Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями


Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями.
Выступление на педагогическом совете зам.директора по УВР Юрцевич Е.В.
Октябрь 2016г.
Качество системы образования не может быть
выше качества работающих в ней учителей
М.Барбер Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.
Поэтому  основным направлением работы в школе считаем развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.
Обратим внимание на подходы к определению профессиональной компетентности.
В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» можно найти в трудах Бориса Семеновича Гершунского.
Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование  учительского корпуса. Современному педагогу становится необходимым  постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной,  правовой.Особенно остро звучит проблема повышения профессиональной компетентности педагога в свете введения Профессионального стандарта с 1 января 2017 года.(Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 года №1115-н)
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Профстандарты с 2017 года будут применяться в качестве:
Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
Инструмента роста качества российского образования.
Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу,  школа определяет  основные пути развития его профессиональной компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих или  проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
Инновационная деятельность педагога.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Аттестация педагогов, повышение квалификации
Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.
Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет,  школьные методические объединения, проблемные группы, социально-психологическая служба.
Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы.
Методический совет школы – коллективный общественный орган,  координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:
Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)
Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)
Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель,  в организации работы творческих и проблемных групп педагогов,  в организации работы с молодыми педагогами)
Среди приоритетных направлений деятельности методической службы выделяем:организацию работы педагогического коллектива над единой методической темой.
Каждое предметное методическое объединение также строит свою работу в соответствии с единой методической темой школы. В школе создано 9 предметных МО, приоритетными направлениями, работы которых являются:
– совершенствование методического и профессионального мастерства учителей, развитие их творческого потенциала;– создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; – организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию учеников;– освоение современных методик и технологий обучения.
В последнее время школьные методические объединения уделяют большое внимание рассмотрению вопросов, связанных с введением ФГОС, подготовкой к ГИА, работой с со способными и одаренными обучающимися.
Позволяют повысить качество  проведения современного урока  и такие формы работы с педагогами,  как:
тематические педсоветы
инструктивно-методические совещания по методической теме
открытые уроки на муниципальном и школьном уровнях
внутришкольные методические семинары
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической,  оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. Средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность изучаемого процесса.
Для  осуществления качественной работы над методической темой с педагогами школы было проведено анкетирование: «Анкета по выявлению профессиональных затруднений педагога», позволяющая выявить затруднения педагогов в вопросах проектирования отдельных этапов уроков, развития коммуникативных умений учащихся, использования активных форм проведения уроков и увидеть определенную степень готовности педагогов к внедрению Профстандарта. Выявленные затруднения педагогов помогли качественно спланировать работу методической службы школы на 2016-2017 уч.год.
Посещение уроков администрацией, руководителями ШМО, взаимопосещение, анализ диагностических анкет показывают, что рекомендации педагогических советов и ИМС используются учителями в практике своей работы. Вместе с тем еще остаются проблемы с организацией этапов целеполагания  и рефлексии, рациональным распределением времени работы учащихся на уроке. Низка доля посещения уроков у своих коллег молодыми специалистами.
Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении  проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя.   Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога в межаттестационный период, который имеет более широкую структуру.
Структура написания плана профессионального развития педагога, включает в себя следующие направления:
Изучение психолого-педагогической литературы
Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Работа над темой самообразования
Участие в системе школьной методической работы
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Руководство повышением квалификации других учителей
Работа в составе органов управления школой ( Указываются органы, в составе которых работает учитель (профсоюзный комитет, Управляющий совет, ПМПК, ШСП), а также его функциональные обязанности)
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Инновационная  деятельность  педагогов в школе представлена следующими направлениями:   внедрение ФГОС ООО, освоение современных   педагогических технологий, социальное проектирование,  создание индивидуальных педагогических проектов ,апробация учебников нового поколения.
Одним из путей  развития профессиональной компетентности педагога является   его участие в конкурсах профессионального мастерства.За два последних года в конкурсах профессионального мастерства приняли участие 8 педагогов (13,5%) на краевых, муниципальных конкурсах.  Имеем 6 призовых мест.
Считаем, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней  мотивации, загруженности педагогов, высокой стоимости конкурсов.
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является  изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. За два последних года  14  педагогов школы (24%) транслировали опыт на августовской районной педагогической конференции, 3 педагога (5%) становились участниками краевого фестиваля педагогических идей «Талант», и 4 (6%) районного фестиваля «Крылья успеха».
В школе проведено более 15 районных заседаний проблемных групп и творческих лабораторий, районных предметных семинаров с участием учителей школы.Однако , администрации школы известно только о 8 педагогах имеющих личные кабинеты на сайтах пед.сообществ и публикующих свои материалы в электронных СМИ, транслируя тем самым свой опыт работы. Два педагога школы (3%) обобщили свой опыт на районном уровне. Этого совсем не достаточно для формирования положительного имиджа образовательной организации и своего педагогического сообщества.
Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников. Учителя проходят процедуру аттестации согласно перспективному плану. В связи с изменением порядка аттестации проведена серия инструктивно-методических совещаний  по ознакомлению педагогов школы с нормативно-правовой базой, регламентирующей новый порядок аттестации на первую и высшую квалификационные категории;индивидуальные и групповые консультации по вопросам заполнения электронного портфолио педагога. В 2015-2016 учебном году не все педагоги по плану прошли процедуру аттестации в соответствии с планом, стало «легче» аттестоваться на «соответствие занимаемой должности».
Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации по приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования: внедрение ФГОС НОО, подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ, моделирование вопросов современного урока, организация работы с одаренными детьми. Ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в научно-практических семинарах, вебинарах и интернет-конференциях до 30% педагогов.
Управляя развитием профессиональной компетентности педагога, мы не останавливается только на традиционных формах работы.  К новым формам работы с педагогами можно отнести: 
активные формы при проведении инструктивно-методических совещаний, педагогических советов: методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация, работа в малых творческих группах;
методическую неделю, включающую в себя  проведение панорамы открытых уроков, педагогические чтения по теме самообразования педагогов, тематический педагогический совет;
школьные конкурсов профессионального мастерства, проведение которых дает педагогу возможность  распространения инновационного опыта среди коллег, способствуют профессиональному самоопределению молодых педагогов.
В 2016-2017 учебном году планируется проведение школьных конкурсов профессионального мастерства: «Урок по ФГОС»(декабрь 2016г.), «Лучший методический материал» (февраль 2017г.).
Следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:
– посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия; – за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.
Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.
Диагностика, проведенная руководителем школы в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития для различных категорий педагогов нашего образовательного учреждения, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:
– формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии педагога);– психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;– обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении;– усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.
От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.