Открытый урок по литературному чтению Щедрый человек

Республика Казахстан
Актюбинская область
Мугалжарский район
Город Кандыагаш
Школа-гимназия №3
Учитель начальных классов
Иманалина Сандугаш Ерсаиновна

Урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Щедрый человек», автор притчи Ы.Алтынсарин.
Тема: Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»
Цель: Развитие умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, развитие умения анализировать, аргументировать, делать выводы.
– Продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа.
– Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.
– Работать по привитию учащимся нравственных качеств: доброты, любви, труда, милосердия.
Оборудование урока:
Кластер “Щедрый человек”, карточки, оценочные листы.
Ход урока.
– Вхождение в урок. Эмоциональный настрой на урок. Деление на группы «Меценаты», «Спонсоры» (2 группы, так как в классе 9 учеников).
– Основная часть урока.
Составление “Синквейна” к слову «Человек»
Записать существительное Человек (тема)
Записать два прилагательных, характеризующих эту тему.
Записать слова, которые будут выражать действия данного понятия (три слова).
Записать четыре слова, включая предлоги, – ваше отношение к этому понятию.
Записать синоним к данному слову.
Обсуждение в паре, в группе, чтение спикером лучших работ.
– Вот какой он, человек. Сегодня мы поговорим о человеке, о щедром человеке (учитель открывает тему урока).
Сбор ассоциаций к слову щедрый.
Направленное чтение текста (по частям). Работа с учебником (стр.24).
Словарная работа.
– Сегодня на уроке нам встретятся слова, которые мы сейчас прочитаем и дадим объяснение их значения. (Кров, лишения, возомнить, чуждаться). Те значения слов, которые мы не сможем объяснить – найдем в толковом словаре учебника (стр.25).
Осмысление прочитанного: по частям назвать жизненные навыки Атымтая Щедрого (не возомнить о себе, не чуждаться бедных; в труде нет ничего унизительного; трудом заработанный хлеб вкуснее; Грех перед Богом – поступки неправильные).
Чтение всего текста учащимися. Работа с текстом.
– Какова цель этого произведения?
– Как называется жанр, цель которого поучения?
– Какие произведения, которые вы уже читали, отражают жизненные принципы Атымтая Щедрого, о которых нам рассказал Ы. Алтынсарин?
Я стану человеком.
(Султанмахмут Торайгыров)
Я человеком стану, и, если буду жить, Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть. Скорее предпочту я лежать в могиле тесной, Чем на земле просторной невеждой жалким быть! Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет! Добыть сиянье солнца я твердый дал обет. Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой Мелькну и вновь исчезну за гранью этих лет? Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой! – Я поднимусь над нашей извечной темнотой. Стремлением горячим охвачен я – и, значит,  Я стану человеком и долг исполню свой!
Мини-рассказ об авторе, показ портрета.
Каков, по-вашему, должен быть человек, написавший эту притчу?
Ы.Алтынсарин – великий просветитель казахского народа и педагог, многое сделавший для развития народного образования в Казахстане, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка. Начинал как переводчик, затем был учителем, позднее инспектором. Он написал несколько учебных пособий, одно из них “Киргизская хрестоматия” - которая представляет собой книгу для детского чтения и состоит из коротких рассказов нравоучительного или познавательного характера. Притча “Щедрый человек” из этой книги.
Физминутка.
“Посидим в тишине” - дыхательная гимнастика.
- Ребята у нас сегодня на уроке работали 2 группы, это «Меценаты» и «Спонсоры».
-Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
-Беседа о меценатах и спонсорах нашего города.
– После сегодняшнего разговора, обмена мнениями, чтения притчи и выделения жизненных принципов Атымтая Щедрого у вас возникли различные мысли. Напишите эссе, что вам дало сегодняшнее занятие, что вы взяли для себя, ваши мысли о щедрости души человека.
Эссе. Обсуждение Эссе в группах. Чтение лучших работ.
Эссе на этапе рефлексии.
Заполнение учащимися “Листа самооценки”.
– Сегодня на уроке вы внимательно читали текст, обсуждали притчу, работали творчески в паре, в группе. Оцените себя.
Домашнее задание.
Составить и записать мини-сочинение “Если с вами люди с щедрой душой?», чтение и пересказ притчи.

Заключительное слово учителя.
Еще раз прочитайте свои работы – эссе. Пусть у вас все эти пожелания сохранятся, развивайте их, идите по жизни, не забывая жизненные принципы Атымтая Щедрого, с которыми вас познакомил Ы.Алтынсарин.

Звучит песня “Дорогою добра”.



































Лист оценивания
Имя ________________________



Задания


1
Составление синквейна


2
Участие в обсуждении


3
Написание эссе


4
Поведение








Лист оценивания
Имя ________________________



Задания


1
Составление синквейна


2
Участие в обсуждении


3
Написание эссе


4
Поведение








Лист оценивания
Имя ________________________



Задания


1
Составление синквейна


2
Участие в обсуждении


3
Написание эссе


4
Поведение
















Не тот богат,
кто много имеет,
а тот,
кто много дает.
Э.Фромм
Заголовок 115