Конспект урока Водоёмы нашего края


Тема урока: «Водоёмы нашего края»
Цель и задачи урока :сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края;
познакомить с естественными и искусственными водоемами , созначением водоёмов и их охраной;
раскрыть проблемы Каспийского моря, указать на необходимостьохраны;
формировать экологическое сознание и бережное отношениеучащихся к окружающей среде;
развивать познавательный интерес, умение рассуждать,анализировать;
воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование:
физическая карта Дагестана, глобус;
видеофильм « Боль и проблемы Каспия»(собственного создания, 8 минут)
аудио кассета « Шум моря»;
тесты для индивидуальной работы (в виде таблицы, приопросе домашнего задания);
компьютерная поддержка ( иллюстрации, схемы,картинки);
кроссворд с опорным словом (на доске);
табличка с записью темы урока;
репродукции картин Айвазовского, портрет художника;
«Экологический вестник Дагестана» (папка, в которую учащиеся 4 класса собрали материал из местной периодической печати о проблемах Каспия)
10.книжка-малышка (самодельная) с детскими стихами
собственного сочинения о море;
11 .рабочие тетради по природоведению;
12.атласы Дагестана (у каждого ученика на парте)

ХОД УРОКА:
1 .Организационный момент.
О чудесном нашем крае
Будет разговор.
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.
2.Проверка домашнего задания.
-Сначала поговорим о поверхности нашего края.
-Какова же поверхность нашего края?
(холмы, овраги, равнины, горы, бархан Сарыкум (удивительная песчаная гора, её название в переводе с кумыкского языка означает «желтые пески»)-Первый ряд будет работать с карточками. Вы заполняете индивидуальные
таблицы, отвечая на вопросы карточки.
- Как обычно, кто заканчивает работу, присоединяется к нам.
(При выполнении работы необходимо совместить номер вопроса и вариант1 2 3 4 5 6
а х б х в х х г х х х
ответа, а затем раскрасить соответствующую клетку. Обычно дети работают красным карандашом)1 2 3 4 5 6
а х б х в х х г х х х
Таков вариант правильно выполненной работы:
В результате правильного заполнения таблицы, у учащихся получается узор
430022033210500Другая часть класса (фронтальная работа) работает устно, заполняем кроссворд.
1 .-Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон (овраг)
(Делается запись на экране в соответствующей ячейке)
Что вы знаете об оврагах?
Вызванный ученик рассказывает материал дом. задания.
-Почему же с оврагами надо бороться?
-Чем овраг отличается от балки? Что общего у оврага и балки?
2. -Горы, созданные руками человека из отходов... (терриконы)
Как они образуются? Безобидны ли терриконы?
3.-Нижняя часть горы, холма? (подошва)
4.-Есть у оврага, холма, горы? {склон)- А как правильно тракторист должен распахивать землю на склоне:
вдоль его или поперёк? Почему?
5.-На побережье какого моря располагается субтропическая зона России? (Чёрного)
6. -Возвышенность, высотой от 200м до 500м? (холм)
7.- Вся территория земной поверхности разделена на природные...(зоны)
-Сколько природных зон? Перечислите их с севера на юг.
3.Формулирование темы и целей урока.
В результате заполнения кроссворда высвечивается ключевое слово-ВОДОЁМЫ.
-Ребята, обратите внимание, какое ключевое слово у нас получилось? {водоёмы) –Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
(выслушиваются предложенные варианты )-Вы правы, сегодня мы будем говорить о ВОДОЁМАХ НАШЕГО КРАЯ
(на доску вывешивается таблица с записью темы урока)
-Какова же будет наша цель, что мы должны узнать сегодня на уроке?
(выслушиваются ответы уч-ся, обобщаются, и учитель озвучивает цели и задачи урока)
4. Открытие нового знания. ( Новый материал вводится путём подводящего диалога)
А) Беседа
-Каким цветом на карте обозначена вода?
Раскрутим наш глобус, какого цвета стала наша Земля? Почему?
-Одинакова ли на вкус вода? {нет, она бывает солёная и пресная)-Какова вода в водоёмах нашего края? (в реках- пресная, в море- солёная)
-В каких ещё водоёмах вода солёная? (в океанах)
-Вспомним известные нам водоёмы (. море, океан, река, пруд, канал и т.д.)
-Давайте разделим названные водоёмы на 2 группы по их происхождению.
Вспомните этот материал, ( естественные -созданные природой,
искусственные—созданные человеком)-Откройте рабочие тетради на странице….. .Заполним предложенную таблицу.
Я буду называть определения, а вы в столбик их записываете, распределяя по колонкам
(естественные водоёмы—искусственные). Работа ведется с комментированием.
Сначала заполним графу «естественные водоемы»
1. Огромные пространства соленой воды на земле, (океаны)
2-Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами?
(море)
Появляется слайд на экране компьютера.
-Есть ли у нас в республике море? Как оно называется?
З.-Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой, (озеро)
Появляется слайд на экране компьютера.
Обращаюсь к карте Дагестана, показ нескольких озер: Акташ, Аксай, Алтаус,Травяное. Андийское море (форель), Ак-гёль (в редукторном поселке).
