Особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в современном дошкольном образовательном учреждении


«Особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в современном дошкольном образовательном учреждении»
Ревва Светлана Николаевна
воспитатель-методист ДОУ №1 «Веснянка»
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей на современном этапе становится все более актуальной. По данным научных исследований И.Беха 80% детей дошкольного возраста имеют стойкие отклонения психосоматического характера, треть школьников – нервно-психические расстройства, выпускники общеобразовательных школ - 42 % - хронические заболевания, 50 % - нарушения в развития опорно-двигательного аппарата и функций разных систем организма. Такая статистика свидетельствует о стойких негативных тенденциях состояния здоровья общества.
Анализ психолого-педагогической литературы, осмысление результатов научных исследований, данные мониторинга состояния здоровья детей дошкольного учреждения № 1 «Веснянка» за 3 года, побудили педагогический коллектив к более детальному изучению проблемы состояния здоровья дошкольников, поискам рациональных путей её решения.
Были сделаны выводы, что существует целый ряд негативных обстоятельств, которые препятствуют их реальному воплощению: снижение двигательной активности детей, недостаточный уровень сформированности положительной мотивации на здоровый образ жизни внутри семьи, недостаточное внимание вопросам формирования культуры здоровья детей со стороны педагогов.
От здоровья (в полном смысле этого слова) зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Ценностное отношение к здоровью формируется с раннего возраста, поскольку умения и навыки, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс становления личности. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Формирование здоровьесберегающей компетентности дошкольников через идеи В.А. СухомлинскогоПонимая важность сложившейся ситуации, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив дошкольного учреждения работает над темой «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательный процесс современного дошкольного учреждения».
Нам хочется поделиться своим опытом поиска эффективных подходов к формированию у детей дошкольного возраста понимания здоровья как неопровержимой ценности жизни человека.
Ставя перед собой цель, формирование здоровьесберегающей компетентности детей дошкольного возраста через внедрение модели школы культуры здоровья в образовательно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, мы постарались применить целостный подход, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, используя ведущие педагогические и здоровьесберегающие технологии.
Перед нами стала задача дать не только определенный объем знаний в области экологии, валеологии, культурно-гигиенических правил и охраны безопасности жизнедеятельности дошкольника, но и обеспечить полноценное физическое развитие детей, сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, что позволит воспитать жизненно компетентную личность, реализовать природные задатки.
Нами были систематизированы все компоненты здоровья (физическое, психическое, социальное и духовное) в единую модель индивидуального здоровья дошкольника, разработан алгоритм внедрения здоровьесберегающих технологий, определены направления работы, созданы условия для внедрения оздоровительной парадигмы в семейное воспитание.
Формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей. Следует отметить, что аспекты формирования культуры здоровья исследовали М.Амосов, О. Богинич, О. Василькова, В. Войтенко, Н. Денисенко, Т. Ермакова, Г. Никифорова, В. Петленко, В. Поуль, Г. Челах. Ученые и практики преимущественно рассматривают данную проблему с общенаучной или медицинской точки зрения, а так же некоторые аспекты формирования ценности здоровья в сфере образования, однако технология такого процесса остается недостаточно разработанной.
В связи с этим педагогическим коллективом был рассмотрен целый спектр образовательных технологий и передовых педагогических идей, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья детей. Каждая из них представляет определенную практическую ценность, однако далеко не во всех из них обнаруживается целостный подход к здоровьесберегающей системе образования.
За основу своей работы выбрали передовые идеи В.А. Сухомлинского. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и является неисчерпаемым источником формирования полноценной личности ребенка.
Предложенные им формы и методы влияния на детскую личность актуальны и в настоящее время. Рассматривая концепцию воспитания всесторонне и гармонично развитого человека, созданную Василием Александровичем Сухомлинским, обратили внимание на созвучие его идей с современными стандартами основной программы развития ребенка дошкольного возраста и проблематикой в отношении укрепления и сохранения здоровья. В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности», В.А.Сухомлинский освещает теоретические и практические аспекты важности состояния здоровья детей на формирование всесторонне развитой личности.
