Программа элективного курса по английскому языку Страноведение Великобритании


МБОУ СОШ № 50 г. Новосибирска
Рассмотрено на заседании МО
учителей иностранного языка
___________/Рутковская В. И./
Утверждено:
директор школы_______ Черкасова И. Н.
Программа
элективного курса по английскому языку «Страноведение Великобритании».
Составитель:
учитель английского языка
Рутковская В. И.
Пояснительная записка.
В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения иностранным языкам как средству международного общения, инструменту взаимообогащения народов, стран, континентов, как способу познания достижений национальной и общечеловеческой культуры, способу осмысления самих себя гражданами своей страны и членами мирового сообщества.
Обучение иностранному языку как средству общения тесно связано с его активным использованием как инструмента познания мировой культуры, национальных культур и социальных субкультур стран изучаемого языка.
Социокультурное образование средствами иностранного языка направлено на:
Развитие мировосприятия школьника и подготовку его к восприятию истории человечества, своей страны и своего народа, к осознанию себя как носителя национальных ценностей, взаимозависимых между собой и всеми людьми планеты в поиске решений глобальных проблем.
Развитие коммуникативной культуры школьников, их духовного потенциала.
Обучение этически приемлемым формам самовыражения в обществе.
Обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми.
Развитие потребности в самообразовании.
Реализации задач социокультурного образования способствует курс «Страноведение», цели которого:
Формирование представления о мире как едином пространстве во всем многообразии национальных культур, где английский язык выступает в роли основного средства международного общения;
Воспитание толерантного мышления, культуры взаимодействия;
Развитие у учащихся умений самостоятельно ориентироваться и правильно интерпретировать явления и события в своем отечестве, и в стране изучаемого языка.
Целью данной программы является получение учащимися познавательной информации, насыщенной фактами и сведениями, а именно: география, история, политическое устройство, искусство, быт, спорт, традиции стран изучаемого языка, а также система образования и выдающиеся люди. Данная цель способствует реализации целей обучения самого иностранного языка:
Образовательная цель курса предполагает расширение кругозора учащихся за счет сведений о стране изучаемого языка, ее науке, культуре, искусству, истории ее народа, экономическом развитии, достопримечательностях, традициях.
Развивающая цель курса способствует формированию логического мышления учащихся, развитию памяти, познавательного интереса.
Воспитательная цель формирует систему мировоззренческих взглядов интернационалистической направленности, решение в определенной степени задачи эстетического воспитания.
Практическая цель курса заключается в дальнейшем совершенствовании владения иностранным языком: расширение словарного запаса за счет страноведческой тематики, развитие умений речевой деятельности на иностранном языке, а также дальнейшее совершенствование грамматики.
Данный курс призван не только дать сумму знаний о стране изучаемого языка, но и помочь учащимся: во-первых, правильно ориентироваться во множестве страноведческих фактов; во-вторых, дать оценку явлениям, событиям, фактам действительности; в-третьих, создать условия для самообразования учащихся, чтобы они смогли продолжить изучение данного курса в дальнейшем обучении.
Данная программа тесно связана с УМК «Happy English.ru» (авторы К. Кауфман, М. Кауфман), поможет дать учащимся страноведческое образование, так как учебники включают в себя тексты по истории, культуре, о традициях страны изучаемого языка; поможет систематизировать и расширить знания в дальнейшем. Содержание программы дополняется учебными материалами, которые соответствуют языковой подготовке учащихся на данном этапе обучения.
Данная программа поможет учащимся в преодолении следующих трудностей: недостаток печатного материала, отсутствие живого общения с носителями языка. Программа обеспечивает возможности индивидуализации и дифференциации обучения, учитывает интересы и склонности учащихся.
Структура
Курс рассчитан на 18 часов занятий.
Оборудование
Географические карты, виды достопримечательностей, фотографии, открытки, аудиозаписи, видеоматериалы, мультимедийные приложения к УМК и т.д.
Основные формы обучения
Аудиторная (лекции, обсуждение изучаемого материала, работа с текстами, использование тестов, дающих возможность учащимся научиться выбирать нужное из имеющейся информации),
Самостоятельная работа учащихся (подготовка докладов, отбор дополнительного материала, подготовка таблиц, раздаточного материала, тестов, сообщений)
Формы отчетности
Эссе, сочинение, сообщение.
Квизы - викторины.
Географические диктанты.
Выпуск газет.
Составление кроссвордов.
Защита проектов.
Подготовка и проведение праздников.
Подготовка заданий и проведение конкурса знатоков.
Зачет.
Содержание курса «Страноведение Великобритании»
Содержание курса включает три компонента:
Страноведческий:
Сведения о культуре стран английского языка;
Географические и природные условия жизни;
Организация быта и досуга;
Сведения об образовательных учреждениях;
Праздники и знаменательные даты.
