Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол от
« 21 » июня 2011 г.
№ 8

СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР
___________________Н.И. Проскурина
«22» июня 2011 г.
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического
совета

протокол
от «23» июня 2011 г.
№ 10
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Гимназия №18» _________В.Д.Демидова
Приказ
от « 31 » августа 2011 г.
№ 182


Программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Умники и умницы»

Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: клуб
Возраст: 6,5-11 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель: учитель начальных классов
Руднева Валентина Тимофеевна







Старый Оскол
2011


Пояснительная записка
Современное состояние школьного образования в России можно охарактеризовать как переходное. В большинстве своем педагоги пришли к пониманию того, что настало время отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача заключается в обучении, передаче знаний по предмету, а проблемы развития личности не выступали приоритетом, и перейти к развивающей личностно-ориентированной парадигме, признающей ценность личности и ее право на самообразование (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, СВ. Кульневич, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
Программа «Умники и умницы» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основу программы курса положены методики, предложенные Холодовой О.А.
Направление программы общеинтеллектуальное.
При реализации программы внеурочной деятельности клуба «Умники и умницы» в рамках реализации ФГОС образовательная деятельность, осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Отличительная особенность данной программы внеурочной деятельности состоит в том, что она позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, входящими за рамки школьной программы, расширяет целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Новизна данной программы состоит в использовании различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
Актуальность программы обусловлена потребностью восполнить недостаток эмоциональной, творчески активной и познавательной деятельности у наших детей. 
Педагогическая целесообразность курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» заключается в развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6,5 - 11 лет.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности:
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей программы является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Срок реализации программы внеурочной деятельности: 4года. Данная программа рассчитана на 135 часов.
Форма и режим занятий:
Форма организации курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» - клуб.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут один раз в неделю. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Формы организации учебного процесса:
индивидуально- групповые;
индивидуальные;
работа в парах;
фронтальная работа.

Формы проведения занятий:
диалог;
справочное бюро;
круглый стол;
беседа;
игра;
смотр знаний;
олимпиада;
заочное путешествие.

Требования к уровню подготовки:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
составлять, моделировать и штриховать предметы;
находить закономерность;
классифицировать предметы, слова;
определять истинность высказываний;
делать выводы, простейшие умозаключения.
уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
делать выводы, простейшие умозаключения;
решать геометрические задачи, ребусы, задачи - шутки, числовые головоломки.

К концу третьего, четвертого годов обучения учащиеся должны:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии;
составлять, моделировать и штриховать предметы;
находить закономерность;
классифицировать предметы, слова;
определять истинность высказываний;
делать выводы, простейшие умозаключения.
уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
делать выводы, простейшие умозаключения;
решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
 
Ожидаемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учиться планировать учебную деятельность;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
определять успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию в литературе;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на занятиях и в жизни.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности за второй год обучения являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

-Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
Формы подведения итогов:
Подведение итогов реализации данной рабочей программы будет осуществляться в форме смотра знаний (определения уровня развития внимания, восприятия, воображения, мышления) на конец учебного года.

Учебный план

п/п
Разделы программы
Количество часов



1 год
2 год
3 год
4 год

1.
Внимание
11
11
11
11

2.
Память
9
10
10
10

3.
Воображение
4
4
4
4

4.
Логическое мышление
9
9
9
9


33
34
34
34

Итого:
135










Учебно-тематический план (первый год обучения)

п/п
Разделы программы и темы занятий
Характеристика учебной деятельности учащихся
Часы учебн. времени
Сроки прохождения
Примечание



Теория
Практика

План
Факт


1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать,
делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;

Беседа
1




2
Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

Игра
1




3
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Беседа с элементами игры
1




4
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

КВН
1




5
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Игра
1




6
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Брейн-ринг
1




7
Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

Игра
1




8
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Игра, диалог
1




9
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Беседа, игра
1




10
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Викторина
1




11
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

Игра
1




12
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Беседа с элементами игры
1




13
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Игра, диалог
1




14
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Игра
1




15
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Игра
1




16
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты

Беседа с элементами игры
1




17
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.
Игра
1




18
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Игра, диалог
1




19
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

КВН
1




20
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Игра, диалог
1




21
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Игра
1




22
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Беседа с элементами игры
1




23
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Игра, диалог
1




24
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Викторина
1




25
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Игра
1




26
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Беседа с элементами игры
1




27
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

Игра, диалог
1




28
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу

Игра
1




29
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Игра, диалог
1




30
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Игра
1




31
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты

Беседа с элементами игры
1




32
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Тест
1




33
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Викторина
1





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
первый год обучения
Содержание рабочей программы клуба "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
Задания на развитие внимания 11ч
Различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Задания, развивающие память 9ч
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения.
Задания на развитие и совершенствование воображения 4ч
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Задания, развивающие мышление 9ч
Задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).




