Рабочая программа по литературе в 8 классе


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия «Образовательный центр «Гармония»
городского округа Отрадный Самарской области
Согласовано Рассмотрено на заседании
Заместитель директора по УВР кафедры
____________Н.В.Самарцева Руководитель кафедры
гуманитарных дисциплин
__________Е.В.Божко (Протокол № от )Учебно-тематическое планирование
по литературе в 8 а классе
на 2015 -2016 учебный год
(2 часа в неделю, за год 68 часов)
Составила
учитель русского языка и литературы
Е. С. Александрова
1.Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование построено на основе: рабочей программы по литературе, авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, М.: Русское слово, 2010г.;
Содержание учебного предмета
№ Наименование раздела (тема) Содержание Материал учебника Кол-во часов
1 Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Стр.3-4 1
2 Из устного народного творчества. Исторические песни:
«Иван Грозный молится о сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен; репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. Стр. 5-25 4
3 Из древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент),«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; икона святых благоверных князей-страстотерпцов Бориса и Глеба; древнерусская миниатюра; репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Стр. 26-62 4
4 Из литературы 18 века. Г.Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа»(служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы:традиции классицизма в лирическом тексте; ода.
Развитие речи:выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Связь с другими искусствами: портрет Г.Р. Державина.
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза»— новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы:сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи:различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова “Пушкин”».
Связь с другими искусствами: портрет Н.М. Карамзина. Стр. 63-99 6
5 Из литературы 19 века. В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое» .К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу
(Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, элементы романтизма, романтизм.Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы». Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: эпиграмма, послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями; портрет
Екатерины II (художник В. Боровиковский).
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукции картин М.Ю.Лермонтова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия
«М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов — художник».
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие
драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.
Теория литературы:лирическая повесть, тропы и фигуры.
Развитие речи:различные виды пересказа, тезисный план,
дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв опрочитанном.
Связь с другими искусствами:работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности:дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы:фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи:выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами:использование музыкальных записей; репродукции картин А. Рылова «Зеленый шум» и А. Венецианова «Крестьянка с косой и граблями».
А.А. ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой...»,«Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: портрет А.А. Фета; репродукция картины И.Шишкина «Дубы в Старом Петергофе».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Гнедич. «Осень»; П.А. Вяземский. «Береза», «Осень»; А.Н.Майков.
«Весна! Выставляется первая рама...»;А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»; И.З. Суриков. «После дождя»;
А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает...»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс»и др.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»(фрагмент): своеобразие сюжета. Связь смифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.
Теория литературы:драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В. Васнецовым; прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество»(главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи:различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: портрет Л.Н. Толстого; работа с иллюстрациями; рисунки учащихся. Стр. 100-429
(II ч.)
Стр.3-138 33
6 Из литературы 20 века. М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В.Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.О серьезном — с улыбкой (сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка»(по выбору). Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-
рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что
есть красота?..».
М.В. ИСАКОВСКИЙ
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату...», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А.Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок.
«Есть минуты, когда не тревожит...»; В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»; М.В. Исаковский. «Катюша».
А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...»;М.А. Светлов. «Веселая песня»; А.А. Вознесенский. «Слеги»;Р.И. Рождественский.
«Мне такою нравится земля...»; В.С. Высоцкий. «Я не люблю»и др.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова.
«Нежно с девочками простились...»; Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»; М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский. «Сын»(отрывки из поэмы); О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»и др.
В.Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах
прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране. Стр. 139-337 19
7 Из зарубежной литературы. У. ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта»(фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, со-
общения учащихся. Стр. 338-398 2
ИТОГО: 68 часов
Календарно – тематическое планирование с определением конкретных результатов и основных видов учебной деятельности обучающихся
Планируемые результаты по каждой теме представлены на основе рабочей программы по литературе на двух уровнях: ученик научится, ученик получит возможность научиться.
№ п/пКол-во
уроков Дата
проведения Форма проведения Тема урока Результат Характеристика универсальных познавательных учебных действий
I. ВВЕДЕНИЕ. – 1 час. 1 1 Беседа Художественная литература и история. Ученик научится:
Составлять цитатный план статьи учебника.
Ученик получит возможность научиться:
Письменно отвечать на вопрос, анкету. Выявлять своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
II. Из устного народного творчества. – 4 часа + (из них 1 час р.р.) 2 1 Беседа Исторические песни. Песни- плачи. Ученик научится:
Выразительно читать произведения данных жанров.
