Окружающий мир. Иркутская обл,Водоемы нашего края


Окружающий мир
Водоемы нашего края
Цель: 1)Сформировать представление учащихся о водоемах нашего края. 2)Познакомить с понятиями естественные и искусственные водоемы, их значением и охраной. 3)Развивать познавательный интерес к природе родного края. 4)Учить рассуждать, анализировать, делать выводы. 5)Воспитывать чувства ответственности, взаимовыручки.
Оборудование: Глобус, карта области, карта района, иллюстрации с изображением рыб, книга-атлас « Ангара-дочь Байкала», учебник, рабочая тетрадь.
Дополнительная литература: В.М.Бояркин «География Иркутской области», С.А.Гурулев «Реки Байкала»,С.К.Устинов «В лесах у Байкала», А.Е.Панченко «Ловись, рыбка».
Ход урока.
Орг. Момент.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
Актуализация знаний и определение темы урока самими учащимися.
- Если вы правильно разгадаете кроссворд, то узнаете тему сегодняшнего урока. Будьте внимательны, не торопитесь с ответом.
-
Вопросы к кроссворду: 1.Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. 2. Место, где река берет свое начало. 3.Нижняя часть горы, холма. 4.Есть у оврага , холма, горы. 5. Самое теплое море России. 6. У меня есть подошва, пологий склон и вершина. 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные …

2 4 6 7
3 1 5 в о д о е м ы
Ответы:
Овраг
Исток
Подошва
Склон
Черное море
Холм
Зоны
Ключевое слово: ВОДОЁМЫ
- Что такое водоем?
-Это место скопления или хранения воды.
-Каким цветом обозначена вода на карте?
-Много ли воды на земле?
-2/3 земной поверхности покрыто водой.
-Одинакова ли вода по вкусу?
- Нет вода бывает пресная и соленая.
-Какие водоемы вы знаете?
-Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей и т.д.
- Какая вода в водоемах нашего края?
- На какие группы можно разделить все эти водоемы?
- Давайте мы их разделим по происхождению.
Работа в тетрадях (стр.49).
Естественные Искусственные
Океан канал
море водохранилище
река пруд
озеро ручей Работа с картой области.
-Назовите естественные водоемы нашей области. Какой естественный водоем самый известный?
-озеро Байкал ( рассказ о Байкале )
Ученые до сих пор спорят о количестве рек впадающих в Байкал. Называется такое количество рек- 336,554 и даже 1123.Число 336 принадлежит исследователю Черскому, который на лодке и частично пешком, по периметру обошел Байкал и подсчитал его притоки. Еще один исследователь Байкала Бояркин по топографическим картам осуществил подсчет рек и речушек - их получилось 544 разной длины. А сотрудник Лимнологического института( институт изучает жизнь Байкала) Наделяев предположил, что их еще больше-1123. Точная цифра так и не установлена. Сейчас ученые говорят о том ,что если учесть 277 притоков имеющих название и 183 без названия, то всего получается 460 рек и речушек.
- А сколько рек берет свое начало в Байкале?
-Одна (рассказ об Ангаре).
Я - царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои все вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
От беспечной улыбки моей
Вся природа глядит веселее,
Ярче блеск золотистых лучей
И лазурь небосвода синее.
Меж холмов и утесистых скал,
То блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея…
(Сибирский поэт М.Стож).
Сведения об Ангаре, работа с картой области.
- На берегу какой крупной реки стоит наш город Зима?
- Где берет свое начало река Ока? (работа с картой)
- Куда она впадает?
- Какие еще реки протекают по нашему району?
- Левые притоки реки Оки: Мура, Зима, Тиман, Ухтуйка, Кимильтейка, Шарагул, Галантуйка.
- Правые притоки: Харагул, Ургай, Куркурейка, Мольта.
Работа с картой района.
- Как называется место, где река берет свое начало?
- Место впадения реки в другую реку или море, или озеро?
- Что еще имеет река?
- Притоки.
- Как определить какой приток левый или правый?
- Какие еще водоемы есть на территории района?
-Озеро Гаранькино, оз. Галантуй, оз. Букайка, в районе м.Ангарский на реке Галантуйка есть пруд. (оз.Шкурка, оз.Страшная, оз.Змеевка, оз.Улан, оз.Светлое, оз.Ковш).
Физ.минутка Мы немного отдохнем,Побежим скорее в реку Встанем, глубоко вздохнем, Окунемся, поплывем.
Руки в стороны, вперед. Ах, какая благодать!
Мы на пляж, Но и меру надо знать.
Солнце жжет. Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Работа по теме урока:
- О какой роли водоема была наша физминутка ?
- Что мы делали?
- Отдыхали.
- Водоем место отдыха людей.
- Еще какую роль играют водоемы в жизни людей?
- Люди берут воду для питья, приготовления пищи. Водоемы – это дом для животных, птиц и растений. По воде перевозят грузы. Вода используется для работы фабрик и заводов.
- Значение водоемов очень важно и для людей и для животных. А всегда ли мы правильно ведем себя находясь у водоема?.
Работа с учебником. ( стр. 155 , 5 абзац)
Отдых у водоема –это ни только , когда мы загораем, купаемся, бродим по берегу , но и рыбалка.
Поднимите руку, кто из вас хоть раз был на рыбалке?
- Я предлагаю сейчас вам выполнить задания в группах.
Работа в группах.
- Придумайте текст из трёх предложений на тему «Как я побывал на рыбалке». Укажите, какую рыбу вы поймали.
- Какая рыба водится в наших водоемах? (рассказ детей о карасе, леще, щуке, хариусе, налиме).
Рефлексия: что особенно понравилось на уроке?
Блиц- опрос.

Водоемы – хранилище воды для быта, производства, приготовления пищи; место для отдыха; перевозки грузов.
Водоемы, созданные природой, называются естественными, а созданные человеком – искусственными
Место, где река берет свое начало, называется устье?
Притоки бывают левыми и правыми
Байкал самое глубокое озеро в мире?
Ангара впадает в Енисей
Иркутское, Усть – Илимское, Братское водохранилища являются естественными водоемами
Вода – это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение ядохимикатов и удобрений в сельском хозяйстве в больших количествах опасно для водоемов
Река Ока является правым притоком Ангары
Без воды не было бы жизни на земле
Оценивание ответов учащихся.