Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах

ПРОГРАММА
по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах
«Добрая дорога»
Пояснительная записка

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД.
Методическим объединением классных руководителей спланирована работа по профилактике ДТП, предусмотрено ежегодное проведение месячника по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Наша безопасность в наших руках». В течение учебного года организованы консультации для педагогов по проведению профилактических бесед по ПДД с учащимися до и после каникул, а также «минуток безопасности». На заседаниях методического объединения рассмотрены методические рекомендации по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения на дорогах.
На второй ступени наиболее распространенными формами проведения мероприятий являются беседы и рассказ учителя в сочетании с практическими упражнениями и методами ситуативного обучения. Учителя успешно применяют игровые технологии (ролевые игры), так как игра - один из основных видов деятельности учащихся. Кроме того, они применяют разнообразный дидактический материал: дорожные задачи, контрольные вопросы, загадки Пети Светофорова, кроссворды и т. д.
Ежегодно ученикам для диагностирования их эмоционального благополучия и отношения к занятиям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. На сколько интересна и значима тема этого мероприятия?
а) это интересно и важно знать;
б) это не очень меня интересует.
2. Какое настроение у тебя на этом мероприятиии сегодня?
а) хорошее настроение (я испытываю положительные эмоции);
б) так себе, не очень;
в) плохое.
Затем педагог проводит количественную оценку результатов диагностики с целью коррекции и оптимизации воспитательной и образовательной работы по предупреждению ДДТТ.
Основной способ формирования у детей навыков поведения – наблюдение, подражание поведению взрослых и прежде всего своих родителей. С участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «школа - дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника из дома до школы и обратно. Родители активно привлекаются к делам класса, таким, как походы, экскурсии, туристические слеты, на которых они наряду с классными руководителями отвечают за безопасность школьников. Для родителей проводятся собрания, где отмечается ответственность за роль взрослых в профилактике ДДТТ.
Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа Кроме традиционных профилактических бесед, педагоги включают в свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и специальные элементы: читают стихи, прозу, разучивают музыкальные произведения о светофоре, дорожных знаках, проводят тематические динамические паузы и т. д. В школе организуются встречи с инспекторами ГИБДЦ, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов.
В рамках месячника по безопасности движения ЮИД организует конкурсы рисунков, плакатов, мультимедийных презентаций, составляет для ребят тренировочные кроссворды, привлекает средних и младших школьников к сочинению собственных сказок на тему ПДД, стихов, загадок.
В весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. В связи с этим ежегодно в мае для учащихся 4-8 классов проводятся соревнования «Безопасное колесо», которые способствуют изучению и закреплению ПДД, закреплению навыков вождения велосипеда, изучению велотехники.
Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, которое проверяется с помощью викторин, и освоение трассы велофигур, и овладение навыками оказания первой медицинской помощи. Рейтинг популярности школьных дел показывает, что данные мероприятия являются для ребят одними из самых значимых и интересных. С целью обеспечения социальной защиты детей и подростков ежегодно составляется программа летнего отдыха, одним из направлений которой является работа лагеря дневного пребывания по предупреждению ДДТТ. В программу работы летнего лагеря включаются мероприятия по ПДД: конкурсы рисунков на асфальте «Перекресток», фантазийные занятия «Сказочные дорожные знаки», КВН «Мы и дорога», соревнования «Образцовый пешеход», «Колесо истории ПДД» и т. д.
Польза от проведения мероприятий такого рода для детей как в течение года, так и в каникулярное время очевидна. Однако разнообразие форм, насыщенность занятий требуют от классных руководителей большой предварительной подготовки. Для учителей проводятся встречи с инспекторами ГИБДД, которые дают рекомендации по организации работы в рамках пропаганды ПДД. Кроме того, на консультациях по воспитательной работе выделяется одно из приоритетных направлений деятельности: закрепление знаний ПДД, формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, даются рекомендации по планированию и организации деятельности классов в этом направлении. Ежегодно проводится семинар-практикум «Формы внеклассной работы по ПДД», на
котором представляются: социальная и художественная литература, способствующая воспитанию чувства улицы у школьников; методические разработки педагогов и других авторов; дидактические игры лото, домино, стоп-сигналы и другие. Все формы находят практическое воплощение на семинаре в ходе деловой игры, что позволяет классным руководителям эффективно применять их в классных коллективах.

