Доклад на тему «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения»


Сообщение на тему «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения»
ФГОС второго поколения - национальный проект, который даёт воспитанию статус общенациональной темы, предлагая адекватную форму проектирования духовного и нравственного воспитания человека (А.Г. Асмолов, А.А.Кузнецов, Н.Д.Никандров). Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. (слайд)  Задачи:
- Повысить профессиональную компетентность педагогических кадров на уровне современных требований;
- Содействовать стремлению педагогов к самообразованию, к постоянному повышению профессионального уровня всеми доступными
средствами;
- Использовать ИКТ на уроках и внеклассной работе с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс;
- Создать условия для качественного усвоения программного материала и успешной сдачи государственной итоговой аттестации;
- Развивать взаимодействие школы с организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и др.
- Совершенствовать формы работы с одаренными детьми.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в учебный процесс должен быть последовательным и целенаправленным. Основная ответственность за успех в этом деле лежит в первую очередь учителе, во взаимодействии с учениками.
Стандарт аккумулирует все лучшее, что было разработано за последние годы, предполагает ряд серьезных инноваций в образовательном процессе. Здесь все: технологии дистанционного обучения в образовательном процессе, и обобщение опыта работы школы по здоровьесберегающим технологиям, и активизация исследовательской деятельности со школьниками, и презентации материалов новых стандартов для учителей на семинарах и педсоветах, и разъяснение содержания новых образовательных стандартов среди родителей.
(слайд)Основные формы методической работы:
- тематические педагогические советы;
- работа педагогов над темами по самообразованию;
- предметные методические недели;
- аттестация педагогов;
- курсовая переподготовка;
- участие в конкурсах педагогического мастерства;
 Основные проблемы при переходе к новым образовательным стандартам:
(слайд проблемы при переходе к новым образовательным стандартам)
-Слабое взаимодействие между начальной школой и основным звеном;
-Большие затраты времени учителя на подготовку к учебному процессу. Главный отрицательный момент – увеличение документации.
- Переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя,  так и у ребенка;
-Результаты, получаемые в ходе контрольно-оценочной деятельности, используются педагогами в большинстве случаев лишь для выставления отметок и не служат основой для проведения дифференцированной работы, направленной на усиления развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся;
( слайд продолжение)
-Библиотека школы не укомплектована в полной мере печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана;
- Отсутствие достаточного методического обеспечения учебных пособий по новым стандартам;
- Неготовность нас, педагогов, к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
Как нам работать в новых условиях?
Обобщение, осмысление новых знаний должно увязываться с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. . Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Учителя согласные с этими утверждениями теоретически, но  на практике испытывают трудности.
(слайд)Определён ряд задач и мероприятий по решению проблем при переходе на ФГОС:
1. Обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя.
2. Приведение методического обеспечения учебных предметов, учебных планов и программ в соответствие с требованиями ФГОС
3. Совершенствование материально-технической базы. Эта одна из серьёзнейших задач каждого педагога.
4. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Процесс учения рассматривается как процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Поэтому и моделируем образовательный процесс под ученика и ориентируем на саморазвитие и самосовершенствование обучающегося путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Поэтому необходимо активное использовать технологии исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, метод проекта, практикоориентированные курсы и занятия.
(слайд) Системно-деятельностный подход
5. Оптимизация учебных и внеклассных занятий за счет использования новых педагогических технологий (ИКТ, проблемного обучения, метода проектов и др.) в образовательном процессе.
6. Повышение мотивации у учащихся к выполнению домашних работ;
7. Совершенствование технологий и методик работы с творческими и одаренными детьми, системная подготовка к предметным олимпиадам.
(слайд)Результаты, ожидаемые при переходе на ФГОС:
- В центре внимания должны быть метапредметные и предметные результаты, а при оценке достижения последних  в центре должны быть не только знания как таковые, но и их применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия;
- Овладение компонентами учебной деятельности, в том числе самоконтролем и самооценкой со стороны ученика;
- Овладение соответствующим возрасту кругом универсальных учебных действий;
- Индивидуальные творческие достижения учащихся;
- Принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими

(слайд продолжение)
- Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно принятие (а не просто узнавание) детьми ценностей;
- Система образования должна продвигать ребёнка от вопроса к вопросу;
- Образование должно охватывать все виды деятельости: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовую, художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую и др.
- Современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей, т.к. в современном обществе все больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась». Эта тенденция является разрушительной как для ребенка, так и для самой семьи
Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.