Определять проблематику исторических песен.
Ученик получит возможность научиться:
Сопоставлять русские исторические и лирические песни с песнями родного края, выявлять их тематическую и сюжетную общность.
Выявлять средства выразительности в исторической песне.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Обосновывать устный или письменный ответ на вопрос.
Анализировать эпизод произведения.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
3 1 Комбинированный Средства выразительности в исторической песне. 4 1 Комбинированный Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. 5 1 В творческой мастерской Р.Р. Составление словаря одной из исторических песен. Составлять словарь одной из исторических песен. III. Из древнерусской литературы. – 4 часа (из них 1 час р.р.) 6 1 Комбинированный «Слово о погибели земли русской». – Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Ученик научится:
Выразительно читать текст, грамотно строить ответ на поставленный вопрос, работать с иллюстративным материалом.
Ученик получит возможность научиться:
Анализировать текст с позиций жанра.
Выявлять особенности языка и стиля произведения. Составлять цитатный план. Воспринимать текст литературного произведения.
Различать жанры древнерусской литературы.
Выявлять характерные для жанров древнерусской литературы художественные приемы (постоянные эпитеты, метафоры, олицетворения, повторы).
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
7 1 Комбинированный с использованием ИКТ «Житие Сергия Радонежского». – Глубина и сила нравственных представлений о человеке. 8 1 Комбинированный с использованием ИКТ «Сказание о Борисе и Глебе». – Тематическое многообразие древнерусской литературы. 9 1 В творческой мастерской Р. Р. Письменный ответ на вопрос. Ученик научится:
Дать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах.
Обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
IV. Из литературы 18 века. – 6 часов. 10 1 Комбинированный с использованием ИКТ Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ученик научится:
Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века.
Ученик получит возможность научиться:
Выявлять характерные для произведений 18 века темы, образы и приемы изображения человека, основные мотивы стихотворений. Воспринимать текст литературного произведения.
Выявлять характерные для произведений 18 века темы, образы и приемы изображения человека.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Различать жанры литературы первой половины 18 века.
Анализировать произведения данных авторов.
Аргументировать свою точку зрения на заданный вопрос.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
11 1 Комбинированный Основные мотивы стихотворений («Вельможа»). 12 1 Комбинированный Тема поэта и поэзии («Памятник».) 13 1 Комбинированный с использованием ИКТ Н.М. Карамзин. – Основные вехи биографии. Ученик научится:
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Владеть различными видами пересказа, аргументировать свой ответ.
Выразительно читать и анализировать содержание повести.
Характеризовать главных героев.
Ученик получит возможность научиться:
Анализировать эпизоды произведения.
Сопоставлять образы главных героев. 14 1 Комбинированный с использованием ИКТ Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. 15 1 Комбинированный Новый тип героя: образ Лизы. V. Из литературы 19 века. – 33 часа (из них 2 часа р.р.) 16 1 Комбинированный с использованием ИКТ Поэты пушкинского круга: краткие сведения о поэтах. Ученик научится:
Подбирать материал о биографии и творчестве поэтов, истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Ученик получит возможность научиться:
Работать над терминологическим словарем, со статьями учебника. Выявлять характерные для произведений 19 века темы, образы и приемы изображения человека.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Различать жанры литературы первой половины 19 века.
Анализировать произведения данных авторов.
Аргументировать свою точку зрения на заданный вопрос.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
17 1 Беседа Основные темы, мотивы. 18 1 Урок-практикум Система образно-выразительных средств в балладе. 19 1 Комбинированный с использованием ИКТ А.С.Пушкин.- Тематическое богатство поэзии. Ученик научится:
Читать выразительно стихотворения (в том числе наизусть).
Ученик получит возможность научиться:
Аргументировать ответ на поставленный вопрос. Находить языковые средства художественной выразительности, создающие образы персонажей. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). 20 1 Комбинированный с использованием ИКТ Повесть «Пиковая дама». – История написания и основная проблематика (обзор). 21 1 Комбинированный с использованием ИКТ Роман «Капитанская дочка» и его проблематика. 22-24 3 Комбинированный Система образов романа. 25 1 Комбинированный Отношение писателя к событиям и героям. 26 1 В творческой мастерской Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Ученик получит возможность научиться:
Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах.
Обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
27 1 Комбинированный с использованием ИКТ М.Ю. Лермонтов. – Кавказ в жизни и творчестве. Ученик научится:
Подбирать материал о биографии и творчестве поэтов, истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Работать над терминологическим словарем, со статьями учебника. Выявлять характерные для произведений 19 века темы, образы и приемы изображения человека.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Различать жанры литературы первой половины 19 века.
Анализировать эпизоды произведения. Аргументировать свою точку зрения на заданный вопрос.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя.
28 1 Комбинированный с использованием ИКТ «Мцыри». – Основные мотивы поэмы. Читать выразительно стихотворения (в том числе наизусть).
Ученик получит возможность научиться:
Аргументировать ответ на поставленный вопрос.
Находить языковые средства художественной выразительности, создающие образы персонажей. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, основные мотивы лирики.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, поэта, литературного направления (романтизм, реализм).
Выявлять художественные образы, раскрывающие тему одиночества, скитальческой жизни, тоски по идеалу.
Характеризовать композицию поэмы, определять ее идеи, пафос.
Анализировать поэтические тексты. 29 1 Комбинированный с использованием ИКТ «Мцыри – любимый идеал Лермонтова». 30 1 В творческой мастерской Р.Р. Составление цитатного плана. Ученик научится:
Составлять цитатный план. Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах.
Обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
31 1 Комбинированный с использованием ИКТ Н.В. Гоголь. – Основные вехи биографии писателя. Ученик научится:
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Работать над терминологическим словарем, со статьями учебника. Владеть различными приемами чтения.
Ученик получит возможность научиться:
Анализировать проблематику и систему образов комедии, детали, выявляющие авторское отношение к персонажам. Выявлять характерные для произведений 19 века темы, образы и приемы изображения человека.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Различать жанры литературы первой половины 19 века.
Анализировать эпизоды произведения. Аргументировать свою точку зрения на заданный вопрос.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя.
32 1 Комбинированный с использованием ИКТ Комедия «Ревизор» - творческая и сценическая история пьесы. 33 1 Комбинированный Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. 34-36 3 Комбинированный Система образов комедии. 37 1 Комбинированный с использованием ИКТ И.С. Тургенев. – Основные вехи биографии. Ученик научится:
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Работать над терминологическим словарем, со статьями учебника. Владеть различными приемами чтения и пересказа. Составлять план.
Ученик получит возможность научиться:
Использовать цитатный материал при аргументировании ответа на поставленный вопрос. Характеризовать композицию произведения, сюжет, проблематику.
Характеризовать героев произведения, выявлять контрастные черты их характеров, оценивать поступки. Анализироватьэпизод произведения. Выявлять характерные для произведений 19 века темы, образы и приемы изображения человека.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Различать жанры литературы первой половины 19 века.
Анализировать эпизоды произведения. Аргументировать свою точку зрения на заданный вопрос.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя.
38 1 Комбинированный с использованием ИКТ Произведения писателя о любви: повесть «Ася». 39 1 Беседа Образ Аси. 40 1 В творческой мастерской Р.Р. Составление цитатного плана. Ученик научится:
Составлять цитатный план. Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах.
Обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
41 1 Комбинированный с использованием ИКТ Н. А. Некрасов. – Основные вехи биографии. Ученик научится:
Читать выразительно стихотворения (в том числе наизусть).
Характеризовать лирического героя.
Ученик получит возможность научиться:
Определять размер стиха, вид рифмы.
Выявлять художественные детали.
Находить выразительные средства, определять их роль в стихотворном тексте. Выявлять характерные для произведений 19 века темы, образы и приемы изображения человека.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Различать жанры литературы первой половины 19 века.
Анализировать эпизоды произведения. Аргументировать свою точку зрения на заданный вопрос.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Развивать представления о жанре поэмы.
произведений писателя.
42 1 Комбинированный с использованием ИКТ Судьба и жизнь народная в изображении поэта. 43 1 Комбинированный с использованием ИКТ А.А. Фет. – Краткие сведения о поэте. Основные мотивы лирики. Ученик научится:
Читать выразительно стихотворения (в том числе наизусть).
Характеризовать лирического героя.
Определять размер стиха, вид рифмы.
Ученик получит возможность научиться:
Выявлять художественные детали.
Находить выразительные средства, определять их роль в стихотворном тексте. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать эпизоды произведения и стихотворные тексты.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности лирики данного поэта.
Развивать представления о жанрах лирики.
44 1 Комбинированный Мир природы и духовности в поэзии Фета. 45 1 Комбинированный с использованием ИКТ А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Ученик научится:
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Работать над терминологическим словарем, со статьями учебника. Владеть различными приемами чтения и пересказа.
