Ы. Алтынсарин Щедрый человек

Урок литературного чтения
Тема: Ыбырай Алтынсарин «Щедрый человек»
Цель: познакомить с биографией казахского писателя Ы. Алтынсарина, его произведением «Щедрый человек».
Задачи:
развивать умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, аргументировать, делать выводы; 
развивать умение анализировать поступки людей, формировать представления о нравственных качествах человека;
совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки общения; . 
пробуждать добросердечное отношение к окружающим. 
Оборудование урока: Презентация, карточки, музыкальное сопровождение.  Ход урока:
I. Стадия вызова.
1.Орг. момент. Приветствие.
-Сегодня на уроке у нас гости, это учителя нашей школы. Гостей принято приветствовать. Прочитайте глазками приветствие гостям. Вместе громко и эмоционально. Ставя логическое ударение на выделенных словах. (слайд2)
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня. (Слайд3) Здравствуйте, все, кто верит доброте.  Здравствуйте, все, кто не жалея сил,  Делится счастьем своим. 
- Перед вами карточки, определите ваше настроение смайликом.
- Какое настроение?
-Что вы ожидаете от урока?
-Надеюсь ваши ожидания оправдаются.
2. сообщение темы урока и постановка целей урока.
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Золотая душа».
-Откроем учебники на стр. 43
- Прочитайте слова поэта, прозаика А.Яшина. Как вы их понимаете? (слайд 4)
- Как вы думаете, о каком человеке можно сказать, что у него «золотая душа»? (о добром, чутком, отзывчивом, милосердном, воспитанном, вежливом, заботливом, смелом, лживые, глупые, ленивые.  Задание: выбрать слово с подходящим качеством. Ученики выходят по одному, выбирают карточку, читают слово. Объясняют, почему выбрали его и выстраивают лестницу из слов. На столе остаются неподходящие слова: лживые, глупые, ленивые. На верху лестницы располагают картинки с изображением человека.
Вывод: делая добрые дела, человек « поднимается выше» в глазах окружающих, его уважают, повышается самооценка. 
- Есть еще одно качество, которое наделяет человека «Золотой душой», это щедрость.
Расшифруйте пословицу.(слайд)
По щедрости руки видно, какое сердце.(Слайд 5,6)
-Как понимаете смысл пословицы? - Назовите ключевое слово.
3.Сбор ассоциаций к слову щедрый .(не жадный, великодушный, изобильный, богатый)
- Попробуем подобрать синонимы к слову щедрый.(Слайд 7.)
Щедрый – широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой.
-Два слова «щедрый» и «человек» основные слова урока. Составьте словосочетания с этими словами.
- Тема урока: притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек» (Слайд 8)
 II Стадия осмысления.
4. Работа над теоретическим понятием. (Слайд 9)
1. - Что такое притча? (ПРИТЧИ это древнейший жанр эпоса, короткие истории, полные скрытой премудрости, в которых есть непостижимая глубина и загадочность, красочная образность и занимательность. Притчи слагаются простыми и запоминающимися словами, которые понятны каждому, и передаются из уст в уста)
2. Знакомство с биографией Ы.Алтынсарина (слайд 10 ) с. 181
Запись детьми в тетрадях даты рождения Ы. Алтынсарина.
Слайд: Ы.Алтынсарин – 1841- 1889. Постепенно раскрываются лепестки: поэт, писатель, просветитель, педагог, переводчик, основатель каз. шк. (Слайд 11)


рассказы

стихи

Ы. Алтынсарин пословицы и поговорки

народные придания

сказки, притчи
Дополняет учитель.
- В память об Ыбрае Алтынсарине в 1991 году в городе Костанае был открыт областной мемориальный музей Ыбрая Алтынсарина (слайд 12)
- В своих рассказах, стихотворениях он воспевал добро, честность, писал о любви к Родине, о дружбе, о том, что для того, чтобы чего-нибудь добиться, надо трудиться.
3. Работа над текстом притчи.
1) -Словарная работа: найти в учебнике толкование данных слов: (Слайд 13)
Ветхий – разрушающийся, негодный от старости.
Кров – жилище, приют.
Лишения- недостаток, нищета.
Возомнить – составить преувеличенно высокое мнение о себе.
Чуждаться – избегать общения с кем –либо.
- Составьте словосочетания с данными словами.
4. Физминутка (Слайд 14)
Я такая/-ой, какая/-ой я есть (большой палец обеих рук направлен на себя),  И я очень счастлив/-а здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).  Я могу быть маленькой/-им (присаживаемся),  Могу быть большой/-им (встаем, поднимая руки вверх),  Могу быть худой/-ым или толстой/-ым (руки сдвигаем и раздвигаем в стороны).  Но это мне не важно – (показываем указательным пальчиком)  Я такая/-ой, какая/-ой я есть (большой палец обеих рук направлен на себя),  И я очень счастлив/-а здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).
2) Чтение притчи: а) учителем, б) учащимися.
3) Анализ притчи:
- Каким человеком был Атымтай?
-Как он жил?
- Почему он всё время работал?
- Как объяснил он причину людям?
- Определите главную идею притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее; надо быть щедрым)
Выборочное чтение:
- определите четыре заповеди, которым следовал Атымтай
Не возомнить о себе. Не чуждаться бедных (Слайд 15)
В труде нет ничего унизительного
Трудом заработанный хлеб вкуснее
Грех перед Богом –поступки неправильные
Как вы поняли эти заповеди?
- Что бы вы сделали, если у вас было бы много денег? - Какими чертами должен обладать герой притчи?
Подтвердите качество характера словами из текста.
Составление синквейна. Тема «Человек» (слайд) Работа в парах. (Слайд 16)
- Мы вернулись к началу урока, который начали с вопроса о том, каким должен быть человек и закончим этот урок написанием синквейна о человеке.
Чтение работ.
III Стадия рефлексии.
- Итак, что есть щедрость? (Слайд 17)
- Это когда ты можешь что-то, не щадя своих сил, времени, потратить, не жалея об этом в последующем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать об этом даже внутри себя.
Домашнее задание: -Выполните работу по собственному выбору. (Слайд 18.)
1. найти и прочитать, пересказать притчу Алтынсарина,
2. подобрать пословицы о людской щедрости.
3. написать статью о щедрых людях
Итог урока: (Слайд 19) Урок подходит к концу, и я бы хотела услышать ваше мнение об уроке и о работе ваших одноклассников.
-Интересен ли был урок?
- А кто из вас себя может назвать щедрым человеком?
-Что нового для себя вы взяли из урока?
- Определите своё настроение. (Слайд 20)
-Теперь оцените свою работу на уроке на оценочных листах.














15