Статья Мои размышления о малокомплектной школе


В малокомплектной школе есть свои плюсы и минусы как для детей ,так и для педагогов. Плюсы для ученика: доброжелательная атмосфера, повышенное внимание учителя. Плюсы для учителя: интенсивное педагогическое общение, знание психологии и особенностей каждого ученика, доверительные отношения с учениками, полнота учебного контроля, возможность диагностики своевременной коррекции причин затруднений у учащихся и своих ошибок, индивидуализация обучения. Минусы для ученика: необходимость быть в постоянной готовности к ответу, ограниченность общения и относительная несформированность коллективных отношений, неизбежный постоянный контроль. Минусы для педагога: необходимость ежедневно готовиться к урокам по разным предметам в разных классах, достаточно серьезная зависимость от конкретных условий(не пришел способный ученик-весь план работы нужно менять) Ширяева Фаина Васильевна
Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, способствует развитию благоприятных условий для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. Работа в малокомплектной школе дает большие возможности совместной работы с семьёй. Это является одной из приоритетных направлений работы по новым ФГОС. Минус - возить детей ради нескольких уроков накладно и неудобно. Перевести их полностью учиться в другую школу? А зачем
 В условиях малой школы учителю легче осуществлять:
индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
практическую направленность учебной деятельности учaщихся     (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);
нравственное, патриотическое воспитание  школьника в процессе общественно -  значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.
Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. В результате из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь с необходимым багажом знаний.
Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
В настоящий период, когда развитие науки и техники происходит чрезвычайно быстро, когда делаются новые научные открытия, появляются неизвестные ранее отрасли науки, исключительную значимость приобретает необходимость непрерывного пополнения знаний, проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями. Для этого им необходимы такие умения как читать текст, вычленять из него главное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте ответы на них, определять, что осталось не выясненным до конца, что именно надо выяснить, с этой целью обращаться за справкой к другому разделу книги или другой литературе. Однако самостоятельное формирование рациональных приемов учения, работы с книгой и компьютером – основным источником информации (как показывает опыт) – протекает медленно и малоэффективно [2, с.6]. В школьнике, поставленного в такие условия, необходимо формировать навыки организации самостоятельной работы, т.к. многочисленные наблюдения педагогов-практиков, исследователей и психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, работать самостоятельно, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах, в средних - переходит в разряд неуспевающих.ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какая школа называется малокомплектной? В чем ее особенности?
2. Выделите преимущества и недостатки малокомплектной школы.
3. Перечислите условия эффективности работы малокомплектной школы.
4. Назовите возможности соединения классов в комплекты.
5. Как составляется расписание уроков?
6. Каковы особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе?
7. Выделите особенности планирования воспитательной работы в малокомплектной школе.
 
 
Малокомплектная начальная школа — школа без параллельных классов с небольшим количеством учеников.
Класс-комплект — класс, руководимый одним педагогом-классоводом, может состоять из двух, трех или даже четырех классов.
Условия эффективности работы малокомплектной школы:
— рациональное объединение классов в комплекты;
— правильное составление расписания уроков;
— выбор эффективных методов обучения;
— определение наиболее целесообразной структуры урока;
— оптимизация содержания урока;
Урок — основная форма обучения и воспитания в малокомплектной школе. Как всегда, учитель ведет занятие с постоянным составом учеников и по установленному расписанию. Но класс — разновозрастный, и предметов на одном уроке несколько. В этом основное отличие урока в малокомплектной школе, отсюда его преимущества и недостатки, а также все сложности и особенности.
Каждый урок в классе-комплекте — это фактически два, три урока, соединенных в одном. Они проводятся одновременно, в одном помещении. Поэтому учитель:
— вынужден 4—5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе;
— должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке;
— знает, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса;
— способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности;
— должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах;
— прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т. д.
Особенности урока:
— учитель вынужден 4-5 раз перестраиваться;
— распределять время между классами;
— управлять процессом;
— одновременно вести воспитательный процесс во всех классах.
Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Для особо одаренных детей — это уникальная возможность пройти курс начальной школы за 1,5—2 года. А все остальные должны научиться:
— сосредоточиваться на выполнении задания;
— не слушать объяснений учителя для другого класса;
— не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;
— не слушать ответы учеников другого класса;
— моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от обычных школ. В полном объеме сохраняются санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные требования. К санитарно-гигиеническим относятся: оптимальный воздушный режим, правильное освещение, надлежащий температурный режим, чередование различных видов учебного труда, соответствие мебели возрастным и индивидуальным особенностям учеников.Психолого-физиологические требования вытекают из принципа природосообразности. Необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, заботиться о создании предпосылок для их психического, физического, социального развития. Дидактические требования опираются на закономерности процесса познания и предполагают: создание движущей силы и ситуаций для действия; целенаправленное формирование мотивов обучения; организаСтруктура урока в начальной малокомплектной школе не отличается разнообразием. Практически все уроки в классах-комплектах однотипные. Строятся они в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом. Формы организации могут быть различными. Ведущих форм усвоения новых знаний, умений в начальной малокомплектной школе две: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80 —90% всего времени.
Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются:
— некоторые подготовительные упражнения;
— объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной работы;
— беседы-изложения нового материала;
— объяснения, рассказы, инструктажи;
— эвристические беседы;
— дидактические игры;
— первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала;
— диагностика уровня обученности;
— контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
— показ рациональных приемов применения знаний;
— тематическое обобщение материала.
В структуре урока выделяются: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников.
Основу самостоятельной работы составляют упражнения. Значительное количество выполненных упражнений — преимущество, вытекающее из недостатков начальной малокомплектной школы. Не имея времени на подробное объяснение материала, учитель вынужден предлагать ученикам осваивать его самостоятельно и очень скоро достигает успеха: дети из начальной малокомплектной школы самостоятельные работы выполняют лучше учеников полных классов.
Больше других распространились такие формы организации процесса усвоения: 1) учитель объясняет материал, подкрепляет свое изложение наглядностью, а ученики усваивают и запоминают; 2) дети приобретают новые знания, умения в ходе поисковой деятельности, эвристической беседы, наблюдения, анализа, сравнения фактов под руководством учителя; 3) дети овладевают новыми формами деятельности по образцу и по аналогии; 4) дети усваивают новые знания, умения самостоятельно по программированным учебникам, алгоритмическим предписаниям.
Теоретически без ограничений в начальной малокомплектной школе могут использоваться все общие методы обучения. Их применение корректируется возрастом и специфическими особенностями работы в классах-комплектах. Широкое распространение получили словесные методы - рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, наглядные - иллюстрация, демонстрация, самостоятельные наблюдения учеников; практические - упражнения, работа с опытами; работа с книгой. Желательно вводить элементы программированного, проблемного, компьютерного обучения с их особыми методами. В классах-комплектах методы обучения выполняют свои обычные функции: мотивационную, учебную, развивающую, воспитательную, организационную.