Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Экономическая теория»


Министерство образования и науки
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Копейский политехнический колледж
(гБоу спо (ССУЗ) кПк)
Теория спроса и предложения
Методическая разработка учебного занятия
по дисциплине «Экономическая теория»
для специальностей экономического профиля
Копейск 2013
Теория спроса и предложения: методическая разработка учебного занятия / Сост. М.Н. Хлынина.- Копейск: ФГОУ СПО Копейский политехнический колледж, 2013. - 15  с.
Составитель М.Н. Хлынина, преподаватель экономических дисциплин Копейского политехнического колледжа

Введение
Для выполнения задач перехода России к регулируемой рыночной экономике необходимы специалисты с новым типом экономического мышления, понимающие экономические принципы и законы действия рыночного механизма и теоретические основы государственного регулирования экономики, владеющие методами экономического анализа. Это предопределяет значение курса экономической теории в учебном процессе.
Тема «Теория спроса и предложения» изучает раздел микроэкономики, а именно основы теории спроса и предложения, потребительского выбора. Перечисленные понятия являются базовыми для изучения основных экономических процессов, маркетинга.
Изучение учебного материала целесообразно начинать с проверки усвоения таких понятий как рынок, цена, конкуренция.
Подготовка занятия включает в себя:
подбор теоретического материала и примеров, ярко иллюстрирующих экономические процессы;
подготовки студентов к работе с программой Excel (построение таблиц и графиков);
изготовление презентации (слайды Power Point);
формирование банка практических заданий (вариантов задач, вопросов, ситуаций).
Проводить учебное занятие необходимо в компьютерном классе с мультимедиа оборудованием, интерактивной доской.

Тема: Теория спроса и предложения
Вид занятия: комбинированный урок
Цели занятия:
- изучение теории спроса и предложения, потребительского выбора, экономических категорий (спрос, предложение, цена), принципов и законов спроса и предложения;
- развитие умения применять теоретические знания для объяснения реальных экономических процессов;
- формирование экономического мышления;
- развитие коммуникативных навыков, умений рационального использования времени для решения задач;
- воспитание ответственного отношения к работе.
План занятия:
1 Спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос.
2 Предложение. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
3 Равновесие спроса и предложения. Факторы, влияющие на положение равновесия.
Оборудование: ПК, раздаточный материал, таблицы, графики, интерактивная доска, мультимедиа проектор.
Список используемых источников:
Слагода В.Г. Экономическая теория: учебник под редакцией В.Г. Слагода-М.: ФОРУМ, 2009. - 368 сРесурсы Internet
Ход урока:
Организационный момент
Проверка присутствия студентов на занятиях, их готовность к уроку. Сообщение темы и целей занятия, актуализация теоретических знаний.
Приступая к изучению проблемы спроса и предложения, необходимо иметь в виду, что спрос, предложение и цена являются основными характеристиками рынка. Из предыдущего материала, сделаем вывод, что поведение продавца и покупателя объединяют спрос и предложение.
Действие конкурентного рыночного механизма основано на том, что решения по ценам и распределению товаров и услуг принимаются на свободных рынках в зависимости от соотношения спроса и предложения. При этом одновременно решаются три основные экономические проблемы общества в целом.
Решение проблемы Что производить? определяется, прежде всего, голосами потребителей посредством имеющихся у них денег при выборе покупки тех или иных товаров и услуг. Тем самым выясняется спрос на данное экономическое благо. Однако на рынке спросу всегда противостоит предложение, которое во многом зависит от издержек производства конкретного товара.
Главным фактором, определяющим решение проблемы: Как производить? является конкуренция между производителями. Она требует снижения издержек производства для увеличения прибыли, что предполагает использование достижений научно-технического прогресса.
Решение проблемы: Для кого производить? зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов (факторов производства). На этих рынках формируются доходы людей: заработная плата, рента, процент, прибыль - все, что определяет их возможности приобретать те или иные экономические блага.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос студентов.
Что такое рынок?
Какие виды рынков мы знаем?
Дать определение конкуренции
Что такое потребность?
Объяснение нового материала по теме «Теория спроса и предложения»
3.1 Сообщение новых знаний по вопросу: Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.
Организация беседы по новой теме. Изучение и анализ табличной и графической информации. Самостоятельная работа студентов с программой Excel.
Дадим определение, что такое спрос. Разберем Закон спроса, и как он действует на рынке.
В любой период существует определенная зависимость между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос. Эта взаимосвязь называется кривой спроса, или графиком спроса. В качестве примера построим график спроса на пшеницу в зависимости от рыночных цен на нее (построение графика в Excel). Для построения графика используем условные данные, представленные в табл. 1
Таблица 1 - Данные для построения графика спроса на пшеницу
Цена за 1 т, р.
РОбъем спроса в месяц, млн т
Qd4200 2,0
3600 2,4
3000 2,8
Продолжение таблицы 1
2400 3,3
1800 4,0
1200 4,8
600 5,8
На основании данных табл. 1 построим график спроса на пшеницу (рис. 1)

