Урок по окружающему миру Водоёмы родного края ( 4 класс)

Водоёмы родного края.

Урок окружающего мира в 4 классе.

Цели: сформировать представления учащихся о водоёмах родного края;
закрепить знания детей об искусственных и естественных водоёмах;
ознакомить со значением водоёмов;
развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природным
богатствам своего края.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы,
фотографии водоёмов, аудиозаписи.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Учитель:
Звонок весёлый прозвенел,
"Пора учиться!" - он пропел.
Давайте сядем тихо, дружно,
Сегодня много сделать нужно.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим путешествие по нашему родному краю. Послушайте запись / аудиозапись (шум моря) и скажите, о чём будем говорить.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с водоёмами нашего края, их значением и охраной.
III. Проверка домашнего задания.
- Поговорим о поверхности нашего края.
- Если вы согласны с высказыванием, напишите в тетради знак "+", если не согласны, то ставьте знак "-".
Формы земной поверхности - это равнины и горы.
Возвышенность, высота которой более 1000 метров - холм.
Овраги и балки украшают поверхность нашего края.
Наш край располагается на Восточно - Европейской равнине.
Южный берег Крыма - это полоска суши между морем и Главной грядой крымских гор.
Наш город находится на равнинной местности.
Индивидуальная работа по карточкам (3 человека)
1. Где расположена территория нашего края?
2. Какие здесь встречаются формы рельефа?
3. Что раньше было на территории нашего края?
Фронтальный опрос.
- Где располагается территория нашего края? Покажите на карте.
- Какая главная особенность поверхности Крыма?
- Какой вид деятельности у населения нашего края?
- Что такое овраг?
- Что такое балка?
- От чего надо охранять поверхность края?
- Как борются с оврагами и балками?
IV. Работа над новым материалом.
- Ребята, мы с вами отправляемся путешествовать по водным просторам нашего Южного берега Крыма и ознакомимся с водоёмами нашего края.
- Какие звуки вы услышали в записи?
- Умеет ли море разговаривать?
- Что могло рассказать море?
Загадки.
1) Кругом вода,
А с питьём беда. (Море.)
Почему?
2) Идёт, идёт,
До берега дойдёт -
Исчезнет. (Волна.)
- Как называется наше море?
Учащийся рассказывает сообщение о Чёрном море. На доске фотографии моря.
- А что с нами может разговаривать, как море?
- Какие водоёмы вы знаете?
- Давайте поделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоёмы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
ВОДОЁМЫ

Естественные
Искусственные

Река
Канал

Озеро
Водохранилище

Море
Пруд

Океан


Ручей


Болото


Загадки.
1) Она течёт, течёт, течёт.
Зима придёт - она уснёт. (Река.)
2) Два братца
В воду глядятся,
А вместе не сходятся. (Берега реки.)

3) Тепло текло
И легло под стекло.
(Река текла и замёрзла.)
- Какие части реки вы знаете?
- Самая крупная река Крыма - Салгир.
Ученики сообщают о реке Салгир, Кача, Альма, Чёрная, Улу - Узень.
Дети записывают в тетради названия рек.
Слушается аудиозапись (шум реки).

- Это звуки равнинных или горных рек? Почему?
- Как называются речки, которые протекают в нашем городе?
На доске- фотографии.
- Наши речки могут замёрзнуть?
- Где берут начало?
- Куда впадают?
Сообщение о речках Учан - Су, Дерекойка.
- Где ещё можно встретить воду в природе?
Загадки.
1) Посреди долин и гор
Голубые глаза. (Озеро.)
2) Посреди леса лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд, озеро.)
На доску вывешиваются фотографии.
- А какие искусственные водоёмы знаете?
- Какие есть в Крыму?
- Для чего их создаёт человек?
V. Физминутка.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
VI. Продолжение изучения новой темы.
- О какой роли водоёма была наша физминутка?
- Что ещё знаем о значении водоёмов?
- Да, значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у водоёма? Прочитайте об этом в учебнике.
Инсценировка.
Ведущий. Пошёл Денис с папой на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку - поймал коробку из-под сока. Второй раз закинул удочку -выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась ему маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить её в реку - пусть подрастёт. И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.
Рыбка. Не отпускай меня в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода - это её дом!
Работа в парах.
- Посовещайтесь друг с другом в парах и составьте правила поведения у водоёма.

Дети составляют правила и зачитывают их, записывают в тетради.
VII. Закрепление.
Тест.
1. К естественным водоёмам относятся:
а) пруд, озеро, канал;
б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.
2. Водоёмы - это:
а) хранилище воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;
б) место обитания животных и растений;
в) украшение Земли.
3. Началом реки называется:
а) рукав;
б) устье;
в) исток.
4. Реки Крыма - это:
а) Салгир;
б) Енисей;
в) Дерекойка;
г) Дон;
д) Чёрная.
5. Какие опасности угрожают водоёмам?
а) загрязнение сточными водами;
б) загрязнение мусором;
в) загрязнение выхлопными газами.
VIII. Итог урока.
- Что такое водоём?
- На какие две группы можно разделить водоёмы?
- Назовите самую крупную реку Крыма?
- Какие ещё водоёмы в нашем крае?
- Для чего нужны водоёмы?
Норвежский учёный, путешественник и писатель Тур Хейрдал писал: "Если найдёшь в лесу родник - сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки. Вглядись в чудный мир природы, вслушайся в журчанье реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки."
IX. Рефлексия.
- Закончите фразы.
Сегодня я узнал ...
Было интересно ...
Было трудно ...
Теперь я могу ...
Я научился ...
У меня получилось ...
Меня удивило ...
Мне захотелось

