Конспект урока по музыке на тему : Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля.










Конспект
урока музыки во 2 классе
Базовой общеобразовательной школы
Филиала СГПИ в г. Железноводске
студентки 3-1н группы
гуманитарного факультета
Савченко Анны Гариевны



Конспект заверен

учителем /_Кишова С.И.__
подпись Ф.И.О.

методистом /_Ланцова Т.И.__ подпись Ф.И.О.


Дата проведения урока – 24.02.2016 г.
Отметка за урок - _______________ __________
подпись
Отметка за конспект - _______________ __________
подпись

Тема: Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля.

Цели урока: знакомство обучающихся с жанром детской оперы; развитие у детей познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала; воспитание положительное отношение к музыкальному театру.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
2. Принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
3.Оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные:
1. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
2. Знать названия видов музыкального театра, понимать особенности музыкального жанра оперы;
3. Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;

Коммуникативные:
1. Отвечать на поставленные вопросы полно и грамотно;
2. Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
3. Осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Планируемые результаты:
1. Предметные:
- различать понятия опера и балет;
-осваивать правила поведения в театре.
2. Личностные:
-проявлять положительное отношение к изучению предмета музыки;
-испытывать чувство ответственности за выполнение своей работы.
3. Метапредметные:
-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Ресурсы:
1. Основные: программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной;
2. Дополнительные: фортепиано, компьютер, наглядный материал;


Ход урока.
Этап урока,
виды работ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Организационный этап
1. Приветствие
2. Представление


-Здравствуйте ребята. Садитесь.
-Меня зовут Анна Гариевна.



-Здравствуйте.




Мотивация к учебной деятельности.
Чтение стихотворения.

























































-Как думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение и вы, ребята, попробуете ответить - где можно встретиться с чудесами!

Народу-то! Народу! Куда ни кинешь взгляд, По каждому проходу Идет волна ребят.

Сажают их на стулья И просят не шуметь, Но шум стоит, как в улье, Куда залез медведь.

Из длинного колодца Невидимо для глаз, То флейта засмеется, То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы, Настала тишина, И впереди за рампой Раздвинулась стена.

И увидали дети Над морем облака, Растянутые сети, Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка Пискливым голоском Заговорила рыбка На берегу морском.

Все эту сказку знали О рыбке золотой, Но тихо было в зале, Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал, Когда зажгли огонь. Стучат ногами об пол, Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет, И лампочки дрожат Так звонко рукоплещет Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко... Но вот пустеет дом, И только раздевалка Кипит еще котлом.

-О чём нам рассказывает автор в стихотворении? Куда мы попали?

-Всё верно! И сегодня на уроке мы будем говорить о театре. Ведь с чудесами мы можем встретиться в театре.
-Наш урок сегодня не простой, а экскурсия в театр. Не в простой, а в музыкальный театр.
-Есть.




Прослушивание стихотворения.
















































-О театре.











Р2

Изучение нового материала.
















1.Наглядный материал на доске










2.Прослушивание Колыбельной мамы Козы. (Поёт и играет учитель)



















3.Прослушивание Темы Бодайки. (Поёт и играет учитель)





4.Прослушивание Темы Топтушки и движения под музыку. (Поёт и играет учитель)






5.Прослушивание Темы
Мазилки и Дразнилки. (Поёт и играет учитель)




6.Прослушивание Темы Всезнайки. (Поёт и играет учитель)






7.Прослушивание Темы Малыша. (Поёт и играет учитель)











8.Прослушивание Военного марша и движения под музыку.



















9.Прослушивание и разучивание хора «Семеро козлят».

















- Итак, в путь!
- Мы познакомимся со спектаклем, где все герои поют. Такой спектакль называется опера.
-Музыкальный спектакль, где все герои поют, называется опера.
(развешивание наглядного материала на доску)
Давайте повторим.
- Правильно!
- И сегодня в нашем музыкальном театре показывают детскую оперу «Волк и семеро козлят».
- Ребята, а кто помнит героев русской народной сказки «Волк и 7 козля
·т»?

- Молодцы, помните. А вы знаете, что по сюжету русской народной сказки «Волк и семеро козлят» поставлен кинофильм и снят мультфильм ? А кто же является главными героями этой сказки?
- Итак, мы вспомнили главных героев сказки. Вы готовы познакомиться с детской оперой «Волк и семеро козлят», которую написал Мариан Коваль.
(развешивание портрета композитора и темы урока)
-Посмотрите, всё готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации и артисты, наверняка, уже готовы к выступлению.
(на доске висит изображение всех козлят)
- И первым персонажем, с которым мы сегодня познакомимся, будет Мама Коза. Сейчас мы послушаем её песню.
-Как можно назвать эту песню?
-А как вы узнали, что именно это колыбельная песня?

- А какой вам представилась Мама Коза?

-Ребята, а кто-нибудь услышал имена козлят?


- Какие необычные имена, правда, ребята?
- А почему мама дала им такие имена?

-Правильно! Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какой из козлят здесь изображён?
(Изображение козлёнка с большими рожками, сердитого).
-Как зовут этого козлёнка?
- А как же Вы догадались?

