Разработка урока по окружающему миру Водоёмы нашего края. Томская область (2 класс)

Окружающий мир, 2 класс (программа А.А.Плешакова)

Тема:
Водоёмы нашего края. Томская область.

Цель: познакомить с разнообразием водоёмов; научить
различать части реки.

Задачи:
Познакомить обучающихся с частями реки, различиями между водоёмами.
Развивать познавательную активность, умение планировать поиск решения проблемной ситуации.
Развивать интерес учащихся к природе родного края.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть части реки; анализировать схему.
Оборудование:
Запись спокойной музыки со звуками журчащей воды;
Презентация;
Карта Томской области;
Карта открытий;
Схема впадения Томи в Обь;
Таблички «Исток», «Устье», « », «Левый берег», «Правый берег»;
Текст-помощник;
Знак «Догадался!».




















Ход урока:
1.Организационный момент.
На нашем уроке главными будут фразы: «Догадался!», «Хочу сказать!».
Если у вас возникла интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом.
На уроке нас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои.
А чтобы не сбиться на неизведанном пути, мы будем работать по Карте открытий. Положите её перед собой.

2. Актуализация знаний.
Работа по карточкам.
- Прочитайте слова, записанные в задании 1 вашей карты. (Река, море, гора, озеро, океан).
- Какое лишнее? Почему? (Лишнее слово – «гора», потому что это суша, а все остальное вода).
- Зачеркните лишнее слово, а к остальным подберите название (водоёмы).
- Водоёмы нашего края. Так звучит тема нашего урока. Мы узнаем, какие водоёмы есть в нашем крае, изучим части реки, научимся определять направление течения реки.

3. Совместное открытие новых знаний.
- Как называется наша область? (Томская)
- Почему? (наверное, потому, что здесь протекает река Томь).
- Да. Томь – один из крупнейших притоков реки Оби. Общее протяжение 839км.
- Как водоёмы обозначаются на карте? (голубым или синим цветом).
- Какие реки протекают по территории области? (Обь, Томь, Шегарка, Чулым, Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тын и другие).
- В Томской области протекает много рек разной длины. Если взять все реки области и вытянуть их в одну линию, то такой голубой лентой можно один раз опоясать земной шар по экватору (длина экватора равна 40000км). Самая большая река Западной Сибири – это Обь.
- Много озёр расположено в области. Самые крупные озёра: Мирное в Парабельском районе, Чертаны в Асиновском и Карасёвое в Чаинском районах.
- Какое открытие вы сделали для себя? (ответы детей).
- Сейчас вы увидите на экране фрагменты, в которых показаны река и озеро.
Определите, где какой водоём. Докажите свою мысль.
- Выполните задание 2 вашей карты. (Индивидуальная работа выполняется в «Карте открытий», а один ученик делает аналогичную работу на закрытой части доски, распределяя понятия. Осуществляется проверка.)
- Охарактеризуйте каждый водоём. Какое главное отличие реки от озера?
- Как думаете, почему вода в реке течёт?
- Дома на «Карте открытий» закончите предложение из задания 3, высказав своё мнение.

4. Физкульминутка.
(Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды. О время физкульминутки учитель убирает с доски наработанный материал, вывешивает схему реки и озера).
- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что вы маленький ручеек. Вода течёт, перекатывается с камешка на камешек. Вот какой-то мальчишка пустил по волнам бумажный кораблик. Вода несёт его всё дальше и дальше. Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком?
- А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
С рыбками поплаваем,
С бобрами поиграем,
Вернёмся к маме с папой мы,
Вновь став учениками.

5. Продолжение работы по теме урока.
- Прочитайте высказывания. (Река впадает в озеро. Озеро впадает в реку.)
- Какое утверждение, по-вашему, верное? Почему? (Первое утверждение верное, потому что в озере вода стоячая, а в реке она течёт).
- Откуда течёт река?
- Узнать нам поможет учебник.
- Что вы узнали? (У реки есть исток и устье).
- Что называется истоком? (Начало реки).
- Что называется устьем? (Место, где река впадает в другой водоём).
(на доске: Наши открытия: Исток, Устье).
- Возьмите текст, который лежит у каждого на парте. Прочитайте его. (Текст-помощник).
- В тексте-помощнике найдите и прочитайте ещё раз, что называется истоком и устьем. Какое ещё открытие вы сделали, читая текст-помощник? (У реки есть притоки и берега).
- Добавим новые слова в таблицу открытий.
(На доске: Наши открытия: Исток, Устье, Притоки, Левый берег, Правый берег).

6. Рефлексия. Практическая работа.
Учитель раздает детям карты Томской области и схемы для практической работы.
- Рассмотрите карту. Какие реки Томской области являются притоками других рек? (Томь – приток Оби).
- Сейчас вам предстоит поработать в парах. Как надо работать в паре? (В паре надо работать дружно, спокойно высказывать своё мнение, терпеливо выслушивать мысли партнёра, чтобы найти правильное решение).
- Задание: обозначить на схеме исток, устье и стрелкой – направление течения реки Томь.
Проверка.
- На схеме обозначен наш город Томск. Определите, на каком берегу Томи стоит наш город. Обратитесь к тексту-помощнику.
- На каком же берегу реки Томи стоит город Томск? (На правом).
- Какое открытие вы сделали? (Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева - левый).

7. Подведение итогов урока.
- Закончите предложения:
Теперь я знаю
Теперь я умею
(Выслушиваются ответы детей).
- Наш урок стал уроком открытий, удивления.
Спасибо вам за хорошую работу!

Борисова Светлана
Владимировна,
учитель начальных
классов МАОУ
«Малиновская СОШ»
Томского района,
Томской области



















Приложение.

Карта открытий.

1
Зачеркни лишнее слово.
Обведи названия водоёмов, которые есть в нашей области.

РЕКА ГОРА ОКЕАН ОЗЕРО МОРЕ


2
Что относится к озеру? К реке? Соедини стрелками.

РЕКА

ОЗЕРО

Вода течёт
Стоячая вода
Два берега
Со всех сторон окружено сушей
Пресная вода


3
Домашнее задание.
Продолжи фразу:
Вода в реке течёт, потому что______________________________________
__________________________________________________________________






ТЕКСТ-ПОМОЩНИК

Начало реки называется – исток.
Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют – устье.
В реку впадают другие реки – это притоки.
Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева – левый берег.