Статья: «Менеджмент качества коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении»

Менеджмент качества коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении

В современных условиях модернизации образования Федеральный осударствный стандарт обеспечивает новые походы к качеству дошкольного образования как главной стратегии российской образовательной политики, способствующей удовлетворению потребностей развивающейся личности, общества и государства.
Дошкольная организация являеся главным носителем как услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, так и образовательной услиги, обеспечивающей воспитанию, обучение и развитие дошкольника.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта наш детский сад стремится к реализации качественных услуг на основе менеджмента качества, что является главным в гарантированности его реализации.
Поэтому главным в обеспечении качества образовательных услуг является создание основной образовательной программы дошкольного образования, соблюдение требований к реализации ее учебно-методического комплекта, технологиям, к созданию предметно-развивающей среды и характеру взаимодействия взрослого и ребенка.
Современные исследования (М.В. Крулехт, А.М. Майоров, В.П. Панасюк, М.М. Поташник) качества образования в дошкольной организации прежде всего нацелены на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, удовлетворение потребностей всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Менеджмент качества в детском саду включает следующие составляющие:
политику в области качества коррекционно-развивающей работы, где установлены цели, задачи, как стратегические, так и оперативные, основанные на миссии, принципах программы развития МБДОУ «Детский сад №65 - Центр развития ребенка»;
планирование качества коррекционно-развивающей работы,основанное на изучении потребностей и нужд потребителей;
управление качеством коррекционно-развивающей работы это деятельность оперативного характера, направленная на выполнение требований к качеству, исключение несоответствий и проблем, связанных с плохим качеством;
обеспечение качества коррекционно-развивающей деятельности заключается в принятии системных мер для создания у потребителя и руководства организации уверенности в том, что все требования к качеству будут выполнены;
улучшение качества коррекционно-развивающей деятельности является очень важным с точки зрения постоянного стремления системы ДОУ к совершенству.

Руководитель своим личным примером должен демонстрировать приверженность качеству. Поэтому ему необходимо заботиться об обучении персонала дошкольного учреждения через систему повышения квалификации в ДОУ, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества образования: кадровыми, методическими, материально-техническими. Это отражается в документах дошкольного учреждения: годовом плане учебно-воспитательной работы ДОУ, проектах, рабочих программах. При этом в ДОУ используются главные ресурсы повышения качества дошкольного образования командная организация работы через творческие группы разного направления: по созданию проектов, персональному контролю, проведению дней регулирования и коррекции.
Кроме того, любое планирование коррекционно-развивающей деятельности основано на принятии решений, основанных на фактах и данных. Это, прежде всего измерение и сбор достоверных и точных данных, относящихся к коррекционно-развивающей деятельности.
Во-первых, в детском саду реализуется непрерывная, научно обоснованная, диагностико-прогностическая работа, направленная на сбор, анализ и распространение информации о качестве коррекционно-развивающей работы, ее соотвествия стандарту, нормам, требованиям и ожиданиям субъектов образовательного процесса.
Это систематическое проведение разных видов контроля: предупредительного, сравнительного, персонального, тематического и фронтального по разным аспектам коррекционно-развивающей деятельности.
Во-вторых, в ДОУ разработана общая система планирования работы с воспитанниками: образовательная программа, раздел - перспективное планирование речевой деятельности в образовательной программе, образцы документации: коррекционный час, речевая карта, индивидуальная программа сопровождения, документы консилиума, рабочие программы на основании учебного плана.
Результаты коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками четко определяются и измеряются мониторинговыми исследованиями индивидуального развития каждого ребенка от поступления его в ДОУ до перехода в школу.
Особое место в коррекционно-развивающей деятельности принадлежит психолого-медико-педагогическому консилиуму. При утверждении индивидуальных программ сопровождения детей с нарушениями речи большое внимание уделяем не только речевому развитию ребенка, но развитию творческих способностей (креативности); любознательности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, ответственности.
Одним из главных направлений является изучение требований потребителей о коррекционно-развивающей деятельности: школы, родителей через анкетирование, опрос, консультативный прием. Мы стремимся к выстраиванию взаимовыгодных отношений, как с партнерами-родителями, так и с учителями через открытые связи и отношения, обмен информацией и разработка планов между ДОУ и его партнерами.
Специфика реализации данного принципа менеджмента качества коррекционно-развивающей работы в ДОУ заключается в особой роли родителей, которые одновременно являются потребителями услуг ДОУ и в то же время его заинтересованными партнерами в деле воспитания, обучения и развития детей. Для этого мы предлагаем родителям различные виды взаимодействия и сотруддничества: школа «Речи», родительские собрания в сочетении с открытыми просмотрами, где родители получают необходимые знания, повышают свою педагогичекую компетентность в области коррекцинно-развивающей работы, являются полноправными участниками всех проводимых мероприятий.
Основываясь на его результатах, дошкольное учреждение гибко реагирует на имеющиеся и формирующиеся образовательные потребности родителей через предоставление семье выбора технологий, методов и приемов коррекционно-развивающей работы на родительских собраниях, открытых мероприятиях, консультациях, в наглядной агитации. В этой связи отметим, что одним из показателей качества предоставляемых услуг ДОУ является его ориентация на взаимодействие с семьями, дети которых являются воспитанниками ДОУ и не посещающих дошкольные учреждения; будущими родителями. Для этого в дошкольном учреждении создан консультационный пункт. Кроме того, дошкольное учреждение, предлагая родителям воспитанников основные образовательные услуги, стремится учитывать индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи. В детском саду осуществляется индивидуальная коррекционная работа по профилактике плоскостопия и нарушений осанки, проводится массаж по рекомендациям врача-невролога, организуется работа в адаптационный период с вновь поступившими детьми. Для оценки качества коррекционно-развивающей работы в ДОУ систематически проводятся мониторинговые исследования удовлетворенности родителей и школы качеством образования в дошкольном учреждении.

Таким образом, организация менеджмента коррекционно-развивающей работы обеспечивает в полном объеме реализацию федерального государственного стандарта дошкольного образования.