Программа учебной дисциплины «Геодезия»


Управление образования и наукиТамбовской области
Тамбовское областное государственноебюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тамбовский политехнический техникум им. М. С. Солнцева»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Геодезия
2015г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) для специальности 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое
хозяйство
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственноебюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тамбовский политехнический техникум им. М. С. Солнцева»
Разработчики:
Юрьева Людмила Викторовна, преподаватель специальных дисциплин ТОГ БОУ СПО «ТПТ им. М. С. Солнцева»
Рекомендована методической комиссией ТОГ БОУ СПО «ТПТ им. М. С. Солнцева»
Заключение методической комиссии №______ от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _________________________ 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ_____________________4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ___________13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ_14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Геодезия»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Геодезия»предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 270835 « Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».
В соответствии с ФГОС программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке, переподготовке и повышении квалификации родственных профессий: монтер пути, сигналист, оператор дефектоскопной тележки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Геодезия» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основная цель обучения дисциплине «Геодезия» нацелено на формирование специалиста, способного грамотно применять геодезические приборы в строительстве железных дорог и транспортных объектов.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- основные понятия о форме и размерах Земли;
- способы измерения площадей на планах и картах;
- правила геодезических вычислений;
-сущность и методы измерения превышений;
-способы нивелирования;
-метод проекций в геодезии.
уметь:
- решать прямые и обратные геодезические задачи на плоскости;
- определять направление и крутизну ската;
- выполнять построение профиля местности по горизонталям;
- выполнять измерения горизонтального и вертикального углов;
- выполнять тахеометрическую съемку.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки студента 96 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 64 часа;
- самостоятельной работы студента 32часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 64
в том числе: теоретическое обучение 40
лабораторные занятия -
практические занятия 24
контрольные работы -
курсовая работа -
Самостоятельная работа студента (всего) 32
в том числе:
проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, подготовка к практическим занятиям Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа студента Объем
часов Уровень усвоения
Раздел 1 Общие сведения
10 2
Тема 1.1 Понятие о форме и размерах Земли
1 Тема 1.2
Метод проекций в геодезии 1 Тема 1.3
Влияние кривизны Земли на измерение горизонтальных и вертикальных расстояний 2 Практическая работа № 1. Изучение определения положения точек на земной поверхности. 2 Практическая работа № 2. Изучение влияния кривизны Земли на измерение горизонтальных и вертикальных расстояний. 2 Самостоятельная работа студента
2 Раздел 2
Ориентирование линий на местности. Прямая и обратная геодезические задачи на плоскости. 16 2
Тема 2.1
Сближение меридианов. Склонение магнитной стрелки. Азимуты. Дирекционные углы. Румбы. 4 Тема 2.2
Прямая и обратная геодезические задачи на плоскости 2 Тема 2.3
Измерения и построения в геодезии 2 Практическая работа № 3. Изучение зависимости между горизонтальными углами и дирекционными углами. 2 Практическая работа № 4. Изучение зависимости между дирекционным углом, истинным и магнитным азимутами линии. 2 Самостоятельная работа студента 4 Раздел 3 Геодезические планы, карты и чертежи
18 2
Тема 3.1
Понятие о геодезических планах, картах и чертежах. Масштабы. 2 Тема 3.2
Условные знаки на планах, картах, геодезических и строительных чертежах 2 Тема 3.3
Рельеф местности и способы его изображения 2 Тема 3.4
Уклон линии. График заложений 2 Практическая работа №5. Изучение способов измерения площадей на планах и картах
2 Практическая работа №6. Изучение определения координаты и отметки точек на планах и картах.
2 Самостоятельная работа студента
6 Раздел 4 Элементы теории погрешностей геодезических измерений
14 2
Тема 4.1
Погрешности измерений. Свойства случайных погрешностей измерений 2 Тема 4.2
Средняя квадратичная погрешность. Предельная, абсолютная и относительная погрешности. Двойные измерения. 2 Тема 4.3
Понятие о весе измерения. Понятие о правилах и технике геодезических вычислений 2 Практическая работа №7. Изучение принципа арифметической средины
2 Самостоятельная работа студента
6 Раздел 5 Угловые измерения
16 2
Тема 5.1
Схема измерения горизонтального угла. Установка зрительной трубы для наблюдений. Уровни и их устройство 2 Тема 5.2
Назначение, устройство и принцип работы теодолита. Инструментальные погрешности 2 Тема 5.3
Измерение горизонтальных углов. Измерение вертикальных углов 2 Практическая работа №8. Изучение точности визирования зрительной трубы
2 Практическая работа № 9. Изучение поверки цилиндрического уровня 2 Самостоятельная работа студента
6 Раздел 6
Измерение длины линий 4 2
Тема 6.1
Измерение длины линий мерными приборами. Измерение длины линий дальномерами. 2 Самостоятельная работа студента 2 Раздел 7 Измерение превышений
18 2
Тема 7.1
Сущность и методы измерения превышений . Геометрическое нивелирование. Способы нивелирования 2 Тема 7.2
Нивелиры и их устройство. 2 Тема 7.3
Тригонометрическое нивелирование
2 Практическая работа № 10 . Изучение поверки и юстировки нивелиров.
