способствовать творческой речевой активности детей.
• Создавать условия для развития у детей познавательных умений: вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, творчески перерабатывать информацию и самовыражаться в различных видах деятельности.
• Организовать более тесное сотрудничество детского сада, ребенка и его семьи.
Участники проекта:
1. Педагоги: воспитатели подготовительной группы.
2. Дети подготовительной к школе группы.
3. Родители и другие члены семей воспитанников.
Формы и методы работы.
Далеко не все приемы оправдывают себя при работе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Поэтому при разработке данной системы воспитательного процесса используются специальные игры, упражнения, тесты, рассказывание сказок, легенд, направленных на развитие у детей понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков и умений, умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты. Оценивая выполненные задания, ответы детей, принимается во внимание речевое оформление ответа, характер взаимоотношений между детьми в процессе образовательных отношений.
Формы и методы работы с детьми:
1. Этические беседы;
2. Анализ и обсуждение конфликтных ситуаций;
3. Индивидуальные задания;
4. Викторины;
5. Коллективные творческие работы.
Способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение. Детям дается определенный образец поведения (за столом, во время игры, в разговоре со старшими или сверстниками). Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнения. Многократно повторяется то или иное действие. Добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования предметов.
3. Воспитывающие ситуации. Создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
4. Поощрение. Проводится различными способами, активизирует детей к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание. Применяется крайне редко. Наказание, приводящее к боли душевной или физической, категорически не используется. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка, направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть: воспитатель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) персонаж.
7. Разнообразие словесных методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение. Необходимо не только показать рассказ, но и разъяснить, как и почему следует в той или иной ситуации поступать именно так.
9. Беседа. Помогает выявить уровень знания детьми норм и правил поведения. Её разумнее проводить с небольшой группой, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно её построить.
Модель сотрудничества с родителями:
1. Организационная деятельность;
2. Информационно - просветительская деятельность (организация детско-родительских экскурсий; выпуск информационных листов) ;3. Творческая деятельность (совместные праздники и досуги, совместные выходы в театр, походы на природу; семейные мастер-классы; открытые просмотры образовательного процесса) .
4. Оформление стендов, выставок для родителей;
5. Анкетирование родителей, выпуск памяток и буклетов, консультирование специалистами.
Методический материал программы подбирался в соответствии с возрастными закономерностями развития детей и содержит:
1. Фрагменты текстов, стихов, литературных произведений. Они используются как иллюстрации анализа жизненных ситуаций, поведения героев в ходе группового обсуждения.
2. Пословицы, которые используются для стимулирования высказывания детей, формирования их собственной позиции по убеждаемой теме.
3. Высказывания героев детских книг, они полезны для формирования у детей собственного отношения к разным жизненным ситуациям.
4. Сказки, задания к сказкам («А что будет, если… », «Придумай другое окончание сказки» и т. п.) способствуют развитию творческого отношения к жизни.
5. Карикатуры, рисунки позволяют развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые ситуации со своим поведением.
6. «Шпаргалки» используются в повседневной жизни как форма составления детьми алгоритма своих действий («Как принять решение», «Советы для тренировки уверенности в себе») .
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
3. Обследование уровня нравственной и духовной воспитанности детей (умение определять мотивы и последствия поступков; способность в слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями; отношение ребенка к окружающим людям: старшим и младшим, сверстникам; отношение ребенка к пониманию значения ценностей в собственной жизни) .4. Определение уровня воспитанности детей посредством наблюдений, этических бесед, рассуждений в ходе решения проблемных ситуаций (см. таблицу 1) .
II. Основной этап реализации проекта.
Данный этап включает 3 блока:
I. Общение
Общение – установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.
Задачи:
1. Обучить детей способам предотвращения или разрешения межличностных конфликтов;
2. Развивать у детей умение применять в общении новые, позитивные и уважительные формы общения.
II. Поведение
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Задачи:
1. Обогащать и формировать социальный опыт детей;
2. Развивать способность к эмпатии: понимание переживаний, состояний, интересов других, доброжелательное восприятие достоинств и недостатков других лиц, критическое отношение к своим поступкам.