ПРИЛОЖЕНИЕ

САЛГИР.
На территории республики Крым находится река Салгир. Это гордость Крыма. Она является самой длинной в регионе. Ее протяженность достигает более 230 километров, а площадь водосборного бассейна 3750 км2. Расход воды в низовье реки в среднем 2 м3/с.
Свое начало она берет у подножья горы Чатыр-Дага в результате слияния двух рек Ангары и Кызыл-Коба на высоте почти 400 метров над уровнем моря. Впадает река в залив Сиваш. На ней имеется водохранилище, расположенное около города Симферополя. Она пересекается Северо-Крымским каналом. В жаркое время года вода в ней пересыхает и не достигает устья. Река имеет следующие притоки: Аян, Хараб-Тавель, Джума, Малый Салгир, Славянка, Галтчик-Кая, Бурульча, Биюк-Карасу. Из них всего два впадают в нее с левого берега, в результате речная система Салгира имеет одностороннюю, асимметричную грушевидную форму.
Сегодня вода из нее является источником водоснабжения одного из самых крупных городов Крыма - Симферполя. В черте города русло реки Салгир в Крыму канализовано. Также вода из реки используется для орошения в народном хозяйстве.

КАЧА.
На территории республики Крым протекает река Кача, в честь которой назван поселок на ее берегах в 3 километрах севернее устья. Она образуется в результате слияния двух рек Писары и Биюк-Узеня.
Начало свое Кача берет на северном склоне Бабуган-Яйлы, составляющей Главной гряды Крымских гор, на высоте 600 метров. Впадает она в Черное море в 10 километрах от северного района города Севастополя. Протяженность ее составляет около 70 километров, а площадь водосборного бассейна примерно 570 км2.
Берега реки высокие, каменистые. Русло ее широкое, дно в большинстве своем галечное. Для Качи в дождливый сезон характерны паводки. Воды ее используются для оросительных работ, в связи, с чем значительно уменьшается сток в нижнем течении. Большая часть притоков реки впадает в нее в верхнем течении, основные из них - Чурук-Су, Стиля, Марта. На ней имеются два крупных водохранилища. Первое - Бахчисарайское объемом 6,89 млн. мі, второе Загорское.
На реке располагаются следующие населенные пункты: Верхоречье, Долинное. Вода из нее используется для водоснабжения городов Бахчисарая, Загорское и Большой Ялты.

АЛЬМА.
В республике Крым на территории Российской Федерации находится река Альма. В переводе с крымскотатарского языка название ее означает «яблоко». Связано такое интересное название водоема с яблочными садами, расположенными по живописным берегам реки.
Протяженность ее составляет более 80 километров, площадь водосборного бассейна более 600 км2. Начало свое река берет на северном склоне горы Бабуган-Яйлы, которая располагается в пределах Алуштинского горсовета республики Крым. Истоком Альмы служит слияние реки Бабуганки и ручья Сары-Су. Впадает она в Каламитский залив Чёрного моря между двух прекрасных курортных городов Евпаторией и Севастополем. В верховье реки находится часть Крымского природного заповедника. Основными ее притоками являются реки: Савлух-Су, Сухая Альма, Коса, Мавля. В низовье водоема располагается водопад. Вода в реке отличается чистой и прозрачностью, в верхнем течении водится форель.
На Альме имеется водохранилище, которое является источником водоснабжения ближайших населенных пунктов, а также одного из главного города республики Крым Симферополя.

УЧАН - СУ.
Одна небольшая, но очень красивая речка с водопадом течет по самым заповедным крымским местам в окрестностях Ялты. Речушка образует водопад, который так и называют – Ялтинский, или Учан-Су, что значит Летучая вода. Образует этот водопад одноименная речка.
Иногда речку называют Водопадной. Этот водный поток, длиной в 8,4 километра начинается на вершине Ай-Петринской яйлы и стекает к морю под очень большим уклоном, а по дороге образует четыре водопада, наиболее известным и самым большим является как раз Учан-Су. Через Ялту, с гор к морю, пробегает еще одна речушка – Дерекойка, или Быстрая. Она служит ориентиром для туристов, поскольку течет по главной городской дороге через центр к набережной и порту.
К водным артериям Южного Берега Крыма относятся еще несколько рек. Это Авунда возле Гурзуфа, Демерджи – названа по имени горы, поскольку начинается именно там, Шелен, Ускут, Ворон и Ай-Серез неподалеку Алушты.


ДЕРЕКОЙКА.
На территории республики Крым в южной ее части находится река Дерекойка. Ее также местные жители называют Быстрая. Свое название она получила по сельскому поселению через которое протекала. С крымскотатарского языка Дерекой означает «ущельное село».
Свое начало она берет на высоте 1200 метров южного склона Никитской яйлы и впадает в Черное море. Река первые 2 километра имеет уклон русла более чем 120 метров на 1 километр. В пределах 1,5 километрах недалеко от истока ее русло прячется в каменисто-галечных наносах и выходит на поверхность у скал Хысар-Кая.
Общая протяженность Дерекойки составляет около 12 километров, а площадь водосборного бассейна 44 км2. Питание реки происходит за счет снеговых и дождевых вод, а также за счет карстовых источников. В нее впадает более 60 родников и ручьев. В жаркое время года в нижнем течении она пересыхает. Летне-осенняя межень наблюдается с июля по октябрь.
Река известна Массандровским водопадом, среднегодовой расход которого составляет 0,23 мі/с. Максимальный объем воды в реке наблюдается в холодное время года.










15