Рабочая программа внеурочной деятельности Юный исследователь (2 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Программа «Юный исследователь» направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Актуальность Программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель Программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи Программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Данная программа позволяет учащимся 2 класса посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Основными методами реализации программы являются: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Занятия по Программе проходят один час в неделю (34 часа в год) в форме внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальной работы. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеке, на пришкольном участке, исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, соревнований и т.д. Данный вид деятельности предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Юный исследователь»» предполагается достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
2. Познавательные универсальные учебные действия:
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты:
Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем), приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):
Опрос;
Наблюдение;
Диагностика
Анкетирование;
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:«Мир вокруг нас» (конкурс плакатов – ноябрь);
«История моей семьи» (выставка работ учащихся – январь);
Проект «Любимая игрушка» (конкурс мини-проектов- март);
«Моя лучшая работа» (конкурс проектных работ учащихся – май).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
2 класс
(34 часа в год, 1 час в неделю)
Тренинг исследовательских способностей (14 часов)
.
Тема 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи? (1 час)
Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир :Исследование, его виды и роль жизни человека. Высказывания учащихся по данной теме.
Тема 2. Что можно исследовать? (2 часа)
Объекты и основные методы исследований Тренировочные занятие в определении проблем при проведении исследования.. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема 3. Коллективная игра-исследование. (3 часа)
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.Отбор материала по теме исследования. Анализ игровой ситуации. Игры «Конструирование игровой площадки», «Жилой дом», «Историческое моделирование»
Тема 4. Учимся выделять главное и второстепенное. (2 часа)
Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом". Схемы исследования. Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия наблюдение.
Тема 5. Развиваем умения. (6 часов)
Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать, давать определение понятиям.
Самостоятельная исследовательская практика (17 часов)
Тема 6. Проект «Путешествие в Загадкино» (2 часа)
Народные и авторские загадки. Сочинение загадок. Изобразительные средства в загадках. Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 7. Проект Что такое Новый год?» (2 часа)
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодние подарки. Традиции вашей семьи. Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 8. Проект «Моя семья» (3 часа)
Традициии, реликвии семьи, семейные праздники.  Стихи, пословицы, высказывания о семье. Увлечения родственников. Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 9. Проект «Знакомые незнакомцы» (3 часа)
Растения родного края. Легенды о растениях. Групповая и индивидуальная работа по темам исследований: рассматривание иллюстрации, чтение энциклопедий, проведение опытов, проведение занятий по теме исследования, обсуждение полученной информации. Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рисунков, презентаций. Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 10. «Любимая игрушка» (3 часа)
Значение игрушки в жизни ребёнка. Исследования «Старинные игрушки», «современные игрушки»
Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 10. Проект «Меры длины» (2 часа)
Старинные меры длины: пядь, фут, локоть; истории их происхождения. Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 11. Проект «Города в России» (3 часа)
Наша страна – Россия. Города России. Достопримечательности городов. Работа над проектом в соответствии с этапами.

Заключение ( 2 часа)
Тема 14. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. (2 часа)
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Юный исследователь», 2 класс
(34 часа в год, 1 час в неделю)
№ п/п Название темы Количество часов В том числе теоретические и практические занятия
Теория Практика
Тренинг исследовательских способностей (14 часов)
.
1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? 1 0,5 0,5
2 Что можно исследовать? 1 0,5 0,5
3 Коллективная игра-исследование. «Конструирование игровой площадки» 1 0,5 0,5
4 Коллективная игра-исследование. Коллективное занятие «Жилой дом» 1 0,5 0,5
5 Коллективная игра-исследование. «Историческое моделирование» 1 0,5 0,5
6,7 Учимся выделять главное и второстепенное. 2 1 1
8 Развиваем умение видеть проблемы. 1 1 0
9 Развиваем умение выдвигать гипотезы. 1 1 0
10 Развиваем умение задавать вопросы. 1 0 1
11,12 Развиваем умение давать определение понятиям 2 1 1
13,14 Развиваем умение классифицировать 2 1 1
Самостоятельная исследовательская практика (17 часов)
15, 16 Проект «Путешествие в Загадкино»
2 1 1
17, 18 Проект Что такое Новый год?» 2 1 1
19-21 Проект «Моя семья» 3 1,5 1,5
22-24 Проект «Знакомые незнакомцы» 3 1,5 1,5
25-27 «Любимая игрушка» 3 1,5 1,5
28,29 Проект «Меры длины» 2 1 1
30-32 Проект «Города России» 3 1,5 1,5
Заключение (2 часа)
33 Что мы узнали и чему научились за год. 1 1 0
34 Моя лучшая работа. 1 0 1
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
1. О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. Проектная деятельность: методика обучения. –М.: «ВАКО», 2013 год
2. Д. В. Григорьев, П. В Степанов Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников –М.:: «Просвещение», 2010 год.
3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010 год
4. В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации и проекты. – Волгоград: Учитель, 2011 год.
5. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк Исследовательская деятельность младших школьников
Волгоград: Учитель, 2009 год.