Конспект программы кружка Здоровей-ка


Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Настоящая   программа  создаёт условия  для развития  патриотического, эстетического и физического воспитания детей; способствует повышению уровня  двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие.
Программа кружка   имеет  практическую  направленность, т.к. позволяет  использовать возможности  дополнительного образования  детей;
Программа рассчитана на учащихся начальной школы и реализуется в четырёхлетний срок.
В тематическом плане использованы разнообразные формы и средства обучения в соответствии с возрастными особенностями.
В целом программа по структуре, содержанию соответствует необходимым требованиям ФГОС второго поколения.
 Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- формирование практических навыков.
Особенности программы
Данная  программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия  носят  научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения  1час в неделю, 4 часа в месяц.
2-й год обучения  1 час в неделю, 4 часа в месяц.
3-й год обучения  1час в неделю, 4часа в месяц.
4-й год обучения  1час в неделю, 4 часа в месяц.

Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Оборудование :Для осуществления образовательного процесса по Программе «Уроки докторов Здоровья» необходимы следующие  принадлежности:
· спортивный инвентарь;
· подборка видеофрагментов;
· подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.
Тематическое планирование
1 год обучения  -  (33 часа)
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Советы доктора Воды. 1
2 Друзья Вода и Мыло. 1
3 Глаза – главные помощники человека. 1
4 Подвижные игры 1
5 Чтобы уши слышали. 1
6 Почему болят зубы. 1
7 Чтобы зубы были здоровыми. 1
8 Как сохранить улыбку красивой. 1
9 Подвижные игры 1
10 «Рабочие инструменты» человека. 1
11 Зачем человеку кожа 1
12 Надёжная защита организма 1
13 Если кожа повреждена 1
14 Подвижные игры 1
15 Питание – необходимое условие для жизни  человека 1
16 Здоровая пища для всей семьи 1
17 Сон – лучшее лекарство 1
18 Какое настроение? 1
19 Я пришёл из школы 1
20 Подвижные игры 1
21-22 Я - ученик 2
23-24 Вредные привычки 2
25 Подвижные игры 1
26 Скелет – наша опора 1
27 Осанка – стройная спина 1
28 Если хочешь быть здоров1
29 Правила безопасности на воде 1
30-31 Подвижные игры 2
32-33 Обобщающие уроки «Доктора природы» 2
2    год  обучения   -  (34часа)
№ Тема занятия Количество часов
1 Причина болезни 1
2 Признаки болезни 1
3 Как здоровье? 1
4 Как организм помогает себе сам 1
5 Здоровый образ жизни 1
6 Какие врачи нас лечат 1
7 Инфекционные болезни 1
8 Прививки от болезней 1
9 Какие лекарства мы выбираем 1
10 Домашняя аптека 1
11 Отравление лекарствами 1
12 Пищевые отравления 1
13 Если солнечно и жарко 1
14 Если на улице дождь и гроза 1
15 Опасность в нашем доме 1
16 Как вести себя на улице 1
17 Вода - наш друг 1
18 Как уберечься от мороза 1
19 Чтобы огонь не причинил вреда 1
20 Чем опасен электрический ток 1
21 Травмы 1
22 Укусы насекомых 1
23 Что мы знаем про собак и кошек 1
24 Отравление ядовитыми веществами 1
25 Отравление угарным газом 1
26 Как помочь себе при тепловом ударе 1
27 Растяжение связок и вывих костей 1
28 Переломы 1
29 Если ты ушибся или порезался 1
30 Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело 1
31 Укус змеи 1
32 Расти здоровым 1
33 Воспитай себя 1
34 Я выбираю движение 1
3 год обучения   -  (34 часа)
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Как воспитывать уверенность и бесстрашие. 1
2 Учимся думать. 1
3 Спеши делать добро. 1
4 Поможет ли нам обман. 1
5 «Неправда – ложь»в пословицах и поговорках. 1
6 Надо ли прислушиваться к советам родителей. 1
7 Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. 1
8 Все ли желания выполнимы. 1
9 Как воспитать в себе сдержанность. 1
10- 11 Как отучить себя от вредных привычек. 2
12 Я принимаю подарок. 1
13 Я дарю подарки. 1
14 Наказание. 1
15 Одежда. 1
16 Ответственное поведение. 1
17 Боль. 1
18 Сервировка стола. 1
19 Правила поведения за столом. 1
20 Ты идешь в гости. 1
21 Как вести себя в транспорте и на улице. 1
22 Как вести себя в театре , кино, школе. 1
23 Умеем ли мы вежливо обращаться. 1
24 Умеем ли мы разговаривать по телефону. 1
25 Помоги себе сам. 1
26 Умей организовать свой досуг. 1
27 Что такое дружба. 1
28 Кто может считаться настоящим другом. 1
29 Как доставить родителям радость. 1
30 Если кому-нибудь нужна твоя помощь. 1
31 Спешите делать добро. 1
32 Огонек здоровья. 1
33 Путешествие в страну здоровья. 1
34 Культура здорового образа жизни. 1
4 год обучения    -  (34 часа)
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Что такое здоровье? 1
2 Что такое эмоции? 1
3 Чувства и поступки 1
4 Стресс 1
5 Учимся думать и действовать 1
6 Учимся находить причину и последствия событий 1
7 Умей выбирать 1
8 Принимаю решение 1
9 Я отвечаю за свои решения 1
10 Что мы знаем о курении 1
11 Зависимость 1
12 Умей сказать НЕТ 1
13 Как сказать НЕТ 1
14 Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? 1
15 Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения 1
16 Волевое поведение 1
17 Алкоголь 1
18 Алкоголь – ошибка 1
19 Алкоголь – сделай выбор 1
20 Наркотик 1
21 Наркотик – тренинг безопасного поведения 1
22 Мальчишки и девчонки 1
23 Моя семья 1
24 Дружба 1
25 День здоровья 1
26 Умеем ли мы правильно питаться? 1
27 Я выбираю кашу 1
28 Чистота и здоровье 1
29 Откуда берутся грязнули? 1
30 Чистота и порядок 1
31 Будем делать хорошо и не будем плохо 1
32 КВН «Наше здоровье» 1
33 Я здоровье берегу – сам себе я помогу. 1
34 Будьте здоровы! 1




Литература
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
4. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Ростов н/Д:Феникс,2007.
5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
6. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
12. Калугин М.А. Развивающие игры для 1 – 4 классов. Ярославль. Академия развития, 2006.
13. Ковалько В.И. Игровой подход. Москва. Вако. 2011.
14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
15. Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе :стандарты второго поколения. Ростов н/Д: Феникс,2011
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися. Мн.: «Тесей», 1998.
17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
18. Татарникова Л.Г. , Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
19.Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе.  Ростов н / Д:Феникс,2003.
20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
21. Энциклопедический словарь юного спортсмена/Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980г.