Составлять план.
Ученик получит возможность научиться:
Использовать цитатный материал при аргументировании ответа на поставленный вопрос. Характеризовать композицию произведения, сюжет, проблематику.
Характеризовать героев произведения,
выявлять контрастные черты их характеров, оценивать поступки.
Анализировать эпизод произведения.
Составлять устную характеристику героя. Отличать эпическое произведение от драматического с точки зрения жанра. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать эпизоды произведения и стихотворные тексты.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности лирики данного поэта.
Развивать представления о жанрах лирики.
46 1 Комбинированный Образ Снегурочки. 47 1 Комбинированный Народные обряды, элементы фольклора в сказке. 48 1 Комбинированный с использованием ИКТ Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Ученик научится:
Владеть различными приемами чтения и пересказа.
Составлять цитатный план. Давать характеристику главным героям.
Ученик получит возможность научиться:
Аргументировать свой ответ на поставленный вопрос с использованием цитатного материала.
Выявлять детали, характеризующие главных героев. Описывать портреты героев произведения. Выявлять характерные для произведений 19 века темы, образы и приемы изображения человека.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Различать жанры литературы первой половины 19 века.
Анализировать эпизоды произведения. Аргументировать свою точку зрения на заданный вопрос.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Развивать представления о жанре повести.
49 1 Комбинированный Приемы создания образов. VI. Из литературы 20 века. – 19 часов (из них 2 часа р.р.) 50 1 Комбинированный с использованием ИКТ М. Горький. – Рассказ «Макар Чудра». Ученик научится:
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Работать над терминологическим словарем, со статьями учебника. Владеть различными приемами чтения и составлять цитатный план.
Давать характеристику главным героям.
Ученик получит возможность научиться:
Аргументировать свой ответ на поставленный вопрос с использованием цитатного материала.
Выявлять детали, характеризующие главных героев. Описывать портреты героев произведения.
Определять проблематику произведения.
Анализировать диалог. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать эпизоды произведения.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности своеобразия стиля, языка данного писателя.
Развивать представления о жанрах повесть и легенда.
51 1 Беседа Проблема цели и смысл жизни в рассказе. 52 1 Комбинированный с использованием ИКТ В.В. Маяковский. – «Хорошее отношение к лошадям» - Поэт и толпа в стихотворениях поэта. Ученик научится:
Определять сюжет, тему, идею стихотворения, особенности рифмы.
Ученик получит возможность научиться:
Выявлять художественные детали, раскрывающие идею стихотворения. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать эпизоды произведения.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности своеобразия стиля, языка данного писателя.
Развивать понятие поэта и поэзии в литературе 20 века.
53 1 Беседа Н. Теффи. – «Свои и чужие». М. Зощенко – «Обезьяний язык». 54-55 2 Комбинированный с использованием ИКТ Н. А. Заболоцкий – поэт труда, красоты, духовности. Ученик научится:
Читать выразительно стихотворения (в том числе наизусть). Характеризовать лирического героя.
Ученик получит возможность научиться:
Определять размер стиха, вид рифмы. Выявлять художественные детали.
Находить выразительные средства, определять их роль в стихотворном тексте. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать текст.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности своеобразия стиля, языка данного писателя.
Развивать понятие о теме и идее произведения.
56 1 Комбинированный с использованием ИКТ М. В. Исаковский. Традиции устной народной поэзии и русской лирики 20 века. Ученик научится:
Читать выразительно стихотворения (в том числе наизусть).
Ученик получит возможность научиться:
Характеризовать лирического героя.
Определять размер стиха, вид рифмы.
Выявлять художественные детали.
Находить выразительные средства, определять их роль в стихотворном тексте. 57 1 Комбинированный с использованием ИКТ В. Астафьев. Человек и война, литература и история в творчестве. Ученик научится:
Владеть различными приемами чтения и пересказа.
Выявлять особенности авторского повествования, средств художественной выразительности, детали, характеризующие главных героев.
Ученик получит возможность научиться:
Описывать портреты героев произведения.
Определять проблематику произведения.
Использовать цитатный материал при аргументировании ответа на поставленный вопрос. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать текст.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности своеобразия стиля, языка данного писателя.
Развивать понятие об образе рассказчика.
58 1 Комбинированный «Фотография, на которой меня нет». – Проблема нравственной памяти в рассказе. 59 1 Комбинированный с использованием ИКТ А. Твардовский. – Судьба страны в поэзии («За далью - даль»). Ученик научится:
Читать выразительно стихотворения (в том числе наизусть).