Учебно-тематический план (второй год обучения)

п/п
Разделы программы и темы занятий
Характеристика учебной деятельности учащихся
Часы учебн. времени
Сроки прохождения
Примечание



Теория
Практика

План
Факт


1
Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - слушать и понимать речь других. - читать и пересказывать текст. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия. Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры.
Беседа
1




2
Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи.

Игра
1




3
Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Беседа с элементами игры
1




4
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Диалог
1




5
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи.

Игра
1




6
Поиск закономерностей.

Беседа
1




7
Развитие быстроты реакции.

Игра
1




8
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Игра, диалог
1




9
Тренировка внимания. Корригирующая гимнастика для глаз.

Беседа, игра
1




10
Тренировка слуховой памяти.

Игра
1




11
Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.

Игра
1




12
Поиск закономерностей.

Круглый стол
1




13
Совершенствование воображения. Ребусы.

Игра
1




14
Многоугольники. Многогранники.

Публичное выступление
1




15
Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания.

Работа в группах
1




16
Развитие концентрации внимания.

Игра
1




17
Тренировка внимания. Веселая переменка.

Игра
1




18
Тренировка слуховой памяти.

Диалог, игра
1




19
Тренировка зрительной памяти. Корригирующая гимнастика для глаз.

Круглый стол
1




20
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Игра
1




21
Совершенствование воображения. Ребусы.

Игра
1




22
Развитие быстроты реакции.

Беседа
1




23
Тренировка концентрации внимания.

Игра
1




24
Тренировка внимания. Веселая переменка.

Игра
1




25
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

Игра
1




26
Тренировка зрительной памяти.

Работа в парах
1




27
Поиск закономерностей.

Беседа
1




28
Совершенствование воображения. Веселая переменка.

Игра
1




29
Развитие быстроты реакции.

Публичное выступление
1




30
Развитие концентрации внимания.

Игра
1




31
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Игра
1




32
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

Работа в группах
1




33
Тренировка зрительной памяти. Корригирующая гимнастика для глаз.

Игра
1




34
Поиск закономерностей. Числовые закономерности.

Игра
1










СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
второй год обучения
Содержание рабочей программы клуба "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
Задания на развитие внимания 11ч
Различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Задания, развивающие память 10ч
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения.
Задания на развитие и совершенствование воображения 4ч
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Задания, развивающие мышление 9ч
Задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Учебно-тематический план (третий год обучения)

п/п
Разделы программы и темы занятий
Характеристика учебной деятельности учащихся
Часы учебн. времени
Сроки прохождения
Примечание



Теория
Практика

План
Факт


1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова. Логические задачи.
Беседа
1




2
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание.
Игра
1




3
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Беседа с элементами игры
1




4
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру».
Диалог
1




5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Так же, как..» Найди буквенную (числовую) Закономерность. Логические задачи.
Игра
1




6
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)
Беседа
1




7
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Игра
1




8
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач.
Игра, диалог
1




9
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова.
Беседа, игра
1




10
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Произнеси слово задом наперёд. Отгадайте слово по первым буквам слов.
Игра
1




11
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Игра «Угадай число».Ответь на вопросы по словам на доске.
Игра
1




12
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово?
Круглый стол
1




13
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «На что похоже?»
Игра
1




14
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.
Публичное выступление
1




15
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов. Нарисуй вид сверху. Логические задачи.
Работа в группах
1




16
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Уровень кругозора.
Игра
1




17
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка слуховой памяти. Игра в слова.
Игра
1




18
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».
Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.
Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы.
Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово.
Диалог, игра
1




19
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Круглый стол
1




20
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




21
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Игра
1




22
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Беседа
1




23
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




24
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




25
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Уровень кругозора.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова.
Интеллектуальная игра (знакомство)
Игра «Художник», вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)
Угадай героев сказок, рассказов, повестей.
Тренировка слуховой памяти.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова. Логические задачи.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание.
Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Игра
1




26
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Работа в парах
1




27
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Беседа
1




28
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

Игра
1




29
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Публичное выступление
1




30
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




31
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




32
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Работа в группах
1




33
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




34
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Игра
1








СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
третий год обучения
Содержание рабочей программы клуба "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
Задания на развитие внимания 11ч
Различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Задания, развивающие память 10ч
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения.
Задания на развитие и совершенствование воображения 4ч
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Задания, развивающие мышление 9ч
Задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).