2 Практическая работа №11. Изучение нивелирования по квадратам
2 Практическая работа № 12 . Изучение производства геометрического нивелирования 2 Самостоятельная работа студента
6 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Инженерная геодезия: Учебник для вузов железнодорожного транспорта/ Под ред. С. И. Матвеева.-М.: УМК МПС РФ, 2014.-455с.
Левин Б. А., Матвеев С. И., Цветков В. Я. Концепция создания геоинформационных систем железнодорожного транспорта //Геодезия и геоинформатика в транспортном строительстве: Сб. науч. тр. Вып.924.- М.: МИИТ, 2001. С. 3-7.
Левин Б. А., Коугия В. А., Матвеев С. И. Геоинформационные системы на железной дороге // Геодезист, 2012. № 1. С. 8-11.
Матвеев С. И., Коугия В. А. Реперные геодезические системы на скоростных участках железных дорог // Геодезия и картография, 1999. №12. С. 13-18.
Матвеев С. И. Общий подход к математической обработке результатов съемки железнодорожных кривых // Геодезия и картография, 2000. № 3. С. 20-24.
Волков В. Н., Гучков С. Ф. Геодезия. М. : УМК МПС России, 2014.
Родионов В. И., Геодезия. М.: Недра, 2001.
Ганьшин В. Н., Хренов Л. С. Таблицы для разбивки круговых и переходных кривых. М.: Недра, 2015.
СНиП 3-4-80 Техника безопасности в строительстве.
Дополнительные источники :http://rzd.ru/4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. Основные формы текущего контроля – проверка заданий, выполненных самостоятельно в аудитории и дома, устный и письменный контроль, компьютерный контроль исходного уровня усвоения.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: основные понятия о форме и размерах Земли тестирование
способы измерения площадей на планах и картах Тестирование
правила геодезических вычислений Практическая работа
способы нивелирования Практическая работа
метод проекций в геодезии Решение задач
Знания: решение прямых и обратных геодезических задач на плоскости Тестирование
определение направления и крутизны ската Тестирование
выполнение построения профиля местности по горизонталям Тестирование
Выполнение измерения горизонтального и вертикального углов Практическая работа
Выполнение тахеометрической съемки Тестирование
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Геодезия» предусмотрен дифференцированный зачет
Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету
1. Понятие о форме и размерах Земли
2. Метод проекций в геодезии
3. Определение положения точек на земной поверхности
4. Влияние кривизны Земли на измерение горизонтальных и вертикальных расстояний
5. Сближение меридианов.
6.Склонение магнитной стрелки.
7. Азимуты.
8. Дирекционные углы.
9. Румбы.
10. Прямая и обратная геодезические задачи на плоскости
11. Измерения и построения в геодезии
12. Понятие о геодезических планах, картах и чертежах
13. Масштабы
14. Номенклатура карт и планов
15. Условные знаки на планах, картах, геодезических и строительных чертежах
16. Рельеф местности и способы его изображения
17. Уклон линии.
18. График заложений
19. Ориентирование на местности с помощью карты
20. Способы измерения площадей на планах и картах
21. Погрешности измерений
22. Свойства случайных погрешностей измерений
23. Средняя квадратичная погрешность
24. Предельная, абсолютная и относительная погрешности
25. Двойные измерения
26. Понятие о весе измерения
27. Понятие о правилах и технике геодезических вычислений
28. Схема измерения горизонтального угла
29. Зрительная труба
30. Уровни и их устройство
31. Теодолиты
32. Инструментальные погрешности
33. Поверки теодолитов
34. Измерение горизонтальных углов
35. Измерение вертикальных углов
36. Измерение длины линий мерными приборами
37. Измерение длины линий дальномерами
38. Геометрическое нивелирование
39. Нивелиры и их устройство
40. Поверки и юстировки нивелиров
41. Тригонометрическое нивелирование
42. Производство геометрического нивелирования
43. Нивелирование по квадратам
44. Лазерные геодезические приборы
45. Электронные теодолиты и тахеометры
46. Приборы вертикального проектирования
47. Плановые геодезические сети
48. Высотные геодезические сети
49. Знаки для закрепления геодезических сетей
50. Понятие о топографической съемке
51. Высотное съемочное обоснование
52. Тахеометрическая съемка