Сообщение Организация двигательного режима в ДОО


Организация двигательного режима в ДОО.
В настоящее время, в период обновления системы дошкольного образования, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание. Так ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.
Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность – гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования.
Двигательная активность, физическая культура и спорт – эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.
Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.
Двигательная активность способствует:
Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
Росту физической работоспособности;
Формированию личностных качеств;
Улучшению психолого-эмоционального состояния;
Укреплению психического здоровья.
Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
Специалистами доказано, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста являются – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности. Одна из важных проблем современного общества – это малоподвижный образ жизни.
Двигательная активность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие».
При разработке модели двигательной активности учитываются следующие факторы:
- удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной активности;
- рациональное содержание двигательной деятельности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма;
- оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных методик.
Двигательный режим в ДОО состоит из трех блоков:
1.Специально организованное обучение;
2.Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах;
3.Свободная, самостоятельная деятельность детей.
Формы организации двигательной активности в ДОО, в том числе нашем:
1.Физкультурно – оздоровительные занятия в ходе режимных моментов.
К ним  относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как: оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, ходьба по «дорожке здоровья».
2.Организованная двигательная деятельность включает в себя: физические занятия, хореография. Учебные занятия по физической культуре – основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности.
3.Самостоятельная двигательная деятельность: организуется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, проводится ежедневно в помещении и на открытом воздухе.
4.Физкультурно – оздоровительная деятельность, это: неделя здоровья (раз в квартал), дни здоровья (раз в месяц), физкультурный спортивный праздник (2 -4 раза в год).
5.Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОО с семьями, подразумевает участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОО.
Первые три формы в нашем ДОО организуются практически систематически.
В связи с учетом особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста, в ДОО разработана модель двигательной активности, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.
Модель двигательного режима (I младшая группа)
Вид деятельности Продолжительность
Самостоятельная двигательная деятельность
Учебное занятие по физкультуре
Физкультурно-оздоровительные занятия:
Утренняя гимнастика
Динамическая пауза
Водные и воздушные процедуры после дневного сна
Подвижные игры и физические упражнения на воздухе
Пешие прогулки
Гимнастика после дневного сна
Активный отдых:
Физкультурный досуг
Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка
3 раза в неделю 10 минут
Ежедневно 5 минут
Ежедневно между занятиями 10 мин.
По мере пробуждения детей
10-15 минут
Не менее 2 раза в день (вокруг детского сада)
Ежедневно
2 раза в месяц по 20 мнут
Условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.
«1 половина дня»
Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно - оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «пронеси мяч» и т.д. В этот период обязательно проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.
1. Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика - является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена должна быть на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Используются разные формы проведения гимнастики: - традиционная (ОРУ с предметами и без предметов), игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика. Утренняя гимнастика включается в режим с 1 младшей группы и проводится ежедневно, до завтрака. Комплекс утренней гимнастики выполняется 2 недели. В весенне - летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке. В начале года детей 1 мл. группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают врассыпную, стайкой. В дальнейшем детей начинают строить в шеренгу. В младших группах общеразвивающие упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей группе - для выполнения отдельных элементов упражнения. Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении. Развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в бубен, барабан и др.
2. Занятия по физической культуре. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы: обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма; формировать двигательные умения и навыки, физические качества; создать условия для разностороннего развития детей. Формы проведения занятий по физической культуре разнообразны. Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимание и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата. Для того, чтобы занятия физкультурой приносили еще большую пользу для здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной системы.
3. Физкультминутки. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Всё это выполняется в течение 1-3 минут. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух. Она должна быть радостной, увлекательной.
4. Прогулка. Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организация их самостоятельной деятельности. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.
« 2 половина дня»
1. Гимнастика после сна – это комплекс гимнастических упражнений (как традиционных и нетрадиционных), закаливающих и лечебно - профилактических мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития. Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма. В основе подбора комплекса упражнений гимнастики после сна лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности.
Самостоятельная двигательная активность. Самостоятельная двигательная активность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Также воспитателям рекомендуется влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога.
Подводя итог можно сказать, что двигательный режим в ДОО должен являться средством укрепления здоровья и повышения работоспособности детского организма.
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.