-Давайте послушаем песенку Бодайки.
-Отражает ли мелодия характер козлёнка? Как звучит мелодия?
-Встаньте и под песню покажите, как бодается Бодайка.
(Изображение козлёнка с веником).
- А это Топтушка. Он любит ездить на венике верхом.
-Встаньте, сядьте верхом на воображаемый веник и двигайтесь под музыку.

(Изображение козлёнка с палитрой, кистями).
- А это Мазилка. У него в руках кисти, палитра, значит, он любит
-А его любит дразнить брат по имени..
-Посмотрите на Дразнилку.
(Изображение Дразнилки).
-Давайте послушаем песню Дразнилки и Мазилки.
-Одинаково ли звучат мелодии братьев? У кого было задиристо ,а у кого жалостливо?
-А как называют того, кто всё знает?
-Что знает козлёнок Всезнайка, вы сейчас узнаете из песни. Послушайте.
-Так, что знает Всезнайка?
-А почему и зачем он об этом узнал?
(Изображение козлёнка с банкой варенья.
- А это у нас Болтушка? Почему его так зовут?


-А как зовут самого маленького козлёнка?
(Изображение маленького козлёнка)
-Правильно, Малыш. Послушайте музыкальную характеристику Малыша.
-Определите, какой он по характеру?

- Каким же перед нами предстаёт Малыш?

- Ребята, скажите, а почему композитор включил в характеристику этого козлёнка марш?


-А давайте представим себе, ребята, что мы вместе с Малышом оказались на параде и вместе с ним и козлятами промаршируем под эту музыку.
(Звучит Военный марш).


-Молодцы, очень хорошо получилось – мы с вами вместе с героями этой сказки побывали на сказочном военном параде и помогли Малышу почувствовать себя настоящим командиром. А теперь, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
-Ребята, а ответьте мне на такой вопрос – как общались с нами герои сказки?
- Верно, значит, мы можем сказать, что сказка «Волк и семеро козлят» - это
-Молодцы, правильный ответ!
- Итак, мы познакомились с музыкальными характеристиками козлят. А теперь я предлагаю вам поучаствовать в музыкальном спектакле. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?
- Правильно, козлята живы, радуются и поют финальную песню все вместе, т. е
-Правильно! Послушайте, как они поют.
- Какое настроение у козлят в этом хоре?


-Ребята, а имена каких героев услышали в музыке?
-Приглашаю вас поучаствовать в спектакле: представить себя в роли главных героев – козлят и разучить заключительный хор.


-Ребята, скажите мне, а в роли кого мы с вами оказались, когда исполняли этот хор?
- Правильно, мы оказались с вами в роли артистов музыкального театра и смогли сами исполнить хор из детской оперы.
- Ребята, а чем же отличается детская опера от оперы?

- Правильно! Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали.





-Музыкальный спектакль, где все герои поют, называется опера.



(Дети вспоминают героев русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).



-Да, знаем! Мама Коза, козлята и Волк.












Прослушивание колыбельной песни.
-Колыбельная.
-Там были слова: «Спи», мягкая, покачивающаяся мелодия, песня звучала тихо.
-Мама Коза добрая, нежная, любит своих козлят.
-Бодайка, Болтушка, Топтушка, Всезнайка, Мазилка, Дразнилка и Малыш.


-Мама Коза дала им такие имена, потому что имена козлят отражают их характер.





-Это Бодайка.
-У него большие рожки, значит, он любит бодаться.
Слушание.
-Резко, сердито.

Движения под музыку.




Движения под музыку.





-рисовать.
-Дразнилка.


Слушание.



-У Дразнилки задиристо, у Мазилки жалостливо)
-Всезнайка.

Слушание.
-Где мама прячет варенье.
-Он любопытный и сластёна.
-Он любит много разговаривать.

- Малыш.

Прослушивание.

-Бодрым, энергичным, заводилой, построил всех козлят и дал команду маршировать.
-Потому что Малышу хочется поскорее вырасти и он представляет себя командиром на параде, и вместе с козлятами шагает под звуки военного марша.




(Дети, стоя около своих мест маршируют, повторяя движения за учителем).







-Герои сказки общались с нами с помощью музыки.

-Музыкальная сказка.




-Козлята живы, они радуются.


-Поют хором.
(прослушивание хора)
-У козлят приподнятое, весёлое настроение, они рады тому, что остались живы.
Называют имена козлят.




Разучивание и исполнение хора «Семеро козлят».
-Мы оказались в роли артистов музыкального театра.



- Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить.
К1
П1
П3


IV. Первичное закрепление.
Фронтальный опрос













-Итак, ребята! Где же мы сегодня побывали?
- Правильно. А что такое музыкальный театр?


- Всё верно. А что же такое опера?

- Очень хорошо, правильно. А с какой оперой сегодня знакомились мы?
-Её написал композитор Мариан Коваль. Давайте повторим хором.

- Молодцы, очень хорошо!
-В музыкальном театре.
-Музыкальный театр – это театр, в котором показывают музыкальные спектакли – оперы и балеты.
-Муз. спектакль, в котором артисты поют.

-«Волк и семеро козлят».

-Мариан Коваль.

П2

V. Информация о домашнем задании
-Ребята попробуйте нарисовать героев детской оперы, фрагменты которые сегодня звучали у нас на уроке.
Записывают домашнее задание. (На перемене).


Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
Оценивание обучающихся.
Ответы детей.
Р3












15