Лингвострановедческий:
Культуроведческие реалии;
Фоновая лексика, фразеологизмы, пословицы, песни, стихи, афоризмы как источник национально-культурной информации;
Тексты учебных материалов;
Особенности речевого поведения в межличностном общении;
Способы передачи реалий родного языка на иностранном языке.
Общеучебный:
Учебно-организационные умения учащихся;
Учебно-интеллектуальные умения;
Учебно-коммуникативные умения.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Страноведение»
Дата Тема Кол-во часов Контроль
02.09 Водная беседа о содержании курса. Географическое положение Британии. 1 ч. карта
09.09 Части страны, поверхность. Климат. Население. 1 ч. карта
16.09 Экономика Великобритании. 1 ч. карта
23.09 Государственное устройство страны: герб, символы, язык, святые покровители. 1 ч. Символы, герб, флаг
30.09 Политическая система страны. Парламент. Основные политические партии. 1 ч. Схема-таблица
05.10 Монархия. Королевская семья: в прошлом, в настоящее время. 2 ч. Составление генеологического древа
12.10 Национальный характер. Обычаи в домашней жизни. 1 ч. Сообщение
19.10 Национальные и местные праздники и фестивали. 1 ч. Календарь, фильм
26.10 Традиции. Обычаи. 1 ч. Эссе
09.11 Английская культура. 1 ч. Эссе
16.11 Образование в Британии. 1 ч. Схема-таблица
23.11 Социальные службы. 1 ч. 30.11 Достопримечательности страны. 1 ч. Выступлениеп07.12 Столица Великобритании. 1 ч. Заочное путешествие, фильм
14.12 Спорт. Национальные виды спорта. 1 ч. Сообщение
20.12 Выдающиеся люди. 1 ч. Эссе
24.12 Рождество. 1 ч. Открытое представление
Методический раздел.
Требования к уровню обученности учащихся
По окончанию курса учащиеся должны знать:
Основные темы национальной культуры Британии:
География, климат;
Общественные и социальные отношения;
Политическая система;
Обычаи и система ценностей;
Экономика;
Роль англоязычных стран в мировых сообществах.
Социокультурные особенности народов - носителей языка, что служит основой общения с представителями разных культур в различных ситуациях; владеть определенным уровнем сформированности таких видов компетенции: коммуникативной, страноведческой, лингвострановедческой, общеучебной.
Коммуникативная компетенция
Понимается как способность осмысливать и порождать англоязычные высказывания именно на основе и в связи с лингвострановедческим и страноведческим компонентами содержания.
Общеучебная компетенция предполагает:
Учебно-организационные умения учащихся:
Умение работать в различных режимах: учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученик, группа-ученик и т. д.,
Умение объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
Умение использовать соответствующую справочную литературу и словари.
Учебно-интеллектуальные умения:
Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изученный материал;
Умение работать самостоятельно;
Учебно-коммуникативные умения:
Умение слушать и слышать собеседника по общению (культура общения);
Умение обосновать свою точку зрения;
Умение понимать и вести обсуждения по содержанию изученной темы;
Умение в письменном виде излагать материал согласно поставленной проблеме;
Умение подготовить устное сообщение по выбранной теме и выступать с ним.
Требование к практическому владению материалом
Аудирование - учащиеся должны понимать на слух текст срановедческого характера на английском языке, содержащий до 3%незнакомых слов на догадку и до 3% незнакомых слов, не мешающих пониманию.
Говорение - учащиеся должны уметь делать монолог, высказывание по заданной теме с предварительной подготовкой. Объем высказывания 9-10 кл. - 20 предложений, 11 кл. - 22 предложения. Учащиеся должны уметь дополнить сообщение своих товарищей, дать оценку той или иной информации. Все высказывания должны быть оформлены правильно в языковом отношении.
Чтение - учащиеся должны уметь читать про себя тексты с целью ознакомления с основным содержанием адаптированных текстов, содержащих до 3% незнакомых слов и 3% незнакомых слов, не мешающих пониманию, а также уметь читать про себя с помощью словаря тексты с полным пониманием содержания.
Письмо - учащиеся должны уметь писать отдельные слова, обозначающие страноведческие реалии на английском языке, а также должны уметь выписывать из текста предложения, характеризующие людей, природу и т. д.
Самостоятельная работа учащихся:
Подготовка докладов о жизни и творчестве А. Кристи, К. Дойла, М. Твена, О. Уайлда, В.Шекспира.
Выпуск стенгазет к Рождеству, Пасхе,дню Святого Валентина, Св. Патрика.
Подготовка заданий и проведение конкурса знатоков.
Составление кроссвордов.
Защита туристического проспекта (по странам изучаемого языка).