Путем исследований В.А. Сухомлинский доказал, что обучаемость детей на 85% зависит от их состояния здоровья не только физического, но и психического (интеллектуального и эмоционального), социального и духовного.
В.А. Сухомлинский видел приоритет в формировании нового, здорового поколения. На основании его идей можно выстроить оздоровительную парадигму обобщая все то, без чего не может быть всесторонне развитой личности. Эту закономерность известный украинский педагог выразил так: «Хорошее, крепкое здоровье, ощущение полноты неисчерпаемости физических сил — очень важное условие жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолевать трудности. Слабый, хилый, нездоровый, склонный к болезням ребенок быстро утомляется, тускнеют его глаза, становятся вялыми его движения. Из-за этого, — подчеркивал В. Сухомлинский, — все виды детской деятельности необходимо рассматривать на фоне общего состояния и развития их физических и духовных сил».
Поэтому мы обратились к опыту великого педагога, его инновационным подходам к организации педагогической деятельности, выделив пять основных идей.
Сухомлинский В.А. характеризует деятельность воспитателя как педагогически организованный процесс, направленный на формирование у ребенка внутренней мотивации и системы отношений к миру, к обществу и к себе, опираясь на внутренний мир ребенка, возрастные особенности, используя метод многократных повторений.
Для успешной реализации всех условий воспитания – активного познания, эмоционального переживания, общения и деятельности – В.А.Сухомлинский специально организовывал так называемые "эмоциональные ситуации" (которые трактует как педагогические). В своих работах он обосновывает это понятие и показывает его практическое применение. В "Рождении гражданина" говорится: "В воспитательной работе было много специально созданных, предусмотренных, "построенных" человеческих отношений, которые имели своей целью утвердить в душах воспитанников уважение к человеку как к высшей ценности.
Педагог считал, что источником полноценного развития является правильная, продуманная организация жизнедеятельности воспитанников.
Это включает не только обеспечение предметно-развивающего пространства, но и рациональную организацию детской деятельности, с учетом основных гигиенических критериев: плотность занятий, частота чередования различных видов деятельности, наличие эмоциональных разрядок, чередование позы. В.А. Сухомлинский говорил о необходимости максимально приблизить окружающую среду к жизни и потребностям детей, использовал такие воспитательные средства, которые отражают взаимосвязь ребенка и природы, взаимодополняли друг друга.
Павлышский педагог в воспитании дошкольников и младших школьников большое значение уделял вопросам гармонического развития и воспитания, рассмотрел и апробировал разные способы сохранения и укрепления здоровья, охраны быстро возбудимой нервной системы, профилактики детских неврозов.
«Физическая культура должна обеспечить формирование основ ценностного отношения ребенка к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закалять физические и нервные силы, предупреждать заболевания».
Анатомо-физиологические процессы, происходящие в этом возрасте, настолько тесно связаны с духовной жизнью и формированием сознания, в такой значительной степени отражают будущее человека, что физическая культура уже не может ограничиваться культурой тела и здоровья. Она касается таких сложных сфер человеческой личности, как моральное достоинство, чистота и благородство чувств и отношений, жизненный идеал, моральные и эстетические критерии, оценка окружающего мира и самооценка.
Сухомлинский В.А. в интеллектуальном и социальном плане развития предложил идею создания духовно-интеллектуального фона «Радость познания», которая возникает на основании чувства успеха, поощрения, эмоциональной насыщенности, самовыражения.
Его «философия для детей», направлена не только на развитие интеллекта, творческой мысли, но и на формирование морально-этических ценностей, которые помогают вхождению маленького человека в большой мир.