Рис. 1 График спроса на пшеницу
Кривая спроса может перемещаться либо вправо либо влево. Это происходит при неценовых изменениях. Потребительские ожидания – один из факторов, который может стать причиной сдвига кривой спроса. Если в стране ожидается рост цен, то люди стремятся как можно больше товаров по действующим ценам. Это особенно ярко проявляется в период инфляции, когда цены растут на все товары, но покупатели увеличивают на них спрос в ущерб сбережениям. Изменение вкусов – еще один источник изменения спроса. Сегодня вкусы меняются очень быстро (одежда, электроника, еда). В этом случае кривая спроса находится в постоянном движении. Денежные доходы покупателей – влияние изменения денежных доходов потребителей на спрос зависит от того, к каким товарам относится данный продукт - к товарам высшей категории (нормальным товарам) или к товарам низшей категории. Взаимозаменяемые товары – это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар (пшеница и рожь, чай и кофе) ведут к увеличению спроса на данный товар.
Вопросы студентам для закрепления изученного материала: Объясните, как действует Закон спроса на рынке? Что показывает кривая спроса на графике? Приведите примеры объясняющие сдвиги кривой спроса.
3.2 Сообщение новых знаний по вопросу: Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.
Перейдем ко второму экономическому явлению – это предложение. Дадим определение, что такое предложение. Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке. Разберем Закон предложения, и как он действует на рынке.
Построим график предложения пшеницы. Для построения графика используем данные, представленные в таблице 2 (построение графика в Excel).
Таблица 2 – Данные для графика предложения пшеницы
Цена за 1т, р.
РОбъем предложения в месяц, млн т
Qs4200 5,1
3600 4,6
3000 4,0
2400 3,3
1800 2,6
1200 1,6
600 0
На основании данных табл. 2 построим график предложения пшеницы (рис. 2).

Рис. 2 График предложения пшеницы
График предложения, или кривая предложения, показывает взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить к продаже.
Кривая предложения также может перемещаться либо вправо, либо влево. На это влияют неценовые факторы: изменение технологии – внедрение новой более современной технологии позволяет увеличить объем производства и снизить издержки производства; изменение в экономической политике правительства – налоги являются составной частью издержек производства, следовательно, при повышении налогов цены на готовую продукцию возрастут, спрос и предложение будут сокращаться; изменение внешних условий – на условия предложения могут повлиять ЧО, природные катаклизмы: война, засуха, наводнение, эпидемии, политические события и т.д.; потребительские ожидания – ожидаемое повышение цен на прохладительные напитки летом может заставить товаропроизводителей накапливать этот товар, а затем после повышения цены резко увеличить предложение.
Вопросы студентам для закрепления изученного материала: Объясните, как действует Закон предложения на рынке? Что показывает кривая предложения на графике? Приведите примеры объясняющие сдвиги кривой предложения.
3.3 Сообщение новых знаний по вопросу: Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Для того чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, необходимо объединить анализ спроса с анализом предложения. Рассмотрим рыночное равновесие в виде таблицы 3 и построим график (рис. 3) на основе этих данных (построение графика в Excel).
Таблица 3 - Данные для построения графиков спроса на пшеницу и предложения пшеницы
Возможная цена за 1 т, р. РОбъем спроса в месяц, млн т QdОбъем предложе-ния в месяц, млн т QsИзлишек (+) или дефицит (-) Давление на цены
1050 2,0 5,1 3,1 900 2,4 4,6 2,2 Вниз
750 2,8 4,0 1,2 600 3,3 3,3 0 Равновесие
450 4,0 2,6 -1,4 300 4,8 1,6 -3,2 Вверх
150 5,8 0 -5,8
Рис. 3 Установление равновесной цены и равновесного количества
Точка равновесия Е при пересечении кривых спроса и предложения показывает на осях координат равновесную цену и равновесное количество. При более низкой цене, чем цена равновесия, будет наблюдаться дефицит пшеницы. При цене, выше равновесной, будет излишек пшеницы. Разберем два понятия излишек и дефицит.
4Решение задачи
Рассмотрим пример решения задачи на определение рыночного объема и рыночной равновесной цены
Задача: Спрос и предложение на учебник «Экономическая теория» оцениваются следующими уравнениями:
Qd=2400-110*P
Qs=100+250*P
Определить равновесную цену учебника и количество проданных учебников.
Решение:
Дано:Qd= Qs
Qd=2400-110*P2400-110*P=100+250*P
Qs=100+250*P-360Р= -2300
Р=6,38
РА-? Q А-?Qd=2400-110*6,38=1707
Qs=100+250*6,38=1707
Ответ: Р=6,38 у.д.ед., Q=1707ед.
5 Самостоятельное решение задач по вариантам (Приложение 1)
6 Контроль усвоения материала, выявление пробелов:
Вопросы:
Что означает закон спроса?
Изменение какого фактора, влияющего на предложение, не вызывает сдвига графика предложения?
К чему приведет рост спроса на товар, при снижении его предложения?
Какие факторы влияют на сдвиг кривой спроса?
В чем проявляется закон предложения?
Что произойдет на рынке данного товара при увеличении его предложения?
Какие изменения произойдут на рынке при снижении спроса на данный товар и росте его предложения?
Что произойдет, если предложение товара и спрос на него возрастут?
Что может быть причиной падения цены на данный продукт?
В результате, каких факторов спроса и предложения, может повыситься цена на данный товар?
8 Домашнее задание:
Тема 3.1 с 82-104. Слагода В.Г. Экономическая теория
Задачи: с 104
9 Подведение итогов. Выставление оценок