Статья Как организовать исследовательскую деятельность в сельской малокомплектной школе?

Организация исследовательской деятельности обучающихся в сельской малокомплектной школе

Питькова Зинаида Ивановна
учитель биологии
МБОУ «Калиновская СОШ»
Красногвардейский район
Белгородская область

Существенным фактором обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них социальной природной среды. Эти ребята близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у ребят городских школ, так как они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными. Именно поэтому в нашей школе эффективно реализованы возможности по развитию исследовательской деятельности школьников, особенно в области биологии и экологии, их самостоятельности, познавательного интереса, как факторов обеспечивающих личностно-общественное становление каждого растущего человека. Практика показывает, что самостоятельные исследования школьникам вполне доступны. Для того чтобы развить у ребят навыки исследования все наблюдения и исследования должны быть систематичны и планомерны, цель работы четко сформулирована и посильна для достижения. При этом учитывается общее развитие ученика, имеющийся у него запас знаний и умений. В связи с этим, в исследовательской деятельности мною применяется дифференцированный подход к учащимся. С ребятами, имеющими низкие учебные возможности, проводятся простые наблюдения за растениями, животными, природными объектами. С более сильными учащимися проводятся работы исследовательского характера, ставятся несложные эксперименты. Этим учащимся предлагается провести фенологические наблюдения, составить «Календарь природы», подтвердить наблюдением приметы, которые касаются животных, растений, конкретных дат календаря. Ученики с высокими учебными возможностями занимаются творческой работой, в ходе которой ребенок становится в ситуацию «первооткрывателя», добывающего «новые» знания. Это создание учащимися разнообразных проектов, рефератов, исследовательских работ.
Мною были разработаны структура и содержание технологии формирования экологического опыта на основе исследовательской деятельности школьников в процессе обучения биологии. Для её реализации была использована одна из авторских программ учебного курса по общей биологии с элементами экологического содержания для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, которая дополняет действующие учебные курсы, автор программы Л.Т. Бельков. При планировании уроков общей биологии в их содержание были включены экологические знания и умения для осуществления исследовательской деятельности при формировании природоохранного опыта школьников.
Организационно-содержательный этап данной технологии включает в себя три стадии: целевую, содержательную и деятельностную. Целевая стадия предполагает постановку конкретных целей экологического содержания и обеспечения их принятия школьниками, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов исследовательской деятельности и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. К любому виду творческой деятельности предъявляются требования: единство образовательной, воспитательной и развивающей целей процесса обучения биологии. Содержательная стадия рассматривает систему экологических знаний, умений и навыков, раскрывающую общие закономерности взаимодействия в отношениях «человек – природа – общество», опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе, и опыт творческой деятельности, обеспечивающей сохранение природы и ценностного отношения к ней. В отборе экологического содержания исследовательской деятельности при обучении биологии должен играть большую роль принцип научности в тесной взаимосвязи с принципом доступности. Деятельностная стадия формирования экологического опыта на основе исследовательской деятельности при обучении биологии включает в себя уже конкретные методы, средства обучения и формы организации учебного процесса. Большее предпочтение отдаю методам «Технология сотрудничества» и «Метод проектов». На основе их моими учениками проведены исследования и созданы проекты, имеющие практическую направленность: «Защитим пруд Ближнее», «Экология наших улиц», «Растения и животные нашей местности, подлежащие охране», «О необходимости создания Красной книги почв Белгородской области», «Просвещение в области энергообеспечения и энергосбережения», «Изучение влияния православных традиций на отношение к природе», «Возможные пути биологической борьбы с вредителями сельского хозяйства на примере капустной белянки».
Очевидно, тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков.
Практика показала, что в школе с малой наполняемостью классов (5-10 человек) и резким разноуровневым составом особенно необходимо умелое сочетание разных форм исследовательской деятельности школьников. Наиболее значимыми из них считаю:
1. наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функций организма;
2. опытно – практическая работа на пришкольном участке;
3. изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе;
4. фенологические наблюдения;
5. изготовление наглядных пособий по различным разделам;
6. разработка тематических сценариев, игр, утренников, вечеров.
В моей практике исследовательская деятельность началась с изучения природы родной деревни. С учащимися 6-х классов мы изучаем растительность, произрастающую на территории нашего села. Выяснили, какие жизненные формы встречаются в нашем селе; сколько видов деревьев, травянистых дикорастущих растений, какие культуры, сорта выращивают у себя сельчане. В 7-м классе мы изучаем животный мир села и прилегающей территории, всех сред обитания. Какие виды домашних животных содержатся на подворье, их количество, породы, возрастной и половой состав. Изучаем заболевания домашних животных, меры их предупреждения, пути передачи человеку. С учащимися 8-го класса мы начали изучать демографические показатели нашего села. Подсчитали количество человек, проживающих в селе Калиново, смертность, рождаемость, возрастной и половой состав, а также социальное положение, миграции, национальности. С 10-м и 11-м классами мы занимаемся изучением местных биоценозов, готовим наглядный раздаточный материал по различным разделам биологии. Основой формирования ключевых компетенций учащихся всех возрастов и уровня подготовленности является активное использование проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний; стремлению к поиску, получению информации и новых ресурсов; развитию умения анализировать; формированию собственных суждений; установлению контактов и стремлению к контакту; становлению способности ориентироваться в жизни, возможности профессионального самоопределения.
15