Урок по окружающему миру в 4 классе «Водоёмы нашего края»


"Водоемы нашего края"Тип урока: усвоение нового материала.
Цели:
1. обучающие:
- повторить части рек;- научить различать водоёмы;- познакомить с разнообразием водоёмов родного края;- учить составлять устное описание водоёмов;- познакомить с флорой и фауной водоёмов;- раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека;- показать необходимость и способы охраны;- учиться умению планировать поиск решения проблемы;
2. развивающие:
- развивать умение самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой;- развивать познавательную активность;
- логическое мышление.
3. воспитательные:
- экологическое воспитание;
- воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу;- воспитывать чувство ответственности за коллектив и умение работать в нём.
Оборудование:
- компьютер, диск с презентацией.
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
Сегодня нас ждут (наверно, не зря)
Озёра, реки и моря.
2. Актуализация знаний:
Послушайте загадку и постарайтесь угадать, о чём она:
Течет, течет – не вытечет,Бежит, бежит – не выбежит (Река)
А теперь, ребята, подумайте, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сегодня на уроке познакомимся с водоемами нашего края. Составим описание реки. Выясним значение водоемов в природе и жизни человека. Познакомимся со способами охраны.
А сейчас, давайте вспомним, какие водоёмы вы знаете? Ответы детей (Море, океан, река, озеро, пруд, водохранилище, канал, ручей)
А скажите, пожалуйста, на какие две группы можно разделить все водоёмы? (Естественные и искусственные)
Вот сейчас у вас ребята находится листок с названием водоёма, постарайтесь правильно его прикрепить к правильной колонке.
Водоёмы
ЕстественныеИскусственные
РекаКанал
ОзероВодохранилище
МореПруд
Океан

Каким цветом обозначены водоёмы на карте?
Вспомните, как называется место, где река берёт своё начало? (Исток)
А место впадения реки в другую большую реку или море? (Устье)
А что ещё имеет река? (Притоки. Река течёт по руслу, имеет два берега: левый и правый). (Слайд 2)
Молодцы, Ребята! Знаете вы части реки.
3. Объяснение новой темы:
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Но на чём же? Отгадайте загадку:
Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)
Правильно, на корабле. И путешествовать мы будем по просторам нашего края.
Ребята, а кто работает на корабле? (Матросы. Капитан. Кок и т.д.) вот сегодня капитаном буду я, а вы мои помощники.-41910876935В Калужской области более 2 тысяч больших и маленьких рек. Сегодня мы заочно побываем на самых крупных водоёмах нашего края. Итак, наш путь начался:
Первую остановку, ребята, отгадайте сами. Посмотрите на изображение нашего герба и скажите, как герб связан с нашей темой урока? (слайд 3)
3533775351155Правильно. Действительно, река Брынь была полноводной и судоходной.
Брынь — река в Калужской области, левый приток реки Жиздра. Начинается вблизи посёлка Юрьево. Впадает в Жиздру. Длина реки — 81 км. (Слайд 4)
А теперь, давайте попробуем описать реку Брынь по плану.(Слайд 5)
Течение медленное. Притоки: Уружка. На берегах реки расположен город Сухиничи, сёла Брынь, Думиничи.
5063490420370400621545847027965404584701567180458470В этой реке водится много различных видов рыбы: карпы, караси, окуни, плотва, щука.(Слайд 6)
32004036195
Карпкарасьокуньплотващука
По берегам реки селится ондатра. (Слайд 7).
28917902743201720215464820186690464820На мелководье растёт рогоз, сусак, кубышка жёлтая, тростник. (Слайд6)
2476500185420
Жёлтая кубышкарогозсусактростник
Весной, река часто выходит из берегов, а летом мелеет.
А как же люди используют реку? (Зона отдыха, ловят рыбу).
Молодцы, наш путь продолжается.
На реке Брынь построена плотина, в результате чего образовалось Сухиничское водохранилище.
Следующая остановка «Сухиничское водохранилище» или говорим рыбное хозяйство, сокращённо рыбхоз. (Слайд 8)
-22860123190
-2286015525751158240142875021107401428750Сухиничское водохранилище привлекает к себе массу околоводных птиц. Здесь находятся колонии озерных чаек и серых цапель. Встречаются крачек, чирки, кряква, широконоска, камышница, и многие другие виды птиц постоянно гнездятся на водохранилище. На пролете здесь останавливаются на отдых гуси, периодически появляются лебеди. (Слайд 9)
158178546355494030113030
3653790262890224409026289011582402533655715253365Озёрная чайка серая цапля крачкачироккряква
Широконоска камышницагусьлебеди
2129790328295415290213995Здесь разводят: карпов, карасей, белый амур, толстолобик. (Слайд 9)
377761531750
15240462915
Итак, наш корабль продолжает путешествие и приближается к той реке в которую впадает р. Брынь. Что же это за река?