Цель программы:
создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД.
Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
3. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
4. Использовать материально-технический потенциал школы и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения (ПДД).
- Устав образовательного учреждения.
-План воспитательной работы школы.

Материально-техническое обеспечение: кабинета ОБЖ и его оснащение.
Управленческая деятельность по кадровому обеспечению:
1. Анализ кадрового обеспечения.
2. Расстановка кадров, инициирование их на инновационную деятельность.
3. Выявление и поощрение педагогов, успешно внедряющих программу.
4. Повышение квалификации педагогических кадров.
5. Привлечение работников ГИБДД.

Управленческая деятельность по информационному обеспечению:

1. Создание банка данных - разработка уроков, лекций и бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий.
2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.
3. Сбор текущей информации о результатах тестов, срезов знаний, посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий;
4. Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.
5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
6. Работа школьных методических объединений.
7. Консультационные совещания.
8. Контроль за проведением внеклассных мероприятий.
9. Проверка документации классных руководителей.
10. Организация встреч с родителями (консультации, лекции, собеседования).

11. Взаимодействие с ГИБДЦ и другими общественными организациями.
Экспертное обеспечение:
1. Самоэкспертиза деятельности педагогов.
2. Экспертиза качества обучения руководством школы.
3. Анализ состояния дорожных происшествий, участниками которых являются обучающиеся в школе.
Основные направления работы по реализации программы.
1.Мероприятия по созданию условии безопасности школьников.
2.Профилактическая работа по предотвращению ДДТТ.
3.Профилактическая работа по правилам поведения на дороге и улице.

Функциональное обеспечение создания реализации программы.
1.Функция инспектора по противопожарной безопасности:
Проведение бесед по ПДД;
Организация помощи по ПДД классным руководителям;

2.Функции администрации школы в реализации программы:
Общее руководство разработкой и реализацией программы;
Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
Разработка системы внеклассных мероприятий по ПДД;
Организация работы классных руководителей по программе и ее контроль;
Организация работы инспекторов по ПДД;
Общее руководство по обеспечению безопасности школьников;
Контроль за условиями и мерами ДДТТ.

3.Функции классного руководителя в реализации программы:
Проведение мероприятий по профилактики ДДТТ;
Организация и проведение профилактической работы с родителями;
Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы;

Содержание деятельности на каждом этапе
Подготовительный этап: 2012 – 2013уч. г.
Нормативно-правовое обеспечение:
Изучение нормативных документов;
Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений;
Разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы;
Разработка и реализация перспективного плана мероприятий;

Педагогическая поддержка:
Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов;
Разработка и реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Добрая дорога»

Практический этап: 2013 – 2016 уч. г.
Реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Добрая дорога».
Организация и проведение школьных мероприятий с учащимися и родителями.
Выпуск тематических презентаций, необходимых для проведения классных часов.
Выпуск школьной печатной газеты и листовок.
Диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной программе.

Обобщающий этап: 2016 – 2017 уч. г.
Анализ работы по программе.
Подведение итогов реализации программы.
Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.
Обобщение опыта работы.

Прогнозируемый результат:
Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге и улице.

Сроки реализации программы: 2012 – 2017 г.г.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА


Мероприятия
Сроки
проведения
Ответственные

1.
Работа с педколлективом.
Утверждение плана работы.