Учебно-тематический план (четвертый год обучения)

п/п
Разделы программы и темы занятий
Характеристика учебной деятельности учащихся
Часы учебн. времени
Сроки прохождения
Примечание



Теория
Практика

План
Факт


1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова. Логические задачи.
Беседа
1




2
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание.
Игра
1




3
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Беседа с элементами игры
1




4
Тренировка слуховой памяти.Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру».
Диалог
1




5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Так же, как..» Найди буквенную (числовую) Закономерность. Логические задачи.
Игра
1




6
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)
Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова.
Беседа
1




7
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Игра
1




8
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра, диалог
1




9
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Беседа, игра
1




10
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Произнеси слово задом наперёд. Отгадайте слово по первым буквам слов.
Игра
1




11
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Игра «Угадай число».Ответь на вопросы по словам на доске.
Игра
1




12
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово?
Круглый стол
1




13
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «На что похоже?»
Игра
1




14
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.
Публичное выступление
1




15
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов. Нарисуй вид сверху. Логические задачи.
Работа в группах
1




16
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Уровень кругозора.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка слуховой памяти. Игра в слова.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».
Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.
Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы.
Знакомство с разными геометрическими фигурами.
Игра «Внимание».
Игра «Найди фигуру».
Игра
1




17
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




18
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Диалог, игра
1




19
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Круглый стол
1




20
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




21
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Игра
1




22
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Составь слова из одного большого слова. Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово.
Беседа
1




23
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Уровень кругозора. Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. Интеллектуальная игра (знакомство) Игра «Художник», вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию) Угадай героев сказок, рассказов, повестей. Тренировка слуховой памяти. Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова. Логические задачи. Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание.
Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Игра
1




24
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




25
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




26
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Работа в парах
1




27
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Беседа
1




28
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

Игра
1




29
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Публичное выступление
1




30
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




31
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра
1




32
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Работа в группах
1




33
Тренировка зрительной памяти.Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Игра
1




34
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года
Составлять и преобразовывать фигуры.
Игра
1





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
четвертый год обучения
Содержание рабочей программы клуба "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
Задания на развитие внимания 11ч
Различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Задания, развивающие память 10ч
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения.
Задания на развитие и совершенствование воображения 4ч
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Задания, развивающие мышление 9ч
Задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.

Программа ориентирована на:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждения;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В занятия включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.


Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью используются задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Рекомендуемая модель занятия в первый год обучения следующая:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)
Разминка (3 минуты)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут)
Веселая переменка (3-5 минут)
Построение предметных картинок, штриховка (10-15 минут)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятий. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов,
лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Основной задачей этапа «Разминка» является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Используемые на этапе «Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения» задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Динамическая пауза «Весёлая переменка», проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
На этапе «Построение предметных картинок, штриховка» ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
На занятия во время второго года обучения отводится 40 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
Разминка (3-5 минут)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)
Веселая переменка (3-5 минут)
Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во второй год обучения предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики, логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Рекомендуемая модель занятий такая:
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Разминка (3-5 минут)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (8-10 минут)
Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Логически – поисковые задания (8-10 минут)
Веселая переменка (2-3 минуты)
Нестандартные задачи (10-15 минут)
Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определенном порядке;
принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объема материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития.
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


Методическое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Умники и умницы» необходимо:
Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 1-4 класс в 2-х частях.- М., РОСТ, 2013
Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 1-4 класс.-М., РОСТ,2013
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
Программа развития познавательных способностей учащихся
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)Пособие для учителя
Дидактические игры;
Игры для развития познавательных процессов;
Тематические карточки и таблицы для занятий;
Пособия с пальчиковыми играми;
Книжки с наклейками на развитие органов чувств: осязания, зрения и др.
Книжки с наклейками по темам: «Животные», «Птицы», «Времена года», «Цвет» и др.
Наборы игрушек.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Формы подведения итогов
В процессе занятий используются различные формы проведения: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение)педагогом, работа по образцу и т.д.;
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске. решение поставленной задачи, совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Список литературы
Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 1-4 класс в 2-х частях.- М., РОСТ, 2013
Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 1-4 класс.-М., РОСТ,2013
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
Программа развития познавательных способностей учащихся
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)Пособие для учителя








13PAGE 15


13PAGE 143115




Заголовок 115