4215765121920Остановка «река Жиздра». (Слайд 10)
Жи́здра — левый приток Оки. Берёт начало в болотистой местности в 10 км к востоку от города Людиново. На реке расположены города Жиздра, Козельск и Перемышль. Течение медленное. В реке водится такая рыба как: щука, голавль, лещ, плотва, окунь. Прекрасное место для отдыха.
Давайте и мы с вами немного отдохнём.
4)Физкультминутка для глаз.
5) Продолжение новой темы.
Пока мы отдыхали наш корабль приплыл к следующей реке.
-137160317500Остановка «река Ока» (Слайд 11)
Ока - самая крупная река области, проложившая в её пределах русло длиной в 180 километров.
3324860418465В Оку впадают три крупных притока: Угра, Жиздра, Протва, а также ряд более мелких рек.
Река берёт начало из родника в селе Александровка Глазуновского района Орловской области.
На берегу Оки расположен город Калуга и многие другие города.
Дно песчаное, местами каменистое или песчано-иловатое с примесью мелких камней и ракушек. У берегов, где течение слабое, растут рдесты, стрелолист и некоторые другие растения. (Слайд 12)
173926595252057409525
рдесты стрелолист
В реке обитают: лещ, щука, судак, жерех, сом, подуст, язь. (Слайд 13)
4244340603253139440603251736090596904724403175
лещ щукасудакжерех
33108905588047244055880
2015490201930
сомподустязь
По реке ходит водный транспорт.
Недалеко от впадения реки Яченки в Оку находится Яченское водохранилище или в простонародье говорят : Калужское море.
Следующая остановка «Яченское водохранилище».-308610294005(Слайд 14)
Водоем искусственного происхождения, образован в 1980 году в пригороде города Калуги. Длина около 3 километров, ширина до 800 метров. Непосредственно в Яченское водохранилище сбрасываются сточные воды из 13 общегородских ливневых коллекторов, поэтому есть пойманную там рыбу просто опасно для здоровья.
Наш корабль продолжает путешествие по родному краю и попадает в крупный левый приток Оки реку Угру.
Следующая остановка «река Угра». (Слайд 15)
Река Угра, крупный левый приток Оки, впадает в неё примерно в 15 километрах выше Калуги. Берет начало у деревни Арефино, протекает по Смоленской и Калужской областям и впадает в Оку. Общая длина её 447 километров.
-41910-62865 Из рыб в Угре обитают те же виды, что и в Оке. В низовьях встречается судак, стерлядь, сом. (Слайд 16)
Береговая линия в основном представлена ивняком, луговыми травами и тростниковой растительностью.
-771525904240Если наш корабль продолжит дальше путешествие за границы Калужской области, то мы попадём в реку Волгу, ведь ока является притоком Волги. (Слайд 17). А Волга несёт свои воды в Каспийское море (Слайд 18).
3749675350520Вот и закончилось наше путешествие. Пора отдохнуть.
5)Физкультминутка (шум воды, журчание ручья)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз - два-три-четыре -
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно!
Делать так руками нужно-
Вместе - раз – это брас,
Одной – другой - это кроль.
Все как один плывём.
Вышли на берег крутой
6) Продолжение новой темы.
О какой роли водоёма была наша физкультминутка? Что мы делали? (Отдыхали). А значит, водоёмы – это место отдыха.
Какие ещё значения имеют водоёмы? (Источник воды, для приготовления пищи, дом для растений и животных, по воде перевозят грузы и др.)
Конечно, значение водоёмов очень велико, ведь без воды не может существовать ни человек, ни любое животное, ни растение. Но, не всегда правильно человек себя ведёт по отношению к водоёмам. Давайте прочитаем о значениях водоёма и их охране. (стр 155- 156). Посмотрите, какой вред человек может нанести водоёмам, если будет неправильно себя вести. (Слайды19,20,21).
Хотели бы вы отдыхать на берегу такого водоёма? (ответы детей)
Почему при купании в водоёмах нужно соблюдать осторожность?
Давайте прочитаем на стр. 158 рассказ «клад на дне реки».
Как взрослые и школьники должны охранять водоёмы? (очищать от мусора берега рек, сажать деревья, не устраивать свалки на берегах реки, не сбрасывать в реки сточные воды, не мыть машины на берегах водоёма).
5. Закрепление.
Наступило время привала. Давайте порыбачим. Ребята, посмотрите, в классе развешаны рыбки и на них написаны названия различных водоёмов. Выберите те водоёмы, с которыми мы сегодня познакомились. Свой улов положите в котелок.
А теперь, посмотрим какой у нас с вами улов. (Молодцы, ребята)
На какие две кучки можно разложить наш улов?
Кто ребята мне поможет?
6. Итог:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было особенно интересно?
Выставление оценок.
Домашнее задание: работа в тетрадях № 1,2. 5, 6стр. 49-51 и составить памятку «Правила поведения у водоёма».