Характеризовать лирического героя.
Определять размер стиха, вид рифмы.
Ученик получит возможность научиться:
Выявлять художественные детали.
Находить выразительные средства, определять их роль в стихотворном тексте. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать текст.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности своеобразия стиля, языка данного писателя.
Развивать понятие о поэме и жанрах литературы периода ВОВ.
60 1 В творческой мастерской Р. Р. Сочинение- рассуждение. Ученик научится:
Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. 61 1 Комбинированный с использованием ИКТ В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. Ученик научится:
Владеть различными приемами чтения и пересказа.
Выявлять особенности авторского повествования, средств художественной выразительности, детали, характеризующие главных героев.
Описывать портреты героев произведения.
Определять проблематику произведения.
Ученик получит возможность научиться:
Использовать цитатный материал при аргументировании ответа на поставленный вопрос.
Составлять письменно портретную характеристику героя. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать текст.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности своеобразия стиля, языка данного писателя.
Развивать понятие об образе рассказчика.
62 1 Беседа 20 век на страницах прозы Распутина. 63 1 Комбинированный с использованием ИКТ «Уроки французского». - Нравственная проблематика повести. 64 1 Комбинированный Новое раскрытие темы детей на страницах повести. 65 1 Урок-диспут Р.Р. Урок-диспут по произведению В. Распутина. Ученик научится:
Грамотно отстаивать свою точку зрения, отвечать на поставленный вопрос, задавать вопрос. Анализировать речь оппонента.
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
VII. Из зарубежной литературы. – 2 часа. 66 1 Комбинированный с использованием ИКТ У. Шекспир.- Трагедия «Ромео и Джульетта» (обзор). Ученик научится:
Владеть различными приемами чтения и пересказа.
Выявлять особенности авторского повествования, средств художественной выразительности, детали, характеризующие главных героев.
Описывать портреты героев произведения.
Ученик получит возможность научиться:
Определять проблематику произведения.
Использовать цитатный материал при аргументировании ответа на поставленный вопрос.
Составлять письменно портретную характеристику героя. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать текст.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности своеобразия стиля, языка данного писателя.
Развивать понятие о трагедии как жанре литературы.
67 1 Комбинированный с использованием ИКТ М. Сервантес. – Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (обзор). Находить выразительно-изобразительные средства, выразительно читать текст; определять тему и идею произведения; аргументировать ответ на поставленный вопрос. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.
Анализировать текст.
Опознавать основные выразительные средства художественной речи и определять их роль в тексте.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики.
Опознавать особенности своеобразия стиля, языка данного писателя.
68 1 Беседа Подведем итоги. Рекомендации учителя. ИТОГО: 68 часов
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в 8 классе по литературе
№ п/п
Наименование пособий
и технических средств обучения Выходные данные
(автор, издательство, год издания)
I Печатные пособия:
Учебная программа. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, М.: «Русское слово»,2010.
Учебники. Г.С. Меркин. Литература. 8 класс. В 2-х частях. М.: «Русское слово»,2013.
Методическое пособие для учителя. Н.В.Еремина. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: «Вако» 2011 г.
Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2010г.
Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2010.
Журнал «Литература в школе»
«Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе».
II Звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
III Технические средства обучения (средства ИКТ) ноутбук, экран, проектор, магнитофон.
IV Цифровые образовательные ресурсы
1.http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
2.http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
3.http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.
4.http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.
5.http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
6.http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.
7.http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
8.http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
9.http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
10.http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
11.http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.
12.http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия".
13.http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве. В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.
14.http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.
15.http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.
16.http://www.denisdavydov.org.ru/index.html Денис Давыдов. В рамках проекта представлена информация о Денисе Давыдове: биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии".
17.http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.
18.http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.
19.http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.
20.http://asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп содержит богатую аудиотеку и электронные авторские тесты и презентации.
21.http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей содержит богатый материал по предмету: аудиокниги, презентации, конспекты уроков, видеофрагменты.
22.http://sv.ucoz.ru/ Сайт учителя русского языка и литературы Боровлевой С.В. содержит богатый материал по литературе: тренинги, видео, ауди- и др.
V Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование VI Натуральные объекты VII Демонстрационные пособия VIII Музыкальные инструменты IX Натуральный фонд 5. Контрольно-измерительные материалы (материалы прилагаются)