Развивающая предметно-пространственная среда среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию


Развивающая предметно-пространственная среда среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию
Из нормативных документов, а именно Федерального Государственного Образовательного Стандарта (пункт 3.3.4) мы знаем, что развивающая предметно- пространственная среда должна быть: -насыщенной; -вариативной; -трансформируемой; -полифункциональной; -доступной и безопасной.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников .Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка (экспериментирование с природными материалами, систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы, формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие детей вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания детей к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие её красок и форм, предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, озеленение территории, создание условий для занятий на свежем воздухе;
- формированию нравственных качеств (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования, ухода за растениями и животными, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов детской деятельности (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях ИЗО, ит.д.).
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Содержание объектов и материалов уголка природы для средней группы:
-комнатные растения;
-декоративные животные;
-календарь погоды и природы;
-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
-художественная литература о природе;
-дидактические игры природоведческого содержания;
-различные природные материалы;
-оборудование для организации труда в природе;
-оборудование для организации опытнической деятельности;
-модели, отображающие предметы и явления природы.
Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).
Таким образом, грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.