Проектная работа. «Воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах поселка»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 «Алёнушка»
Села Осиново Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстана.
Проектная работа.
«Воспитание у дошкольников навыков
безопасного поведения на улицах поселка»
Выполнила:
Закирова Лилия Галимзановна.

Характеристика проекта: кратковременный, групповой.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Участники: воспитатель, дети, родители.
Актуальность проекта:
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах поселка. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах поселка реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Наш детский сад находится близко от дороги, знаков и переходов нет. Дальнейшее обеспечение безопасности ребёнка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьёзно не продумывались формы и методы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Актуальность темы проекта обусловлена тем, что он позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о правилах дорожного движения.
Проблема: В ходе наблюдения за детьми и при анализе результатов первичной диагностики детей выявилась проблема: не все дети знают, как правильно добраться от дома до детского сада, соблюдая правила дорожного движения и обратно. Стремление ребенка к самостоятельности и умение адекватно оценить свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги, необходимо высокий уровень само концентрации воли и внимательности, способность координировать свое внимание на основном и не отвлекать на второстепенных деталях дорожного движения.
Гипотеза: Успешное формирование представленийо соблюдении правил поведения в транспорте и на дорогах у старших дошкольников возможно в условиях целенаправленной, систематической работы педагога с детьми и родителями, и зависит от чёткого отбора доступных детям знаний, отношений и умений, от максимального использования возможностей различных видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах поселка.
Задачи работы с детьми:
Образовательные:
- Обучать безопасному поведению в дорожной среде, познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части;
- познакомить с правилами пользования общественным транспортом, показать, как надо обходить транспорт правильно;
Развивающие:
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
- создать условия для сознательного изучения дошкольниками ПДД;
- Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику;
Воспитательные:
- Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов;
- Воспитывать желание учиться правильно и безопасно вести себя на улице и на дорогах во избежание нечастных случаев;
- Укреплять детско-родительские отношения.
Задачи работы с родителями:
- Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, ПДД;
- Способствовать формированию культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой;
- Обеспечить творческое взаимодействие с родителями в педагогическом проекте.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители- приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
- В чем может заключаться опасность на дорогах;
- Понятие «улица» и ее составные части;
- О дороге и регулировании дорожного движения;
- Правила поведения на улице и транспорте;
- Понятие «тормозной путь» и его влияние на безопасность пешеходов;
- Смогут составить рассказ о маршруте от дома до детского сада и обратно;
- Будут хорошо ориентироваться на местности;
- Научать проявлять уважение к своим родителям, водителям, пешеходам;
- У них будет развито чувство ответственности за себя, как за пассажира и пешехода.
Родители:
- Будут взаимовежливы к водителям, пассажирам, пешеходам и инспекторам ГИБДД;
- Знать, как уберечь своих детей от несчастных происшествий на улице и на дороге;
- Знать необходимые дорожные знаки и их значение;
- Расширят знания о необходимости соблюдения ПДД;
- У них будет развито чувство ответственности за жизнь членов своей семьи и окружающих;
- Научатся закреплять со своими детьми, полученные знания детей о соблюдение правил на улице и дороге.
Педагог:
- Будет лучше знать семьи своих воспитанников и способствовать тесному сотрудничеству;
- Разработает планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
- Создаст копилку материала по ПДД;
- Будет уважительно относиться к семейным проблемам, помогать в их решении.
Этапы работы:
Проект реализуется в 3 этапа.
1 этап: подготовительный.
Содержание:
Подготовка материала и оборудования.
Анкетирование родителей по проблеме.
Педагогическая оценка результатов анкетирования.
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге).
Выбор концепции реализации проекта.
Обоснование путей реализации проекта.
Беседа по картине: «Улица города»
Сюжетно- ролевая игра «Инспектор ДПС»
Занятие «Безопасное поведение на дороге»
Поделки автомобиля (из гипса).
Выставка художественной литературы по ПДД.
Занятие «Правил дорожного движения».
Прогулка «Правила для пешеходов».
Настольная игра «Правила дорожного движения».
Информационная газета для родителей: «Причина дорожно-транспортного травматизма».
Консультация для родителей: «Ваш ребенок на улице», «Предупреждение дорожно - транспортного травматизма», «Родителям –о безопасности дорожного движения» .
1 .Конкурс детских рисунков: «Наша улица».