Педагог – практик был глубоко убежден, что самый короткий путь к детскому сердцу лежит через сказку, игру, движения, через неповторимую детскую фантазию. Он считал, что сказка – это источник высокой нравственности, сгусток опыта, философия жизни, рассматривал этот жанр как идеальный способ формирования личности. Но самое важное в процессе общения со сказкой Василий Сухомлинский усматривал в самом акте создания сказки детьми. Все, что поражало, удивляло, приводило в негодование и радовало ребенка, переливалось в слова, чувства, язык движения и музыку души, активизируя детскую мысль, воспитывая любознательность, побуждая к добрым делам. И это тоже была сфера положительного примера, о котором неутомимо заботился учитель из Павлыша.
Педагог считал, что в игре раскрывается перед детьми мир, реализуется творческий потенциал. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности….
Многолетний опыт работы «павлышской школы» показал, что «…учить ловкости, пластичности, красоте движений необходимо – это один из важнейших компонентов гармонии физического и духовного развития. Я учил детей сложным и тонким движениям, которые требуют сочетания умения и физического напряжения. Прежде всего, заботился о том, чтобы рука стала тонким, виртуозным инструментом труда, связанным тысячами нитей с мозгом. Сознательное и умелое управление движениями своего тела начинается с управления телом, благодаря которому вырабатывается пластичность, чуткость взаимодействия систем: рука-мозг, тело-мозг, работа - мозг».
Учитывая вышеизложенные концептуальные положения, предлагаем идею интеграции произведений В.А. Сухомлинского: текст + игра + оздоровительная технология.
Для достижения наилучшего результата объединили содержание текста с непосредственным обращением к внутреннему миру ребенка. Предлагаем алгоритм работы над предложенной идеей.
Для начала необходимо поработать с текстом, выделить сюжетную линию, образы, движения и диалоги, определить на какой из компонентов здоровья и составляющую здоровьесберегающей компетентности будет направлено воздействие данного произведения.
Затем в соответствии с классификацией (по Н.К. Смирнову) выбрать здоровьесберегающую технологию, разработать комплекс игровых упражнений, движений, этюдов для интерпретации произведения В.А.Сухомлинского.
Для создания эмоционального фона подобрать музыкальное сопровождение (при необходимости). Следующим этапом является апробация полученного варианта. В процессе проигрывания могут быть внесены коррективы.
Проанализировав окончательный результат, вводим в активную практику организации жизнедеятельности детей.
Если текст описательного характера или 1 главный герой, то произведение можно представить в виде релаксационного упражнения, массажа или самомассажа, психогимнастики, психологического этюда, физминутки, мимических этюдов.
Большее количество персонажей и наличие диалогов расширяет возможности педагога. Взаимодействие героев произведений, позволяет ввести в работу с детьми широкий спектр игровых движений в сочетании со словом. Так появляются коммуникативные игры, психологические ситуации, театрализация с выведением моральных принципов, сказочки-подражалочки, психологические настрои и т.д.
Например, произведение В.А. Сухомлинского «Как пчела находит цветок ландыша». Сюжетная линия: пчела летит, ищет цветок, находит, собирает нектар, благодарит ландыш. В произведении 2 персонажа – пчела и ландыш. Пчела – летит, ищет, а ландыш – звенит колокольчиками, что подразумевает возможность активных действий. Выбираем компонент здоровья – физическое. Игровая деятельность в данном случае может быть представлена в виде активных физкультурно-оздоровительных технологий: пальчиковой или артикуляционной гимнастики, ритмопластики, фитбол-гимнастики и т.д. Результатом является активизация двигательной активности, как составляющей здоровьесберегающей компетентности, развитие позиции «мозг – рука».
В зависимости от сложности произведения, в нем могут переплетаться несколько составляющих здоровьесберегающей компетентности дошкольников. Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет любой технологии могут быть введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка, строиться на уровне «ребенок-ребенок» или «ребенок-взрослый» («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления. В результате игровая деятельность приобретает оздоровительную направленность. Жизненные процессы и явления, рассматриваются не как абстрактные обобщения, а как живая жизнь собственного организма, формируя компетентную личность.
Ожидаемым результатом данной работы является разработка технологии интеграции произведений В.А. Сухомлинского в сочетании с реализацией оздоровительной функции образования.