Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию


1 сл. -"Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"
Свое выступление хотелось бы начать словами Д. Б. Эльконина «Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» . Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего:
-        доверчивое подчинение авторитету взрослого;
-        повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается;
-        преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление).
2 сл.- Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании особенно между детским садом и школой. Актуальность её не кто не будет оспаривать. На территории микрорайона Кирзавод находится один детский сад №30 и одна школа взаимодействие наших образовательных организаций в той или иной мере обусловлено оприоре. Традиционнно воспитатели детского сада приглашают учителей начальной школы на мероприятия, посвященные выпуску детей из детского сада, другие мероприятия, способствуют организации групп предшкольной подготовки на базе школы, так как одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе. В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первый уровень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (6 -7 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующему уровню образования - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций. Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов.
3 сл. - Проблема разноуровневой подготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по разным причинам: недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др. В связи с этим стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
4сл. - С 2009 года в школе ведется работа по организации на базе школы групп предшкольной подготовки, прием в группы осуществлялся на основании заявления родителей, приказа по школе, где определялся списочный состав, режим работы,учебный план. Представители школы входили в состав творческой группы по разработке муниципальной образовательной программы предшкольного образования в рамках района, возглавляемой методистом УКМО Паниной И.Ю. На базе школы была разработана образовательная программа « Школа будущего первоклассника».
5 сл. - В свете последних изменений в системе образования внедрения ФГОС на всех уровнях обучения произошли изменения в подходах к образованию предшкольников, как в детском саду ,так и в нашей школе. Стоит проблема формирования нравственных основ, умение учиться. Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, ведь после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания. Работа в этом направлении начинается еще в детском саду. Воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в игровой форме. Это путешествия, сказки, загадки, эксперименты и т. д. Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Эти требования ФГОС ДО мы старались заложить в свою образовательную программу, которая была переработана в этом учебном году коллективом учителей начальной школы ( Чугуновой И. Р., Трифоновой С. л., Рыжкович И. А. и др.)
- Цель программы:
- обеспечить преемственность в развитии и воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО УМК «От рождения до школы» и с концепцией ФГОС НОО УМК «Школа России».
Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются различные педагогические технологии:
- игровые, т.к .ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
- информационно - коммуникационные - обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
6сл. - Место занятий в учебном плане
Программа «Подготовка детей к школе» предлагает систему адаптационных занятий и включает в себя следующие учебные предметы:
Познание.
Учебный предмет « Математические ступеньки». Автор С.И. Волкова
Коммуникация. Чтение художественной литературы.
Учебный предмет «От слова к букве» автор Н.А Федосова
7сл. - Разработан учебный план.
Занятия проходят на базе МОУ СОШ №8 УКМО и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 34 недели. Общее количество занятий –204 . 
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы. Формы оценки и контроля усвоения учебной программы: психолого-педагогическая диагностика на начальном и завершающем этапе.
8сл.- Ожидаемые результаты:
Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
свободно считать в пределах 10;
сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
решать простые задачи (в одно действие);
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи;
самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
9сл.- Обязательными условиями проведения занятий являются:
использование игровых методов преподавания;
смена видов деятельности;
положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
отсутствие каких-либо отметок.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.
10 сл.- Охват занятиями представлен в диаграмме.
 Итоги реализации данной образовательной программы осуществляются на выставках работ детей, в итоговой диагностике (анкеты, тесты), в развлекательных мероприятиях. Перед вами результаты диагностики психолога, которые наглядно показывают, что стартовые возможности детей посещавших детский сад и не посещавших его выравниваются.
11сл.- Таким образом работа группы предшкольной подготовки позволяет обеспечить непрерывность образования, выравнивает стартовые возможности всех дошкольников, способствует успешной адаптации к школьному образованию. Спасибо за внимание. Предлагаем посмотреть ролик, который покажет работу предшколы в этом году.