Конспект занятия по ознакомлению детей с правилами дорожного движения с детьми старшей группы «Путешествие по улицам города»

.
Дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего типа № 14 «Мир»
управления образования города Шахтерска













Конспект занятия
по ознакомлению детей
с правилами дорожного движения
с детьми старшей группы

«Путешествие по улицам города»













Подготовила:
воспитатель
ДОУ № 14 «Мир»
Тимакова О.В.










Цель занятия: Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения и поведении детей на улице. Активизировать словарь детей (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Познакомить с новым дорожным знаком « Пункт медицинской помощи» и его назначением. Воспитывать у детей сознательное отношение к своей жизни на улице и поведение на улице.

Оборудование: Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи» (на каждого ребёнка), 2 больших дорожных знака «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», картинка с изображением больницы. Щитки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Необходимые атрибуты для игры драматизации: костюмы зверей, светофора, напольные дорожные знаки «Наземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», велосипед, дорога.
Предварительная работа: Беседы с детьми о правилах дорожного движения, чтение сказки «Старая сказка на новый лад для примерных дошколят – Теремок» и заучивание отдельных фраз героев, заучивание стихов, загадок о правилах дорожного движения, экскурсия на улицу Ленина к светофору.

Ход занятия

(Организационный момент: дети собираются около воспитателя. В гости приходит кот Котофеич)

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто пришел к нам? Это кот Котофеич.
Кот: Здравствуйте ребята.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель: Котофеич, а почему ты весь забинтованный? Что с тобой случилось?
Кот: Ой, беда, беда! Налетели на наш город злые волшебники и украли все знаки, а жители нашего города забыли все правила дорожного движения.
Воспитатель: Как же вы теперь по улицам ходите?
Кот: А вы посмотрите на меня. Хвост мне переехала машина, а лапу отдавил автобус.
Признаться честно, я не знаю
Где мне дорогу перейти,
И как на улице себя вести.
Ребята вы нам помогите
И, если можно, расскажите.
Расколдуйте наш город, ребята.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Котофеичу и жителям его города?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, ребята, давайте пригласим пройти Котофеича за парту, где у нас с вами проходят занятия. Пойдемте все вместе.
Воспитатель: Ребята, как только Котофеич выходит на улицу кем он становиться?
Дети: Пешеходом
Воспитатель: Правильно. Он становится пешеходом. А как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы?
Дети: Тротуар.
Воспитатель: А как называется часть улицы, по которой ездят машины?
Дети: Проезжая часть.
Котофеич: А почему так? Почему улицу надо делить на две части: на тротуар и проезжую часть? Для чего?
Дети: Для того, чтобы не случилось никакой беды, чтобы люди не мешали движению машин, а машины не мешали движению людей.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Ребята, а по какой стороне тротуара можно ходить?
Дети: Можно ходить по правой стороне.
Воспитатель: Почему ребята? Расскажите Котофеичу.
Дети: Чтобы люди не мешали друг другу
Воспитатель: Да, правильно, молодцы! Мы уже много раз разговаривали об этом и знаем с вами правило, давайте все вместе скажем его:
Все будьте правилу верны
Держитесь правой стороны!
Воспитатель: Ты запомнил Котофеич?
Кот: Да, запомнил. Нужно ходить по тротуару и держаться правой стороны.
Воспитатель: Ребята, а теперь расскажите Котофеичу, в каком месте можно переходить дорогу?
Дети: Там где есть знак «Пешеходный переход».
Воспитатель: Да, правильно по пешеходному переходу. Покажите ребята, Котофеичу этот знак.

(Дети находят знак и показывают, вывешивая на доску знак «Пешеходный переход»)
Воспитатель: Как называется этот знак, ребята?
Дети: Пешеходный переход.
Воспитатель: Котофеич, наши ребята знают стихотворение про переход, послушай его.
Дети: Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход.
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От беды тебя спасет.
Воспитатель: Кот, ты запомнил, где нужно переходить дорогу?
Кот: Запомнил. Дорогу нужно переходить только там, где есть дорожный знак «Пешеходный переход».
(Котофеич проводит с детьми физкультминутку «Я – примерный пешеход»)
Там, где шумный перекресток (Идут по кругу, останавливаются)
Где машин не сосчитать (Поочередно загибают пальцы на обеих руках)
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать (Маршируют на месте)
Пусть запомнят твердо дети: (Показывают указательный палец правой руки, остальные пальцы сжаты в кулак)
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете (Пальцем указывают на одежде зеленый цвет)
Через улицу идет! (Идут по кругу)
Воспитатель: Котофеич, а ты знаешь не только знак «Пешеходный переход» помогает переходить дорогу пешеходу. Есть еще один помощник. Ребята послушайте и отгадайте загадку о предмете, который помогает при переходе улицы:
Пешеходам объясняет
Как дорогу перейти.
Он сигналы зажигает,
Помогая нам в пути.
Дети: Светофор
Воспитатель: Кот Котофеич, послушай ребят, они расскажут тебе о чем говорят огни светофора. Слушай их внимательно.
(Дети читают стихотворение по четверостишью)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит и день и ночь
Зеленый, желтый, красный.