III. Этикет
Этикет – составная часть внешней культуры человека в обществе (формы обращения и приветствия, умение поддерживать разговор на определенную тему, умение принимать гостей; правила поведения за столом, в общественных местах) .Задачи:
1. Формировать у детей уверенность в себе, создание и принятие внутреннего «Я»;
2. Побуждать детей к осмыслению человеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к сознанию собственной внутренней позиции, собственных жизненных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«Сотвори себя, познай других»
БЛОК «ОБЩЕНИЕ»
СЕНТЯБРЬ
1. «Учимся общаться» Закрепить правила общения;
Развивать умение слушать других людей; учить отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих. Тренинг, пословицы, инсценирование, обсуждение ситуаций
2. «Гнилые слова» Формировать потребность в высоких культурных ценностях и их дальнейшем обогащении; помочь детям ощутить всю мерзость нецензурных слов силою убеждения на примерах наших предков. Доверительная беседа,
примеры из истории,
сказка
3. «Дружим с добрыми словами» Формировать межличностные отношения внутри детского коллектива; адекватную самооценку. Чтение и обсуждение сказки
4. «Дружба начинается с улыбки… » Развивать чуткость к окружающим людям;
корректировать аффективное поведение. Д/и «Паровозик улыбок», пословицы, обсуждение м/ф «Крошка Енот»
5. «Путешествие в страну вежливости и доброты» Формировать у детей умение видеть в человеке наиболее важные качества; развивать навыки совместной деятельности. Викторина
ОКТЯБРЬ
6. «Давайте радоваться» Расширять представление детей об эмоции радости; способствовать открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами Пиктограммы, дидактические игры, проблемные ситуации
7. «Ссора и примирение» Учить детей контролировать мышечные ощущения с целью смены характера движений;
передавать чувства интонацией. Игровые упражнения, сюжетные картинки
8. «Береги свое время и время других» Формировать у детей понимание того, что человек, умеющий ценить свое и чужое время, - человек чуткий, ответственный. История о времени, обсуждение ситуаций
9. «Я люблю своих друзей, мои друзья любят меня» Формировать у детей ценностное отношение к категории «любовь»; человеколюбие.
Этюды «Золотые капельки», «Встреча с другом»
10. «Настроение и здоровье» Актуализировать знания детей о взаимосвязи настроения и здоровья; научить разумно пользоваться своими жестами, владеть своими чувствами. Рисование «Настроение», упр. «Добрая, сердитая кошка», беседа
НОЯБРЬ
11. «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» Приобщить детей к сокровищам духовной культуры русского народа; формировать культуроведческую компетенцию детей. Дидактические игры «Угадай пословицу», «Перевертыши»
12. «Давайте радоваться» Способствовать накоплению положительного субъектного опыта детей через участие в специально организованных ситуациях Вопросы, игра «Маски», этюд «Встреча с другом»
13. «Слово лечит, слово ранит» Подвести детей к пониманию значения слов при общении, в отношениях с людьми. Беседа, упражнения «Выбери и поставь», «Соедини»
14. «Будь себе лучшим другом» Дать понятие о самоценности человеческого «Я», развитие самоанализа и самооценки. Притча «Все в твоих руках», беседа «Счастье»
15. «Дом, который построим МЫ» Формировать навыки коллективизма, чувство ответственности за общее выполнение дела Конкурсная программа «Кирпичики»
БЛОК «ПОВЕДЕНИЕ»
ДЕКАБРЬ
1. «Золотая шпулька нравственности» Учить детей осознавать отрицательные черты своего характера, воспитывать произвольный контроль над своим поведением Чтение рассказа «Кто командует», Д/и «Семицветик»
2. «Обида» Помочь детям устанавливать связь между различными эмоциями и причинами, которые их вызывают, учить прощать обиды. Проблемные ситуации, рисование «Обида», беседа-рассуждение
3. «Маски эмоций» Формировать умение подчинять свое поведение запросам коллектива сверстников Альбом «Азбука настроения»
4. Игра – путешествие «Права детей» Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка Исторические справки, альбом «Я имею право… »
5. «Если вместе все друзья, зла не будет никогда» Коррекция эмоциональных взаимоотношений со сверстниками, познакомить с качествами человека, помогающими или мешающими дружбе. Игра «Аукцион добрых слов», «Торопись обрадовать», рисование «Друзья»
ЯНВАРЬ
6. «Планета друзей» Сформировать твердые понятия о дружбе, помочь осознать свои обязанности перед друзьями Беседа,
д/и «Тайный друг», танцевальные движения
7. «Юмор – дело серьезное» Формировать эстетическую реакцию на сценические действия. Просмотр к/журнала «Ералаш»
8. «Радужный камень» Познакомить детей с понятием «терпимость», учить понимать настроение окружающих. Обсуждение рассказа «Радужный камень», инсценировки
