Гражданские мотивы в лирике Некрасова Н.А. Любовная лирика. Ода, элегия, баллада, песня. Жанр поэмы в творчестве Н.Некрасова. Крестьянские поэмы. «Мороз, Красный нос», образы-персонажи, поэтика (речевая характеристика, портрет).

11.

Дата____________ Класс: 10(102ч.)
Предмет: рус.лит-ра

Тема: Гражданские мотивы в лирике Некрасова Н.А. Любовная лирика. Ода, элегия, баллада, песня.
Жанр поэмы в творчестве Н.Некрасова. Крестьянские поэмы. «Мороз, Красный нос», образы-персонажи, поэтика (речевая характеристика, портрет).

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:
1. Изучение гражданской и любовной лирики, умение анализировать, особенности художественного мастерства; жанр поэмы в творчестве, идейно-художественное содержание поэмы «Мороз, Красный нос». 2. Развитие познавательных способностей, аналитического мышления, развитие навыков выразительного чтения. 3. Осуществлять трудовое, эстетическое, нравственное воспитание; развитие чувства прекрасного, любви к поэтическому слову.

Базовая компетентность:
Понимать научную картину мира. Иметь навыки поисково-исследовательской деятельности;
Быть патриотом своей Родины, проявлять гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать оценку происходящим социальным событиям;
Иметь навыки использования знаний для поддержания экологического равновесия, проявлять заботу о сохранении окружающей среды с учетом условий освоения высоких технологий;
Иметь навыки общения на казахском языке как Государственном, языке межнационального общения. на иностранном языке, быть мотивированным к общению на родном языке;
Уметь пользоваться новыми информационными и коммуникационными технологиями, в том числе для самоопределения и профессионального уровня в условиях рыночных отношений;
Уметь приобретать социальные навыки, выполнять социальные роли в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;
Уметь соотносить свои возможности с реальной перспективой планировки и организации деятельности с чувством собственного достоинства, быть ответственным за свои поступки и за свою жизнь;
Понимать и ценить культуру своего народа и мировую культуру, быть приверженным к идеям духовного согласия и товарищества;
Иметь навыки здорового образа жизни и плодотворной организации досуга.

Формы:_______________________________________________________________________ Методы:_____________________________________________________________________
Приемы:______________________________________________________________________
Оборудование, наглядные пособия:______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Межпредметные связи:_________________________________________________________


Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение и проверка д/з: - основные особенности лирики Некрасова?
- выразительное чтение стихов наизусть,
- основные темы творчества?

3. Изучение нового материала.

а) Теория литературы (поэтические жанры).

Баллада - жанр лирической поэзии, носящий повествовательный сюжетный характер ("Светлана" В.Жуковского, "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина).

Ода - жанр лирической поэзии, в классицизме - торжественное прославляющее произведение. В 16-18 веках - жанр высокой лирики (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин).

Поэма - поэтический жанр большого объема. В древности и в средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его легендарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историческими или социальными силами ("Медный всадник" А.С.Пушкина). В современной поэме автор - участник или вдохновенный комментатор событий (В.Маяковский, А. Твардовский). В 20 веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.

Элегия - жанр лирической поэзии. В новой европейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма ("Признание" Е.Баратынского).


б) Гражданские мотивы в лирике (народ, власть)

- Какому литературному направлению, школе принадлежал Некрасов?
-Каковы основные темы его творчества?
- Кто главный герой его произведений?
- Почему они появились в его стихах, где черпал он образы народные?

ВЫВОД: Некрасов занимает активную социальную позицию: его симпатии на стороне народа, он становится его защитником, сострадает и надеется на изменения в положении народа в ближайшем будущем.

- Прочитать стихотворения: «В дороге»,
«На Волге»,
«Внимая ужасам войны»
«Забытая деревня»
«Размышления у парадного подъезда»,
«Железная дорога» и др.
- определите главные темы произведений,
- какие картины встают перед глазами?
- звучит ли в них надежда на лучшее?
- обязан ли поэт быть гражданином? Почему?

в) Любовная лирика ( «Панаевский цикл» ).

- Что вы знаете об отношениях Некрасова и Панаевой?
Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Ст. «Мы с тобой бестолковые люди».
- Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова? ( любовь согревает человека, помогает выжить в жестоком мире).

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с А.Я. Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытавшего творческие и сердечные муки.

- ВЫПОЛНИТЬ письменный анализ любого ст. из «Панаевского цикла»:
«Если мучимый страстью мятежной»
«Давно отвергнутый тобой»
«Я не люблю иронии твоей»
«Тяжелый крест достался ей на долю»
«Как ты кротка, как ты послушна»
«Прости» и др.