Сентябрь

Зам.дир по ВР

2.
Совещание классных руководителей при заместителе директора по ВР по проведению месячника «Внимание, дети!» и декадника «Опасные забавы»
или «Зимние каникулы»
В течение
года

Декабрь
Зам.дир по ВР

3.
Обеспечение качественного прохождения программного материала по ПДД с 1-11 класс
Сентябрь
Зам.дир по ВР

4.
Обследование работы школы по каждому факту ДТП
В течение
года
Зам.дир по ВР,
школьный
инспектор,
кл. рук.

5.
Работа с учащимися.
Комплектование отряда ЮИД


Сентябрь

Школьный
инспектор

6.
«Минутки безопасности» (ежедневно)
В течение
года
Кл. рук.
начальных классов

7.
Линейки по параллелям «Внимание, дорога»
Ежемесячно
Школьный
инспектор

8.
Выступление школьной агитбригады «Вираж» перед учащимися школы
Март
Школьный
инспектор

9.
Выступление агитбригады «Вираж» на районном смотре-конкурсе агитбригад
Март – апрель
Школьный
инспектор

10.
Районный, городской конкурс «Безопасное колесо»
Май
Школьный
инспектор

11.
Классные часы «Уроки дорожных манер». Информация о состоянии ДДТТ в городе Магнитогорске за учебный год.
В течение
года
Зам.дир по ВР,
кл. рук.


12.
Классные часы «Учим правила, играя». Информация о состоянии ДДТТ в городе Магнитогорске за учебный год.
В течение
года
Зам.дир по ВР,
кл. рук. начальных классов

14.
Конкурс рисунков
В течение
года
Школьный
инспектор,
кл. рук.

15.
Выпуск листовок «Внимание, дети!».
В течение
года
Зам.дир по ВР,
шк.актив

16.
Выпуск газет и плакатов
В течение
года
Школьный
инспектор

17.
Конкурс рекламы по ПДД
В течение
года
Школьный
инспектор

18.
Конкурс кроссвордов
В течение
года
Школьный
инспектор

19.
Конкурс сочинений «С места происшествия скрылся»
В течение
года
Учителя русского языка, школьный
инспектор

20.
Встречи, беседы с инспектором ГИБДД
Ежемесячно
Зам.дир по ВР

21.
Недели безопасности перед каникулами
В течение
года
Администрация,
школьный
инспектор

22.
Шефская благотворительная деятельность.
Показ спектакля «Трёхглазка» с занимательными играми для ребят из детских садов №161, 127

Март - апрель

Школьный
инспектор

23.
Работа с родителями.
Классные родительские собрания «Перед тем, как выйти на улицу».

Каждую четверть

Кл. рук.

24.
Выпуск школьной газеты «Страна Детства» для детей и родителей.
В течение
года
Зам.дир по ВР,
шк.актив

25.
Внутришкольный контроль.
Состояние работы классных руководителей по изучению ПДД, заполнение листа ПДД в общешкольном журнале


В течение
года

Зам.дир по ВР

26.
Включение вопросов по ПДД в воспитательный план класса с учащимися и их родителями;
Сентябрь
Зам.дир по ВР



ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
недели безопасности в начальной школе
Дата

Содержание

Классы

Ответственные



1. Беседы-пятиминутки на последних уроках о безопасности поведения на улицах
1-4
Учителя начальных классов и учителя-предметники, которые проводят последние уроки



2. Контрольные диктанты (по материалам ПДД).
3. Посещение киноклуба

1-4

Учителя начальных классов, воспитатели



Проведение родительских собраний по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма


Классные руководители; психологи



Беседы по вопросам предупреждения ДДТТ, неосторожного поведения на льду, воде, в лифте, небрежного обращения с незнакомыми предметами


1-4
Классные руководители, воспитатели ГПД



Конкурс рисунков «Я и дорога», «Долгожданная зима снова в гости к нам пришла»




















нампришла пришла»

1-4

Учитель рисования; учителя начальных классов



Занятия с учащимися на транспортной площадке по отработке профилактических навыков поведения на дороге
1-4
Классные руководители, воспитатели ГПД



Открытые уроки по ПДД

1-4

Классные руководители, воспитатели























13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815