Наш домик светофор,
Мы – три родные брата.
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.

Самый строгий –
Красный свет.
Если он горит:
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет!

А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: препятствий нет,
Смело в путь иди!
Воспитатель: А сейчас, ребята давайте поиграем в игру, которая называется «Светофор». Если я буду показывать щиток с красным сигналом, вы стоите на месте и не двигаетесь, если я покажу щиток с желтым сигналом, вы похлопаете в ладоши, а если я покажу щиток с зеленым сигналом, вам нужно шагать на месте. Запомнили?
Дети: Да!
(Проводится игра «Светофор»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, садитесь. Ты запомнил Котофеич, о чем говорят нам сигналы светофора?
Кот: Да запомнил.
Красный – стой идти нельзя,
Желтый – приготовиться.
Зеленый – путь открыт.
Можно дорогу переходить.
Воспитатель: Ребята посмотрите на Котофеича. У него и хвост болит и лапа. Куда ему нужно обратиться?
Дети: В больницу.
Воспитатель: Да, Котофеич, в больницу тебе надо.
Кот: А я не знаю где больница, как мне её найти?
Воспитатель: А для этого, ребята и Котофеич, есть специальный знак «Пункт медицинской помощи». Он синий, прямоугольной формы, вверху белый квадрат с красным крестиком. Ребята найдите его среди других знаков у себя на столе и покажите нам (дети находят и показывают)
Воспитатель: Как называется этот знак, ребята?
Дети: «Пункт медицинской помощи».
(На доску вывешивается знак «Пункт медицинской помощи»)
Воспитатель: Как вы думаете, где его можно встретить?
Дети: Около больницы.
(На доску рядом со знаком вывешивается картина с изображением больницы)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно рассказали Котофеичу о правилах дорожного движения. Ты запомнил, Котофеич, куда тебе надо пойти и какой знак тебе подскажет, где находиться больница?
Кот: Да запомнил.
Воспитатель: Котофеич, а еще ребята знают сказку о правилах дорожного движения, которая называется «Старая сказка на новый лад для примерных дошколят – Теремок». И сейчас, чтобы ты лучше запомнил, мы тебе не только расскажем, но и покажем как надо правильно вести себя на улице. Герои этой сказки зверята. И поэтому сейчас я превращу ребят в сказочных зверят. (Воспитатель надевает на голову детей головные уборы зверят)
Игра драматизация.
Воспитатель: На обочине дорог
Был построен теремок
Теремок для всех зверей:
Для зайчат, ежат, мышей,
Для лисичек и волчат,
И, конечно, медвежат.
Как дорогу перейдешь –
В теремочек попадешь.
Перейти зверям дорогу
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета –
Нужно слушать их всегда.
Светофор: Шагайте осторожно.
И только там, где можно!
Воспитатель: Ежик к терему идет.
Яблоки с собой несет.
Он по правилам идет.
Ежик: Я примерный пешеход,
Там иду, где переход.
В теремочек я зайду,
И местечко там найду
(Заходит в теремок.)
Воспитатель: Мышка по полю бежит,
В теремок она спешит!
Знает мышка – переход,
От машин всегда спасет!
Мышка: Здесь подземный переход
Меня в домик приведет
В теремочек я зайду,
И местечко там найду.
(Заходит в теремок.)

Воспитатель: По тротуару зайчонок прыг-скок!
На новоселье спешит в теремок.
Зайчонок: Правила знаю я только на “пять”.
Всем по дороге опасно скакать!
По переходу пройду в теремок.
Знаю отлично я этот урок.
Воспитатель: Вот зеленая лягушка –
Длинноногая квакушка,
К светофору подскакала.
И, как вкопанная, встала.
Лягушка: Красный свет – дороги нет!
Желтый – приготовься!
А зеленый появился –
Для меня и путь открылся!
Я скорее в теремок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Воспитатель: А вот медвежонок.
Что он творит?
Посередине дороги рулит.
Вправо и влево виляет,
Встречным машинам он сильно мешает.
И вот с велосипеда мишка упал
Лапу поранил и ухо порвал.
Расстроился серый волчонок.
Другу медведю помощь нужна
Скорее в больницу, где доктора.
Волчонок: Если помощь вам нужна, в «пункт медицинской помощи» обратитесь друзья.
Все (хором): Правила движенья соблюдай всегда,
Чтоб не приключилась на улице беда.
Воспитатель: Вот, Котофеич, мы всё тебе рассказали. Ты все понял?
Котофеич: Ой, спасибо вам, ребята! Я все понял. Мне надо скорей вернуться в свой город, чтобы рассказать другим жителям о правилах дорожного движения, пока не случилось какой-либо новой беды. До свидания!
Воспитатель и дети: До свидания! Приходи к нам еще, если тебе нужна будет помощь.

15