Конспект урока на тему Водоёмы нашего края


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 74 городского округа Тольятти
Тема самообразования:
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках окружающего мира»
Конспект урока по окружающему миру по теме:
«Водоёмы нашего края »
4 класс
Разработала:
Петрова М.И.
учитель начальных классов



2012 – 2013 учебный год
Тема урока: Водоёмы нашего края.
Цель урока: формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
Задачи урока: 1) формировать представления учащихся о водоёмах нашего края, познакомить с естественными и искусственными водоёмами и их значением; 2) развивать познавательный интерес; умение рассуждать, анализировать, выделять главное.
Оборудование: глобус, карта области, рисунки учащихся,картины с изображением рек и озёр Самарской области, контурные карты у каждого ученика, кроссворд.
Ход урока
В О Д О Ё М ЫI. Организация учащихся
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
Вопросы к кроссворду:
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. 2. Место, где река берёт своё начало. 3. Нижняя часть горы, холма. 4. Есть у оврага, холма, горы. 5. Самоё тёплоеморе России. 6. Форма поверхности. 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные...
- Итак, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Водоёмы).
- Мы совершим путешествие в страну водоёмов. Вам предстоит узнать, на какие группы делятся водоёмы, каково их значение.
II. Работа над новой темой
-Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я - река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
-Каким цветом на карте обозначена вода?
-Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (2/3 земнойповерхности занимает вода)
-Одинакова ли вода на вкус? (пресная и солёная)
-Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)
-Где вода солёная? (в море, океане)
-Какие водоёмы вы знаете? (река, море, океан, озеро, пруд, водохранилище,канал)
-Давайте разделим названные водоёмы на 2 группы по их происхождению.
Ш.Работа в рабочих тетрадях
1. Запишем в тетрадях такую таблицу:(№ 1 страница 49)
Естественные водоёмы Искусственные водоёмы
Река Канал
Море Водохранилище
Озеро Пруд
Океан
Ручей
2. Вывод
-Сделаем первую остановку и подведём итог, что мы узнали о водоёмах.
(Водоёмы бывают естественные и искусственные)
- А теперь продолжим путешествие по реке, на которой расположен наш город.
-А на берегу какой реки расположен Тольятти? (на берегу Волги)
-Как образно называют нашу реку? Почему? (Волга-матушка, кормилица)
З. Работа по карте области и контурной карте
Учитель: Волга - одна из крупнейших рек Европы. (Показ на карте истока и устья реки.)
Работа по контурной карте: Найдите и раскрасьте Волгу на своих картах.
4. Выступление учащихся с индивидуальным заданием
1 ученик с сообщением о Волге.
-А теперь нам предстоит совершить путешествие по малым рекам области.
Кроме Волги малых рек насчитывается 120. Основными реками являются Самара, Сок, Уса, Большой Черемшан и другие.
2 ученик с сообщением о реке Уса.
3 ученик с сообщением о реке Сок.
Учитель: На территории Самарской области зарегистрированы более 1000 озёр. Они небольшие, но живописные. Наиболее крупные: Каменное, Серное, Яицкое. ( Демонстрация иллюстраций рек, озёр)
5. Краткая беседа о значении ГЭС
-На реке Волга размещён ряд крупных гидроэлектростанций, для функционирования которых человек соорудил огромные водохранилища. На территории Самарской области их 2 - Жигулёвское и Саратовское. Наша Жигулёвская ГЭС регулирует сток воды в Волге, обеспечивает создание судоходных глубин и создаёт благоприятные условия для орошения засушливых земель Заволжья.
Но наличие этих двух огромных водохранилищ отрицательно повлияло на растительный и животный мир. В районе городов Тольятти, Самара уже не ловятся такие породы ценных рыб, как осётр, севрюга, белуга.
6. Работа с рисунками учащихся
-Сделаем следующую остановку и обратим внимание на рисунки наших ребят. Вот какой они видят Волгу. (Авторы рисунков кратко комментируют их).
-Что мы можем сказать о значении водоёмов в природе и жизни людей? (Место отдыха, для перевозки грузов, для ловли рыб и т.д.)
7. Рабочая тетрадь (задание №5, составь схему «Значение водоёмов в природе и жизни людей»)
-Запишем наши ответы в рабочих тетрадях.
Учитель: Да, значение водоёмов очень велико, потому что без воды не могут существовать ни человек, ни растения, ни животные.
-А всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у водоёма? (ответы уч-ся)
IV. Работа с учебником
-Сделаем ещё одну остановку и узнаем, как взрослые и дети должны охранять водоёмы?
Чтение статьи в учебнике на странице 156
-В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где отработанная в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что в воде растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в большом количестве опасно для водоёмов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоём, что опасно для всего живого.
V. Закрепление (Рабочая тетрадь №6)
- Давайте запишем в тетрадях правила, которые должен соблюдать каждый человек.
Запрещается:
1) спускать в водоёмы сточные воды заводов, фабрик;
2) бросать мусор в реку;
3) оставлять удобрения на берегу реки;
4) мыть транспортные средства на берегу реки;
VI. Подведение итогов
-Вот и завершили мы путешествие в страну водоёмов.
- С чем познакомились во время него?
- Что нового узнали? (научились различать водоёмы, работать с контурной картой, выбирать нужную информацию)
VII. Домашнее задание: приготовить сообщение о водоёмах нашего края, отметить основные реки на контурной карте.
VIII. Выставление оценок.