Разработка для классного руководителя «Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенции учащихся».

Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенции учащихся.

«Напичканный знаниями, но не умеющий использовать их ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».
Академик А.Л. Минц
Взяв во внимание единую методическую тему школы «Формирование ключевых компетенции ученика и учителя, как фактор повышения качества образования» необходимо учитывать роль классного руководителя в формировании этих компетенции. Реализация плана работы включает в себя взаимосвязь объектов и субъектов учебно-воспитательного процесса. Поэтому роль классного руководителя в формировании компетенции является одной из основных.

Цель: Поиск и разработка эффективных форм, методов, оптимального их сочетания для формирования ключевых компетенций учащихся, определяющих устойчивость их поведения в различных жизненных ситуациях

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВОЗРОСЛА РОЛЬ НЕКОТОРЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, РАНЕЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ, ТАКИХ КАК:
способность быстро ориентироваться в меняющемся мире,
осваивать новые профессии и области знаний,
умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.

Компетенция - Совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств и способностей, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо профессиональной сфере
(абстрактная модель)

Компетенция –
готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Ключевые компетенции:
Общение - коммуникативные навыки и способности.
Умение решать проблемы - умение так планировать и
выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат.
Сотрудничество - умение осуществлять эффективное
взаимодействие в команде.
Самоуправление - способность организовывать свою
деятельность,
самопознание, самооценка, критическое и
аналитическое мышление

Владение информационными технологиями – умение
не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.

Введение компетентностного подхода в воспитательный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении воспитательного процесса, и в практике работы классного руководителя

Во-первых, целью воспитания становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию воспитания, при которой учащийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации,
самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом
Какова же роль классного руководителя?

 Компетенции классного руководителя.
Разные государства формируют свои списки ключевых компетентностей.
Деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно.
Рефлексивно-аналитические компетенции включают умение анализировать собственную деятельность, находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления. Сюда же включается и способность предвидеть последствия и возможные результаты деятельности. Воспитатель стремится овладеть методами диагностики состояния личности и коллектива; путем наблюдения и анализа оценить уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу. Организаторские компетенции воспитателя предполагают умение ставить перед собой и детьми цели, которые дадут ожидаемый результат: планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; делить цель на более мелкие задачи, превращать их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса. Есть и другие характеристики организаторской функции, например, готовность к использованию различных методов и способов стимулирования деятельности: поощрение, оказание доверия, предъявление разумных требований, выдвижение близких и дальних перспектив, обращение к игре, состязательность и конкуренция и пр. Коммуникативные компетенции классного руководителя должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Самое главное - подходить к воспитаннику с "оптимистической гипотезой", верить в его потенциальные возможности, развивать их, поддерживать и защищать школьника. В коммуникативные функции включаются также умения корректировать межличностные отношения между детьми; выступать объективным арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей-предметников и учащихся класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими - параллельными, младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.
Информационная компетентность предусматривает умение классного руководителя продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий.
По мнению А.С. Макаренко, личность самого классного руководителя имеет огромнейшее значение.
Немаловажен внешний образ человека, работающего в системе образования, он оказывает мощное психологическое воздействие на школьников.

Существует пять основных «точек опоры» внешнего образа:
Одежда;
Походка, жесты, позы;
Мимика, взгляд, визуальный контакт;
Причёска, макияж;
Манера общаться (умение удерживать внимание собеседника, риторические способности).

Около 80% информации передаётся при помощи невербальных средств.
Педагог должен иметь эстетический вкус, с тем, чтобы прививать его своим воспитанникам. Замечено, если учитель приходит в школу в неопрятной одежде и от него дурно пахнет, то это вызывает отвращение у учащихся, внимание на уроке снижается, педагог превращается в объект для насмешек. Поэтому классный руководитель, впрочем, как и любой учитель, должен тщательно следить за своей внешностью, создавать себе положительный образ.
Несомненно, что к самой личности классного руководителя требования не менее жёсткие. Это и профессиональная компетенция, владение основами знаний по общей психологии, грамотность, владение искусством слова, даром убеждения. Но самое главное - порядочность, нравственность, сформировавшаяся гражданская позиция. Прививая эти качества своим воспитанникам, он сам должен владеть ими в полной мере. Личный пример педагога - это самое мощное оружие в педагогической практике. Если проводя классный час и говоря о вреде курения и алкоголя, педагог курит в стенах школы и приходит на работу с запахом алкоголя, то его работа не возымеет никакого педагогического воздействие или оно будет низким. Если на классном часе говорится о бережном отношении к хлебу, а лежащий на полу кусок не поднимет проходящий мимо учитель, то эта работа тоже будет нерезультативной.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ: Что же необходимо предпринять классному руководителю?
Отработать наиболее эффективные воспитательные технологии, сочетающие в себе вариативные подходы к деятельности обучающихся.
Считать компетентностно-направленную концепцию образования наиболее перспективной для реализации в массовой практике классного руководителя
Формировать у учащихся умения применять знания, умения, навыки в творческих условиях.
Продолжить работу по диагностике, позволяющей:
отслеживать динамику развития школьников;
фиксировать уровень воспитанности на каждом этапе школьного обучения.

В.А.Сухомлинский писал:

«Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.

Соответственно от нас с вами
Только тот учитель любим, который любит своих учеников!!!
Любите и будьте любимы!!!
15