Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из направлений в работе с родителями воспитанников ДОУ.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Родничок»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
как одно из направлений
в работе с родителями воспитанников ДОУ.
Воспитатель: Даутова В.Х.
Без дружеского взаимодействия, без тонкоговзаимопонимания педагога и родителей,
детского сада и семьи невозможно счастье
ребенка, жизнь его может лишиться
радости, а без этого нет детства.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады и лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания ,некоторые родители могут получить необходимую информацию через интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессимптомно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт семейного чтения и т.д.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания и обучения детей.
Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.
Работа по сотрудничеству с родителями складывалась не просто. Родители без особого интереса и желания принимали участие в совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать лучшего. Ситуацию нужно было менять. Благодатной темой для установления тесного сотрудничества семьёй явилось гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Ведь работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Система работы МАДОУ д/с №16 « Родничок» с родителями
в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Этапы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников

2 этап
теоретический
1 этап
диагностический
3 этап
практический


Цель:
привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
анализ полученных результатов.
Цель:
повысить педагогическую компетентность родителей;
сформировать установку на сотрудничество;
создать единое пространство «детский сад – семья».
Цель:
выявить запросы родителей по организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ;
определить уровень компетентности родителей в вопросе воспитания и обучения детей.

Формы работы:
-анкетирование
-опросы
-беседы
-родительская почта
Формы работы:
-родительские собрания
-практикумы
-информационно-наглядная агитация
-индивидуальные и групповые консультации
-школа молодых родителей
-семейная газета
Формы работы:
-дни открытых дверей
-праздники и развлечения
-походы и экскурсии
-организация и оформление предметно-пространственной среды
-концерты
-конкурсы
-вернисажи семейного творчества
-благотворительные акции
-анкетирование

