Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Водоемы нашего края».


Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема: «Водоемы нашего края».
Орг.момент.
Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по родному краю. Но перед этим мы нам необходимо проверить знание предыдущей темы. Напомните мне тему прошлого урока. (Поверхность нашего края)
- Верно. Сейчас дежурный раздаст тетради с тестами. Открывайте тест №21. Время выполнения 5 минут. Приступайте.
Самоопределение к деятельности.
- Продолжим.
- Сегодня мы продолжаем изучать наш край. И для того, чтоб узнать тему нашего урока, вам необходимо разгадать кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг).
2. Место, где река берет свое начало. (Исток)
З. Нижняя часть горы, холма. (Подошва)
4. Есть, у оврага, холма, горы. (Склон)
5. Самое теплое море России. (Черное)
6. Форма поверхности. (Холм)
7. Вся территория земной поверхности разделена на природные... (Зоны)
Ключевое слово: ВОДОЕМЫ
На доске записать тему урока «Водные богатства нашего края».
- Значит тема нашего с вами урока сегодня?
- Какая цель может быть поставлена в связи с темой? Что бы вам хотелось узнать? Сформулируйте свои вопросы.
Открытие нового знания.
Беседа.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман,
Я - река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) Какая вода в водоемах нашего края?
- Где вода соленая? (В морях и океанах.)
2. Работа в группах
А сейчас вы поделитесь на 2 группы (1 – 1 вариант, 2 – 2 вариант). Я вам раздам карточки, в которых вы должны распределить водоемы на две группы по их происхождению. Но прежде вспомним какие это две группы. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
- Хорошо. Задание 1 группе. Вам необходимо из перечисленных выше слов записать в таблицу только естественные водоемы. Задание 2 группе. А вы - искусственные. Приступайте.
Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)
Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
Запишем в тетрадях такую таблицу
Водоемы
Естественные Искусственные
Река
Озеро
Море
Океан
Ручей Канал
Водохранилище
Пруд
- А сейчас каждая группа посмотрите на плакат на доске. Каких водоёмов нет на нашем плакате, которые вы указали в своих таблицах.
1 группа (Океан, ручей)
2 группа(Канал)
Верно. А сейчас у нас физкультминутка.
Физкультминутка
Работа по новой теме
Рассказ учителя
Так какие же водоемы расположены на территории нашего края? Клинский край принадлежит к бассейну рек Волги и Москвы-реки и богат малыми реками, речушками, ручьями, озерцами и болотами. На территории Клинского района протекает 31 река, располагается Одно из крупнейших рыбоводных хозяйств в Московской области Клинское водохранилище. А как ехать в Клин, на повороте на Зубово - Зубовское водохранилище. Деревня Слобода и село. Борщево располагаются на заболоченной местности.
- Ребята, на берегу какой реки расположен наш город?
Сообщение учащейся.
- Люба нам подготовила сообщение про главную реку нашего родного края.
Первичное закрепление
1. Включение новых знаний в систему знаний.
Беседа
Ребята, а что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики).
-Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
2. Работа с учебником и рабочей тетрадью.
- Обобщим наши знания о значении водоемов, мы откроем учебник на стр. 146 и прочитаем статью «Значение водных богатств и их значение».
- Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту. Затем вы в парах будете задавать вопросы друг другу и отвечать на них.
Ребята, как мы должны вести себя у водоёмов?
Творческая работа.
Давайте вместе попробуем составить памятку «Правила поведения у водоёмов».
Памятка
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Подведение итогов урока
- Какое значение в природе имеют водоемы?
- А для человека?
- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы ее?
Рефлексия
– Ребята, что на сегодняшнем уроке что вы узнали?
- Какое значение в природе имеют водоемы?
- Где пригодятся эти знания?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Сейчас дежурный раздаст вам кружочки, а вы сами нарисуете смайлик. Если понравился урок, то рисуем улыбающегося, не очень - обычный (без улыбки), не понравился – грустный.
Домашнее задание
Прочитать текст на стр. 145-148 учебника. Выполнить задание в рабочей тетради № 2, 3 стр. 69 – 70.