2.Викторина «Пешеход на улице».
3.Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
4.Развивающая игра - самоделка «Законы улиц и дорог».
5.Вручение детям удостоверения юного пешехода.
6.Обработка результатов по реализации проекта.
7.Внесение дополнений, поправок в случае нерешённых или побочных
проблем.
2 этап: практическая работа.
Цель: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
1.Воспитатель вместе с детьми.
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
- Просмотр видеофильмов о ПДД «По дороге со Смешариками»
- Рассматривание сюжетных картин и репродукций.
- Викторина «Пешеход на улице».
- Дидактические игры: «Что? Где? Откуда?» и т.д.
- Изготовление видов транспорта (аппликация, конструирование из бумаги).
- Сюжетно-ролевые игры «Инспектор ДПС».
- Изобразительная деятельность «Моя улица», «Автомобили на дорогах», оформление выставки рисунков.
- Совместная образовательная деятельность.
- Интервью детей «Расскажи о своем маршруте» {Назови свою улицу. Назови, что ты видишь по дороге в детский сад ?и т.д.)
2.Родители - дети.
- Беседы с детьми о правилах дорожного движения.
- Рассказы о своем маршруте, о том , какие здания находятся по дороге и т.д.
- Чтение художественной литературы о ПДД.
- Изготовление макетов «Мой микрорайон», конкурс поделок по ПДД (из бросового материала).
3.Воспитатель - родитель.
- Проведение консультации для родителей «Ваш ребенок на улице», «Безопасность дорожного движения» . «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма», «Родители-нарушители ПДД»;
* Индивидуальные беседы-консультации.
- Проведение совместного досуга, посвященного ПДД.
-Папки-передвижки.
3 этап: обобщающий.
Содержание:
- Итоги конкурса рисунков и творческих работ родителей и детей «Автомобили на дорогах»
- Выставка для родителей «Цветные автомобили»
- Итоговая диагностика детей по выявлению знаний у детей о ПДД.
Итоги реализации проекта.
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д. Я убедилась, что такая система работы дает положительные результаты - за годы моей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Родители принимал активное участие в реализации проекта, с удовольствием участвовали во всех мероприятиях. Как выяснилось, узнали много нового и необходимого для себя по воспитанию культуры поведения на дорогах.
Результативность.
Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде "Воспитатели - дети - родители", где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Научно-методическое обеспечение:
Под ред. Р.Н. Минниханова, И.А.Халиуллина «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»; г.Казань, 1995.
Г.А.Галеева , СМ. Гафарова «Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах»; Казань, 2009. '
«Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»: учеб. пособие/ авт.-сост.: Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р. Н. Минниханов..; под редакцией Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина. - Издание ГУ «НЦ БЖД», 2008 г.
«Как обеспечить безопасность дошкольников» - методическое пособие авт. К.Ю.Белая Москва «Просвещение»
Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. - Волгоград, ГУ 1111 «Калачаевская типография» , 2002
«Правила дорожного движения», авт. Н.А.Извекова, Москва «Просвещение»
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
«Юные инспектора движения» авт. Л.Н.Овчаренко Москва, изд. ДОСААФ СССР
О.А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателей дет.сада. М., «Просвещение», 1975.
Серяков И. Горят огни на перекрёстках. - Саратов., «Приволжское книжное издательство, 1972.
«Дошкольникам о правилах дорожного движения» авт. Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко. Москва «Просвещение»
«Три сигнала светофора» (дидактические игры, сценарии вечеров досуга) авт. Т.Ф.Саулина. Москва «Просвещение»
14.Интегрированные занятия по обучению детей дошкольного возрастаправилам дорожного движения: Методическое пособие / Сост.: 3. В.Шакирова. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. - 107с.
Приложение № 1
Прогулка «Правила для пешеходов».
Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Задачи: Закреплять знание изученных правил дорожного движения. Формировать навыки правильного ориентирования в сложной обстановке дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице. Ход прогулки: Как называют людей, идущих по улице? Мы с вами тоже идём по улице, значит, мы - пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.
По улице надо идти спокойным шагом.
Идти только по тротуару, по правой его стороне.
Переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.
Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?
Воспитатель подводит детей к переходу.
-Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу.
По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или запрещают переходить улицу.
-Посмотрите, как все переходят улицу.
Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице -двустороннее или одностороннее, сказать об особенностям перехода. Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.
