Методическая разработка урока по всемирной истории для VI класса на тему Древняя Македония и поход Александра Великого на Восток

Тема: Древняя Македония и поход Александра Великого на Восток.

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представления о предпосылках и этапах создания Македонской державы, рассказать о походе Александра Великого на Восток.

Развивающая: развивать у учащихся умение работать с исторической картой, анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты. продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

Воспитательная:  воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народа, историю, которого изучаем; воспитание коллективизма, товарищества.

Тип урока: изучения нового материала.

Метод урока: словесно-наглядный.

Оборудование: интерактивная доска, карты, слайды, схемы, таблицы, раздаточный материал (карточки).

Ход урока:
Организационный момент
Опрос домашнего задания
Самостоятельная работа с карточками
Фронтальный опрос учителем всего класса
Объяснение новой темы
Объяснение новой темы учителем
Самостоятельная работа учащихся с таблицами
Закрепление
Домашнее задание

Приложение к этапу №2.

Билет №1.
Какие цивилизации существовали на территории Древней Греции и близлежащих островов в ранний период истории?
Что такое полис?
Какие города-государства Древней Греции были самыми могущественными? Что привело к их ослаблению?
Что такое демократия? Где она впервые появилась?

Билет №2.
На территории какого современного государства располагалось ядро Персидской державы?
Кто является основателем Персидской державы?
Из какого рода происходили персидские цари?
При каком персидском царе были подавленны все восстания в государстве, созданы сатрапии, проложены «царские дороги», а зороастризм стал государственной религией?

Билет №3.
Назовите самые крупные реки Индии.
Как назывались вожди племён в Древней Индии?
Какой индийский царь из династии Маурья объединил большую часть Индии в середине III в. до н.. э.
Родиной, какой мировой религии является Индия?

Билет №4.
Какой титул носил правитель Египта в древности?
Какой город Двуречья обрёл независимость и расцвёл в VII-VI вв. до н. э.?
В какой части мира появились первые в истории государства?
Кто из египетских правителей XVIII династии прославился своими военными походами в Сирию и Нубию?

Вопросы для фронтального пороса:
В каком веке до н. э. в связи с природным катаклизмом погибло древнее Критское государство?
Каким образом было уничтожено Ахейское государство, расположенное на материковой Греции?
Назовите самые могущественные города-государства древней Греции.
Какой город Древней Греции считается Родиной демократии?
В связи, с каким общегреческим событием по всей стране на время прекращались все войны и раздоры?
Назовите столицу Персидской державы.
Назовите самую протяжённую реку в мире, протекающую по территории Египта.
Назовите самый красивейший город Древнего мира, в котором находились такие «чудеса света» как Вавилонская башня и Сады Семирамиды.
Памятниками художественной литературы, какой страны являются поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»?
Представители, какого древнего народа слыли самыми искусными мореплавателями?

Приложение к этапу №3

Инструкция к созданию слайдов для объяснения темы учителем:

Слайды №1-2. Поясняют о географическом положении Македонии, её жителях, их хозяйстве и быте.
Слайд №3. Поясняет о становлении Македонского государства в период правления Филиппа II.
Слайд №4. Поясняет о раннем периоде правления Александра Великого.
Слайды №5-6. Поясняют о начале похода Александра Великого на Восток и о битве на реке Граник в 334 г. до н. э.
Слайды №7-8. Поясняют о действия армии Александра Великого в Сирии и о битве у города Исс в 333 г. до н. э.
Слайды №9-10. Поясняют о действиях армии Александра Великого в Финикии и Палестине.
Слайды №11-12. Поясняют о завоевании Александром Великим Египта и об основании города Александрии Египетской в 332 г. до н. э.
Слайд №13. Поясняет о событиях предшествующих битве при Гавгамелах.
Слайд №14. Видеоролик, взятый из художественного фильма «Александр», режиссера О. Стоуна. Может быть использован в качестве наглядной демонстрации учащимся основных моментов битвы при Гавгамелах (331 г. до н. э.).
Слайды №15-16. Поясняют о вступлении Александра Великого в Вавилон и о его последующих походах в Среднюю Азию и Индию
Слайды №17-18. Поясняют о возвращении армии Александра Великого в Двуречье и о его скорой смерти, повлекшей за собой распад его империи.
Слайд №19. Подводит итоги похода Александра Великого на Восток и определяет его историческое значение.

Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся с новой темой (таблица):

Географическое положение Македонии, климат


Население Македонии, хозяйство


Царь Филипп II (ок. 382-336 гг. до н. э.) Его вклад в укрепление Македонского государства.





Царь Александр Великий (356-323 гг. до н. э.) Его вклад в укрепление македонского государства



Важнейшие сражения Александра Великого в ходе похода на Восток
Дата
Итог





Важнейшие сражения Александра Великого в ходе похода на Восток
Дата
Итог





Военные действия армии Александра Великого в Финикии и Палестине


Вступление Александра Великого в Египет


Важнейшие сражения Александра Великого в ходе похода на Восток
Дата
Итог





Дальнейшее продвижение армии Александра Великого на Восток



Приложение к этапу №4

Слайд №20. Содержит задания для закрепления пройденного материала.
Каким образом, царь Филипп II смог объединить Македонию и сделать из неё самое могущественное государство на Балканском полуострове, способное противостоять Персидской державе?
Каким образом, Александр Великий, располагая сравнительно небольшой армией, смог уничтожить Персидскую державу?
Какие последствия в культурном и политическом отношениях имели завоевания Александра Великого на Востоке? 
Что привлекает вас в личности Александра Великого? Что вам не нравится в нем?
Методические рекомендации к уроку.
Цель использования презентации на уроке -  это повышение мотивации учащихся к изучению истории Древнего мира и активизация познавательной деятельности, через визуальное восприятие материала.
Учителем используются следующие методы и приемы:
Через вводную беседу организовать процесс повторения изученного ранее материала.
Организация работы с печатным источником информации – учебником и наглядным пособием – картой (возможно использование карты на интерактивной доске), что позволяет использовать визуальную память для закрепления нового материала
Приемы решения проблемных вопросов
Частично-поисковый метод (все слайды могут использоваться как средства для использования частично-поискового метода)
Презентация позволяет установить логическую связку между этапами урока, учащиеся видят логическую взаимосвязь изучаемого материала.
Использование презентации позволяет учитывать и индивидуальные особенности учеников. Подкрепив пояснение новой темы таблицей для самостоятельного заполнения, можно сочетать работу в паре, группе, самостоятельную работу с новым материалом.























15