В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический. Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями, как:
Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй, мы изменили лишь их структуру. Следуя правилу «услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, записанное – на40%, проделанное – на 70%», обязательно включаем в собрания фрагменты занятий с детьми, игры с родителями, совместные игры-упражнения родителей и детей, приглашаем на собрания педагогов дополнительного образования. Т.е. родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками данной встречи. К собраниям организуются выставки детских рисунков, фотовыставки, записываются высказывания детей – всё это привлекает внимание родителей, они видят заинтересованность педагогов д/с в их участие и отвечают взаимностью.
Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является и подготовительным этапом к проведению родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.
Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты диагностики, и индивидуальные особенности ребёнка, и решение определённой ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны:
Традицией детского сада стало организация Дней открытых дверей. Родители посещают занятия, заполняют анкеты, пишут отзывы и пожелания, рассказывают о своей семье. А так как в наш детский сад ходят дети разных национальностей (и русские, и татары, и армяне, и таджики), то и знакомим детей мы не только с культурой русского народа, но и с обычаями, традициями народов других национальностей. В этом, несомненно, помогают родители: в дни открытых дверей родители приходят и рассказывают детям о том, где они родились, какой они национальности, демонстрируют предметы своей национальной одежды, быта, угощают блюдами национальной кухни. Всё это способствует воспитанию уважения к представителям разных национальностей, воспитывает чувство толерантности, расширяет детский кругозор.
В каждом детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках, играх, праздниках «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Мамин праздник» и другие. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.
При подготовке к одному из таких развлечений мы столкнулись с необходимостью пошить русские народные костюмы. За помощью обратились к родителям. Изучив специальную литературу, просмотрев множество фотографий и иллюстраций мы принялись за дело. Вместе мы выбирали ткань и фурнитуру, кроили, примеряли костюмы на детей. В итоге получились замечательные детские костюмы, которые пригодились не только для проведения развлечения, по этим костюмам мы рассказываем детям об особенностях русской народной одежды, эта коллекция стала ценным демонстративным пособием – ведь все костюмы сшиты руками любимых мам и бабушек.
В дошкольном возрасте детей привлекают любые новые и необычные знания. Поэтому мы проводим экскурсии-знакомства с профессиями родителей: водим детей на почту, в магазин, в школу, в аптеку. Мамы-экскурсоводы с увлечением рассказывают о своей работе. Эти встречи воспитывают уважение к труду взрослых, обогащают детское восприятие.
Также вместе с родителями мы совершаем походы в лес, в зелёную зону нашего посёлка, выездные экскурсии по городу.
Педагоги и родители помогают детям увидеть и понять красоту и величие родного края – это даёт им возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к своей малой Родине.
Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии, рисунки детей и взрослых, стихи, рассказы о семье. Листая подобный альбом, ребёнку несомненно вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов может быть разнообразна: «Моя семья», «Гордость нашей семьи», «Папы разные нужны, папы всякие важны», «Они сражались за Родину» и др. Так же родители составляют древа своей родословной, делают подборки старинных слов, загадок, потешек, народных игр.
Три года назад в детском саду был создан музей «Русская изба». Идея создания принадлежит педагогам, но а оформление конечно было общим делом как сотрудников детского сада, так и родителей. Большая часть экспонатов музея подарена родителями, часть из них – подлинники, а часть изготовлена самими родителями. И по сей день музей пополняется новыми экспонатами. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей «Русская изба» очень любима нашими детьми.
Ещё одной традицией стало проведение Тематических недель («Скучен день до вечера, коли делать нечего!», «Всякому мила своя сторона!», «Неделя добрых дел» и др.). На такой неделе каждый день посвящён конкретной теме, например:
понедельник – мы разучиваем и поём русские народные песни, играем в русские народные игры;
во вторник – разучиваем народные считалки, заклички, играем в народные подвижные игры;
в среду рисуем по мотивам декоративно-прикладного искусства ; в четверг рассказываем, читаем, показываем детям русские народные сказки и былины ; в пятницу устраиваем чаепитие в русских традициях.
Родители являются активными участниками всей недели, они и водят хороводы, и играют в игры, и рисуют с нами вместе, и показывают кукольные спектакли и участвуют в чаепитие. «Неделя добрых дел»- сколько воспитательных моментов таит в себе эта акция! Это и желание сделать доброе дело окружающим, это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети не только учатся принимать подарки, но и делать их. Оказалось, что и для родителей это не просто. Мы стали жёстче, равнодушнее – не каждый готов на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших воспитанников заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим.
Особое место занимают выставки, проводимые в д/с. Это выставки совместного творчества («В гостях у сказки», «Мама, папа, я – дружная семья!», «Эх, Самара – городок!», «Осенний калейдоскоп» и др.). Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.
В решении этой задачи помогают и фотовыставки («Моя семья», «У нас в посёлке»). Дети с удовольствием не только показывают фотографии своих родственников, но и рассказывают, чем они вместе занимаются, как проводят выходные дни, делятся своими чувствами и переживаниями.
Взрослые и дети очень любят выставки «Семейных коллекций». Главное, вместе с детьми рассказать о своём увлечении приходят родители, дедушки и бабушки. Их истории дети слушают так, как обычно слушают сказки. При этом обогащается их личный опыт, расширяется кругозор, зарождается интерес к коллекционированию, появляется желание рассказать о своей семье.
В детском саду проходила выставка «Семейные реликвии» - рассказы о семейных реликвиях убеждают нас в важности сохранения семейных традиций, воспитывают уважение к родственникам, объединяют интересы детей и взрослых. Во многих семьях хранятся вещи, которые дороги нам как память о родных людях, передаются из поколения в поколение и имеют свою историю.
Оригинальной находкой стали концерты с участием детей, родителей и сотрудников ДОУ. На такие концерты приходят целыми семьями, эти встречи проходят в тёплой, домашней обстановке. Программа концерта обычно очень разнообразна: это и песни под гитару, баян и фортепиано, игра на аккордеоне, это и чтение стихов на русском, татарском, таджикском языках, это и танцы. Такие встречи расширяют границы общения между родителями, теснее становится их сотрудничество с педагогами детского сада.
Каждый год в саду проходят различные конкурсы («Лучшая новогодняя ёлочка», «Сказочный персонаж», «Лучший проект герба детского сада» и др.). В конкурсах принимают участие и дети, и родители, и сотрудники детского сада. Конкурсы выявляют большой творческий потенциал всех участников, вызывают положительные эмоции. Награждение победителей проходит на родительских собраниях, праздниках. С какой гордостью дети и родители выходят за наградами и грамотами, как горят у них глаза. И здесь как никогда подходит высказывание «Главное не победа, главное – участие!» Ведь проигравших нет. Кто-то получает награду за оригинальность, кто-то за чувство юмора, т.е. каждая семья получает приз в какой-либо номинации.
В районном конкурсе «А ну-ка, бабушки!», который проходил в 2010г. наш сад представляли две семьи, одна из которых заняла первое место.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное.
Реализация данной системы работы ДОУ по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, верными помощниками педагогов.
Литература:
1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. Москва. Творческий Центр СФЕРА. 2009г.
2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Москва. АРКТИ.2003г.
3.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Москва. Творческий Центр СФЕРА. 2007г.