Приложение № 2
Анкета для родителей по ПДД.
1 .С какого возраста нужно обучать детей
ПДД?
2.Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности,подстерегающей их на дороге?
3.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую частьдороги?
4.Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить
дорогу?
5.Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?
б.Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в
д/с?
7.Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части
дороги?
8.Какие ситуации считаете опасными?
Приложение № 3
Занятие « Безопасное поведение на улице».
Цель: Выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
Задачи: Закреплять у детей представления о ПДД. Учить правилам безопасного поведения на дороге. Развивать культуру общения, обогащать словарь. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения. Ход занятия:
Что такое улица? Из каких частей она состоит?
Кого называют «пешеход», «пассажир», «водитель»?
Какие виды транспорта ты знаешь?
Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге?
При каком сигнале светофора можно перейти дорогу?
Где люди ждут транспорт?
Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным?
Где можно играть детям?
Для кого предназначен тротуар?
По какой стороне тротуара можно идти? Почему?
Модно ли переходить проезжую часть дороги одному?
С кем можно переходить проезжую часть дороги?
Приложение № 4
Консультация для родителей: «Ваш ребёнок на улице».
Закрепить у детей правила дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требование обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. По обучению детей правилам дорожного движения важен пример взрослых. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя дорогу с ребёнком, взрослые должны обязательно держать его за руку. Надо объяснить детям, что нельзя ходить одним на проезжую часть улицы, учить правильно, реагировать на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь. Родители могут уточнить с детьми название улиц, по которым они идут, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу. Для закрепления программного материала детям дают задание на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Родители должны знать, что необходимо воспитывать у детей самостоятельность при передвижении на улице.
Наблюдая за родителями, дети учатся с личного примера правильно переходить улицу.
Предупреждение дорожно-транспортного травматизма. Родители должны знать:
Ребёнок учиться законам дороги, прежде всего, на примере взрослых.
Наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы.
Большое число происшествий происходит по вине родителей. Когда дети, вырвавшись из их рук, оказываются перед близко идущим транспортом.
При переходе дороги с ребёнком следует крепко держать его. Обучение детей ПДД не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их, но и должно быть наглядным.
Хорошим средством обучения правила дорожного движения являются игры.
Для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со стороны взрослых за детьми.
Родителям следует познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения с велосипедом на улице и строго требовать их выполнения.
Приложение № 5
Консультация для родителей:
«О безопасности дорожного движения». Уважаемые родители!
Кто из вас не хочет видеть своего ребёнка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уже его-то рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать ребёнку этого порой совсем не просто. Травмы, полученные в результате наезда не ребёнка транспортного средства, особенно тяжелы.
Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребёнка недопустим и должен быть заменён на опыт, накопленный обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностях. Рост ребёнка - серьёзно препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, и сам не виден родителям. Ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля ил другого сигнала из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Все мы учим правила дорожного движения в «расшифрованном», т.е. идеальном виде. Но в жизни нередко видим совсем другое. Пешеходы могут перебегать через дорогу на красный сигнал светофора, да и водители иногда этим не гнушаются: могут и на «красный» проехать, могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе.
Приложение № 6
Викторина «Пешеход на улице».
Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения. Вопросы викторины
По какой части улицы должны ходить пешеходы?
По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?
Почему надо придерживаться правой стоны?
Почему на улице нужно ходить только по тротуару?
Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
Где нужно ждать троллейбус, автобус?
Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?
Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?
Что такое регулируемый перекрёсток?
Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?
Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках?
Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?
Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете?
Приложение № 7
Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения. Играют две команды. Ведущий задаёт вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую укажет стрелка - тот номер вопроса и задаёт ведущий. За каждый правильный ответ присуждается одно очко. Вопросы 1 команде:
1 .Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее? 2.Где должны ходить переходы? Где должны ездить автомобили? З.Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу? 4.Как обозначается пешеходный переход? 5.Как регулируется движение на улице? 6.Какие сигналы светофора вы знаете?
7.Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны? 8.Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? Вопросы 2 команде: 1 .Как надо вести себя в автобусе?
2.Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?3.Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному,жёлтому, зелёному сигналам светофора.,
4.Когда надо начинать переход улицы? 5.Как нужно идти по тротуару?
6.Где на проезжей части можно переждать поток машин? 7.Что помогает регулировщику управлять движением? 8.Какие вы знаете правила поведения в транспорте?