9. «Добрые дела красят человека» Способствовать желанию детей разобраться в собственной жизненной позиции Чтение стихов о профессиях, сказки «Упорный Юн Су»
10. «Что сделать с агрессией и гневом» Показать детям стратегию разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров, игр, дискуссий. Д/и «Камушек в ботинке», «Спусти пар», чтение сказок
ФЕВРАЛЬ
11. «Мой портрет в лучах солнца» Акцентировать внимание детей на положительных качествах, присущих каждому человеку. Ребусы, д/и «Знакомьтесь, это Я», рисование «Мы-лучи»
12. «Почему нам бывает смешно… » Формировать рефлексивную оценку как способ решения жизненных задач на основе социальных сказок. Чтение С. Седов «Сказка про лентяя и Змея Горыныча»
13. «Правила безопасного поведения на улице» Воспитывать произвольный контроль за своими действиями Игра «Пожалуйста», конкурс «Я шагаю… »
14. «Копилка хороших поступков» Развивать у детей умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе Игра «Вопрос-ответ», ролевая игра «Девочки и мальчики»
15. «Путешествие на острова Разных настроений» Закрепить элементарные приемы саморегулирования, обобщить накопленный эмоциональный опыт детей Игры «Волшебный круг», «Ромашка настроения», «Кубик эмоций»
БЛОК «ЭТИКЕТ»
МАРТ
1. «Из чаши мудрости испей» Знакомство с этикетом, как традиционной формой поведения. Слушание А. Моцарт симфония 364, игровые ситуации
2. «Познавательная игра «Росинка» Воспитывать чувство гордости за свой народ, свою малую Родину. Беседа с иллюстрациями, пословицы и поговорки, конкурс «Острослов»
3. «Спешите делать добро» Побуждать детей к анализу человеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним. Стихи по теме, высказывания философов о добре, пословицы
4. «Лукошко добрых дел» Содействовать развитию инициативы, самостоятельности и творчества Игра-путешествие по Поляне Доброты.
5. «Пусть миром правит красота» Приобщение детей к высоким нравственно-эстетическим ценностям Просмотр видеороликов, рассматривание картин художников, игра «Отражение»
АПРЕЛЬ
6. «Научи свое сердце добру» Формировать у детей чуткость, отзывчивость на горе и страдание других людей, умение сопереживать Чтение сказки, беседа по содержанию
7. «Доброта, что солнце» Формировать умение различать характер поступков, воспитывать чувство необходимости доброго отношения друг к другу. Обсуждение проблемных ситуаций, заучивание «Миром правит доброта»
8. «День приветствий» Познакомить детей с правилами этикета при приветствии людей разного возраста, воспитывать толерантность. Игры «Аукцион приветствий», «Приветствие в мире животных», м/ф «Трям»
9. «Хорошие манеры» Гармонизация отношений ребенка к миру и самому себе, приобщать детей к правилам хорошего тона Беседа, д/и «Волшебные слова», разбор проблемных ситуаций в картинках
10. «Как научиться любить свою Родину» Показать значение Родины в жизни каждого человека, формировать нравственную культуру детей, стимулировать интерес к изучению истории России Методика незаконченных предложений, заучивание «Поезжай за моря, океаны»
МАЙ
11. «Никто не забыт, ничто не забыто» Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ, дать детям почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости на земле Прослушивание песен военных лет, просмотр докум. хроники, рассматривание альбома
12. «Городок мой родной над великою русской рекой» Систематизировать знания о Вольске как малой родине, воспитывать любовь к родному городу Беседа, просмотр видеоролика, книг о городе
13. «Порадуем своих родных» Формировать позитивное отношение к близким людям, желание принести им радость Театрализованное представление
14. «Колокольчики добра» Закрепление в сознании детей высоких нравственных ценностей, личного отношения к ним Коллективная работа «Карта наших добрых дел»
15. Итоговое мероприятие совместно с родителями
«Ты да я – вместе целая страна» Закрепление усвоенных в процессе работы нравственных норм общения, поведения и этикета Конкурсная программа
Ожидаемый результат
в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
дети:
• Усвоят приемы и способы конструктивного взаимодействия; разным способам предотвращения или позитивного разрешения конфликтных ситуаций;
• Научатся анализировать чужие и свои поступки и речевые формулы общения;
• Приобщатся к высоким нравственно-эстетическим ценностям;
• Разовьют в себе нравственные качества характера (увлеченность, разумность, сердечность, чуткость, доброжелательность, милосердие, доброта, уважение) ;• Повысят степень своей самостоятельности в ситуации выбора;
• Обогатят социальный опыт коммуникативных умений.
родители:
• Повысят уровень своей компетентности в вопросе духовно-нравственного развития своих детей; родительский опыт обогатится приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.