Роль и место системы графического знания в предметных областях «Искусство» и «Технология» на всех уровнях образования


Пискунова Валентина Николаевна
Учитель ИЗО и черчения
МБОУ СОШ №134
Новосибирска область, г. Новосибирск
Роль и место системы графического знания в предметных областях «Искусство» и «Технология» на всех уровнях образования
С древнейших времён и до наших дней графическая информация остаётся самым простым и удобным видом общения между людьми. Ведь недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и не зря считают, что «один рисунок стоит тысячи слов». От чертежей-рисунков, от планов, начертанных в натуральную величину на песке, до современных чертежей, выполненных по соответствующим стандартам ЕСКД, от пещерной до компьютерной графики человечество проделало огромный путь. Действительно, сегодня понять конструкцию любого изделия, наладить его изготовление и ремонт без соответствующих графических документов (чертежей и схем) просто невозможно.
Какую роль и место занимает система графический знаний, которые получают ученики общеобразовательных школ на уроках изобразительного искусства и технологии? Задача состоит в том, чтобы научить учащихся видеть графические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения. И это происходит на всех уровнях образования.
Процесс изучения графического материала должен быть от начала до конца активным, конкретным, наглядным. При этом учащиеся воспринимают не только готовые графические фигуры и тела, они сами создают и воспроизводят изучаемые графические формы, используя для этого вырезывание и наклеивание, моделирование, вырезывание разверток и склеивание, черчение, образование фигур на подвижных моделях, а также путем перегибания листа бумаги.
Уроки труда тесно связаны с черчением. Здесь эта связь носит действенный характер. В процессе работы над материалом (бумагой, картоном, глиной) дети моделируют графические фигуры и тела, познают их свойства. Если на уроках рисования главную роль играли зрительные восприятия, то на уроках труда они дополняются осязанием и ощущениями при движении рук. Изготовляя изделия или детали, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм. Кроме того, учащиеся учатся выполнять чертежи и технические рисунки, что имеет исключительно важное значение в образовании. Надо заметить, что работы по труду связаны с целым рядом фигур, линий в этих фигурах.
В процессе изучения методов графических изображений следует опираться на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству. Необходимо использовать знания о форме, перспективном методе ее изображения, техническом рисунке и др. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Чтобы овладеть техникой и участвовать непосредственно в ее развитии, стать квалифицированным работником, имеющим творческое мышление, производственным мастером, инженером или конструктором надо уметь не только точно и ясно излагать свои или чужие мысли с помощью чертежа, но и в то же время по плоским фигурам чертежа, знакам и цифрам представлять в воображении пространственный объект.
Чертежи используются не только в "технике". Сегодня и даже завтра они постоянные спутники человека практически любой профессии. Поэтому, на всех уровнях образования учащиеся получают и должны получать графические знания на уроках «Искусство» и «Технологии».