Конспект ООД по теме: Звуки С, СЬ в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО


Ход занятия
Этапы и виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность детей Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
1 2 3 4
I
Оргмомент. Педагог предлагает детям встать в круг и вместе сказать слова:
«Встанем дружно в ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Локотками чуть коснемся,
И друг другу улыбнемся».
Дети встают в круг ( руки на поясе), выполняют движения по тексту. Организовать детей.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
II. 1.
Актуализация знаний. Педагог читает стихотворение, интонационно выделяя звуки
С, Сь:
«Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом.
Спят и лес, и степь, и сад.
Сон в страну свою унес всех».
Задает вопрос детям: «Какие звуки чаще всего повторялись в стихотворении?» Дети отвечают, что это звуки С,Сь и припоминают слова, в которых они звучали. Привлечь внимание и вызвать интерес у детей к занятию.
Актуализировать знания по теме занятия.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
II. 2.
Изучение нового материала.
Сообщение темы занятия.
Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С и Сь.
Затем предлагает детям произнести звук С(Сь) и посмотреть в зеркало на положение губ, зубов и языка, обратить внимание на воздушную струю и вибрацию голосовых связок.
С помощью наводящих вопросов логопед подводит детей к характеристике звуков С, Сь.
Дети вспоминают, как правильно произносятся звуки С («большой насос») и Сь («маленький насос») и контролируют положение органов артикуляции с помощью зеркала.
Отвечая на вопросы логопеда, дети сравнивают звуки и делают вывод, что звук С – согласный, глухой, твердый, а Сь – согласный, глухой, мягкий. Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звуков С, Сь.
Научить детей давать акустико-артикуляционную характеристику
звуков С, Сь.
1 2 3 4
Игра «Песенка звуков».
Речедвигательная ритмика. Педагог предлагает детям выполнить движения со звуками и слогами. Отрабатывается изолированное произношение звуков А, У, О, Ы, И, С, Сь, а также слогов СА, СУ, СО, СЫ, СИ. Логопед обращает внимание детей на то, что вдох делается через нос, а выдох – через рот. Дети выполняют упражнение вместе с логопедом.
В процессе выполнения меняют силу голоса (тихо – громко).
Закрепить правильное произнесение звуков С, Сь в слогах. Формировать речевое дыхание. Развивать умение менять силу голоса.
II. 3.
Закрепление изученного материала.
Игра с мячом «Превращения». Педагог предлагает детям поиграть в игру с мячом «Превращения». Логопед бросает мяч ребенку и произносит слог СА, а ребенок должен бросить мяч обратно и произнести слог СЯ (аналогично слоги СО, СЫ, СУ, СЭ). Дети встают в круг и по очереди ловят мяч, меняя в слогах твердый звук на мягкий и наоборот. Развивать фонематическое восприятие, внимание, умение дифференцировать звуки С,Сь в слогах.
Автоматизация произношения звуков С,Сь в словах.
Игра «Домики». Педагог предлагает детям вспомнить, каких они знают диких животных, домашних животных, птиц.
Логопед обращает внимание детей на экран, где изображены два домика (с синей и зеленой крышей) и животные на картинках. Логопед объясняет детям задание к игре. Дети называют диких и домашних животных, птиц (по ранее изученным лексическим темам).
Дети называют тех животных и птиц, в названиях которых есть звуки С, Сь.
Затем распределяют картинки указкой по домикам: со звуком С в составе слова – в домик с синей крышей, а со звуком Сь – в домик с зеленой крышей. При этом, если звук в начале слова – картинка должна быть в первом окне (в середине – во втором, в конце слова – в третьем).
Активизировать словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».
Учить дифференцировать звуки С, Сь в словах.
Учить определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Развивать внимание, логическое мышление.
Динамическая пауза. Педагог сопровождает речь движениями.
Сорока сидела (присесть, ладони к плечам),
В гости полетела (встать, махи руками):
К заиньке усатому (попрыгать на двух ногах),
К мишке косолапому (идти, как медведь),
К уточке на пруд (ходьба вприсядку),
Всюду гостью ждут (встать, руки в стороны).
Дети выполняют упражнение вместе с педагогом. Развивать общую моторику. Учить координировать речь с движением.
1 2 3 4
II. 4.
Контроль знаний и умений.
Индивидуальная работа с предметными картинками.
Логопед выставляет на наборном полотне предметные картинки, в названиях которых есть звуки С, Сь.
Предлагает детям назвать картинки и выбрать себе одну. Затем дает задание: определить, какой звук в слове (С или Сь); сколько в слове слогов (прохлопать ладонями и посчитать); составить звуковую схему слова (названия предмета на картинке).
Дети называют все картинки. Затем делают слоговой и звуковой анализ слова (названия предмета на выбранной картинке). Каждый ребенок самостоятельно выкладывает с помощью зрительных символов (фишек красного, синего и зеленого цветов) звуковую схему слова.
Проверить навык сформированности правильного произношения звуков С, Сь, их дифференциации в слогах, словах. Формировать слоговую структуру слов. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.
III. 1.
Итог занятия.
Педагог предлагает детям вспомнить, какие звуки они сегодня учились произносить и различать; в какие игры играли; какие выполняли упражнения; какие задания и игры им понравились больше всего.
Дети самостоятельно дают акустико-артикуляционную характеристику звукам С, Сь и вспоминают, чем они занимались на занятии.
Обобщить тему занятия.
Развивать память.
III. 2.
Домашнее задание. Логопед объясняет детям домашнее задание по пройденной теме.
Дети получают домашнее задание. Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.
Конспект занятия по теме: «Звуки С, Сь ».
(подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки С,Сь в слогах, словах.
Задачи.
Образовательные:
- учить детей различать звуки С, Сь в слогах и словах;
- учить давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звукам С, Сь;- продолжать учить определению позиции звука в слове;
- активизировать словарь по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».
Коррекционно-развивающие:- закреплять правильное произношение звуков С, Сь;- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза; - развивать фонематическое восприятие;
- формировать речевое дыхание;- формировать слоговую структуру слов;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением.
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать выдержанность и дружелюбное отношение друг к другу;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: индивидуальные зеркала; наборы фишек для составления звуковых схем (красного, синего, зеленого цветов); предметные картинки из пособия Безруковой О.А; наборное полотно; указка; мяч.
Приложение.
Картинный материал подбирается логопедом из пособия Безруковой О.А.
Домашнее задание для детей в альбоме «Говорим правильно» Гомзяк О.С.