Все стихи посвящены Авдотье Яковлевне Панаевой, с которой Некрасов в течение 16 лет находился в гражданском браке: романтический мир сложных страстей, ссор, ревности, самоутверждения, самоугрызения.
Н.Скатов: «Своеобразие лирики Некрасова заключается в том, что в ней как бы разрушается лирическая замкнутость И любовные стихи Н.Некрасова открыты для героиниОна входит в стихотворения со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира Так появляется в его поэзии «проза любви».
Психологический портрет героини лирического романа: она равноправный участник любовного «рокового поединка», со своим сложным, богатым внутренним миром. Требовательная, ироническая, ласковая, страстная, чутко откликающаяся на изменения в его настроении, понимающая, что чувства, связывающие её с возлюбленным, нестабильны, что их роман обречен.

- С каким ст. А.Пушкина можно сравнить ст. «Прости»? ( ст. «Я вас любил» ).

г) Исповедальная лирика.

«Рыцарь на час»
«Скоро стану добычею тленья»
«Умру я скоро. Жалкое наследство»

- Что такое поэтическая исповедь?

д) Жанр поэмы. «Кому на Руси жить хорошо».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Сам Некрасов называл "Кому на Руси жить хорошо" поэмой, однако ни на одну из поэм, известных в русской литературе до Некрасова, его произведение в жанровом отношении не похоже. Содержание "Кому на Руси жить хорошо" требовало для своей реализации какой-то новой жанровой формы, и Некрасов создал ее. Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое по художественному методу, народное по своему значению и тематике, эпическое по широте изображения действительности и героическому пафосу. В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершенном виде включить в себя жанровые особенности всех трех видов некрасовских поэм: "крестьянской", изображающей жизнь народа; сатирической, показывающей народных врагов; героико-революционной, раскрывающей образ борца за народное счастье. В эпическом повествовании поэмы эти три линии должны были слиться, но в незавершенном виде "Кому на Руси жить хорошо" подводит итог творчеству поэта почти исключительно в части изображения народной жизни. Поэма " Кому на Руси жить хорошо" народна не только своим идейным звучанием. Народная точка зрения на действительность выражена здесь и в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих мужиков, представлены читателю как бы в их видении. Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни.

е) Поэма «Мороз, Красный нос».

Поэма – одно из лучших произведений Некрасова посвящена сестре поэта Анне Алексеевне. Впервые её опубликовал Ф.М.Достоевский в своем журнале «Время».

- ЧТЕНИЕ ПОЭМЫ: хр. стр. 20

- Центральное событие поэмы? ( смерть крестьянина. Действие в поэме не входит за пределы одной крестьянской семьи. Сузив круг действия в поэме , Некрасов не только не ограничил, но укрупнил её проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей «кормильца и надежи семьи», уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения.)

- Назовите эпитеты, образы, слова, которыми характеризуются герои: Дарья, Прокл и др.?
- Как ведет себя Дарья в минуты горя, несчастья?
- Что помогает ей одолеть неутешное горе, выстоять в трагических обстоятельствах? ( В тяжелом несчастье домочадцы менее всего думают о себе, менее всего носятся со своим горем. Никаких претензий к миру, никакого ропота, стенаний или озлобления. Горе отступает перед всепоглощающим чувством жалости и сострадания к ушедшему человеку, вплоть до желания воскресить Прокла. Дарья печется не о себе. Мечтая о свадьбе сына, она предвкушает не свое только счастье, а и счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу как к живому, радуется его радостью.)

- Чем заканчивается поэма?
- Как ведет себя Дарья, умирая? ( За смертью мужа её настигает собственная смерть. И умирая, больше себя она любит Прокла, детей, крестьянский труд.)

- Сравните образ «Мороза» в поэме с образом «Морозко» в сказке?
- Чем они отличаются или похожи? (В сказке Морозко добрый, заботливый; в поэме – как олицетворение тяжести крестьянской доли, лютости, тяжелых испытаний.)


4. Подведение итогов.

- Чему учит вас поэма?

Поэма учит чувствовать духовную красоту и щедрость народного характера, главной особенностью которого является обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием.








5. Оценки за урок.

6. Домашнее задание: - пересказ поэмы,
- уч. стр. 48-51,
- доклады «Биография А.Н.Островского»,
- читать пьесы: «Гроза», «Бесприданница».












13PAGE 15


13PAGE 14115




15