4. -Постоянный водный поток? (река)
Появляется слайд на экране компьютера (схема)
-Как называется начало реки? ( исток) Обратите внимание, на схеме это цифра….(ответ уч-ся-1)
-Как называется место впадения реки в другой водоём? (устье) На схеме- цифра ….
-Реки неравномерно распределены по территории республики.
Обратите внимание (обращение к карте), в низменных районах рек мало,
а в горной части -много.
-Назовите и покажите на картах (в своих атласах) крупные реки нашей республики.
33489903365500(Терек, Сулак, Самур)
-Скажите, что ещё можно дописать в таблицу? (ручей, ключ)
Теперь рассмотрим искусственные водоёмы.
-Рассмотрите в атласах, какие искусственные водоемы имеются на реке Сулак
. (водохранилища) Какие? (Чиркейское, Чирюртовское)
Появляется слайд на экране компьютера.
334581519367500Есть ещё каналы и пруды. -Какой канал проложен через весь нас город?
( канал им. Октябрьской революции)
Появляется слайд на экране компьютера
Б) Значение водоёмов. -Какое значение имеют водоёмы?
Это дом для растений и животных
Вода используется для хозяйственных нужд
Вода необходима для работы заводов и фабрик
По воде перевозят грузы
-Значение воды велико, т.к. без неё не может существовать ни человек, ни
растение, ни животное. *
-А всегда ли мы ведём себя правильно, находясь у водоема?
В) Каспий
-Подробнее остановимся на самом значимом водоёме нашей республики—
море.
Групповая работа с заметками из газет местной печати
-Разделитесь на группы. (учащиеся знают в каких группах они работают заранее)
- Вы получите вырезки из местных газет. Необходимо выявить и озвучить нам те проблемы Каспия, которые рассматриваются в вашей заметке.
Загрязнение бытовым мусором
Браконьерство
Нефтяные загрязнения
Гибель тюленей и кильки
Коротко каждая группа озвучивает «свои» проблемы.
Просмотр фильма.
-Сейчас мы просмотрим фильм « Боль и тревоги Каспия», созданного по вашим материалам. Обратите внимание на проблемы, которые освещаются в фильме. Можно подготовить черновики для заметок.
(Пока идёт фильм учитель проверяет тесты-таблицы по материалам домашнего задания; раздаются итоговые тесты урока ) После просмотра фильма озвучиваются проблемы, которые рассматривались в фильме. Делается вывод: совпадают проблемы, которые выявили ребята в материалах местной печати и те, которые отражены в фильме. (идёт перечисление)
-Как мы можем охранять свой водоём? (ответы детей)
Появляется слайд на экране компьютера,
(фото детей, когда они выезжали на очистку берега моря)
5. ИТОГИ урока
-А теперь подведём итоги и выясним, как вы усвоили материал урока.
Группа учащихся садится за компьютеры, их знания оценит машина.
Оставшаяся часть класса работает на индивидуальных листочках, выполняя тест.
Итоговый тест.
1.Естественными водоёмами Дагестана являются:
A)река Волга, Каспийское море, Онежское озеро
Б) река Самур, река Терек, Каспийское море, река Терек
B)река Самур, река Терек, Чёрное море.
2.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой- это... А) море Б) озеро В) канал
3.Огромное пространство солёной воды на Земле:
А) море Б) река В) океан
4.К искусственным водоёмам относятся : A) море, озеро, ручей
Б) пруд, канал, водохранилище
B) море, канал, озеро, пруд
5.Проблемы Каспия:
A) браконьерство, похолодание, бытовой мусор;
Б) нефтяные загрязнения, браконьерство, медуза-гребневик,
промышленные отходы;
B) большое количество мусора, равнодушие людей, морской транспорт.
Оценивание учеников, (с комментированием)
59302656921500Домашнее задание.
Подготовить рассказ о Каспийском море по своему плану
Творческое задание по выбору:
написать сказку или стихотворение о море,
(для пополнения книжки-малышки (общего проекта класса) создать работу по теме «Море» из природного материала (ракушки, песок)
-Конечно, море никого не оставляет равнодушным. После нашей экологической акции
« Очистим берег Каспия», как вы знаете, появился этот сборник стихов. ( один ученик читает свое стихотворение).
Думаю, что после сегодняшнего урока книжечка пополнится.
Многие художники любовались морем, изображая его неповторимую красоту.
Известный художник - маринист, Иван Константинович Айвазовский, служивший на воен. корабле, писал свои картины не с натуры, а по памяти . Он точно передавал краски моря в разную погоду. Вот репродукции его картин. (демонстрация)
Многие поэты посвящали свои стихи морю. Посмотрите на экран, кто этот человек?
На экране компьютера появляется портрет Расула Гамзатова на берегу моря.
-Да, вы узнали нашего известного поэта. Он писал:
«.. .Стремлюсь к тебе
И жду с тобою встречи.
Люблю побыть с тобой наедине,
Когда мне горе падает на плечи.
Люблю, когда бескрайняя вода
У ног моих седеет и вздыхает.
На берег твой Я выхожу всегда...»