Статья о малокомплектной школе

Наша малокомплектная .

В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными (МКШ).
Возникновение комплексов «Школа-детский сад» (IIIДС) было продиктовано самой жизнью. Они появлялись стихийно под влиянием социально-экономических процессов и открывались, в основном, на основе малокомплектных школ.
В результате реорганизации муниципальных общеобразовательных учреждений 2009 года на станции Гряды образовательную деятельность осуществляет МАОУ «СОШ п. Большая Вишера», которая является базовой школой с филиалом «Начальная школа – детский сад» ст. Гряды.
Учебно – воспитательный комплекс «Школа – детский сад» на селе с одной стороны имеет свои преимущества: близость педагогических взаимоотношений, коллектив в таком учреждении становится единым объединением, где возможно сотрудничество детей и педагогов, но с другой - в условиях небольшого педагогического и разновозрастного коллектива детей появляются свои специфические трудности в организации педагогического процесса (учебной и внеучебной деятельности детей).
Задача УВК «Начальная школа – детский сад» заключается в построении новой школы - школы не только для учения, но и для жизни, школы, в которой каждый ребенок найдет себя, в которой не потеряются таланты, и будет обеспечена реальная помощь любому ребенку, взрослому, то есть школы воспитания социально компетентного гражданина XXI века.
Станция наша небольшая, поэтому жизнь школы тесно связана с жизнью всего населения. Совместная работа с сельским домом культуры, библиотекой позволяет каждому ребенку попробовать свои силы, как в роли организаторов, так и в роли исполнителей. Дети учатся самостоятельности, пробуют планировать и анализировать творческие дела, проводимые для себя и для младших товарищей. Самое главное для ребят – это социализация.
Для обеспечения преемственности дошкольного и общего образования, создание единой непрерывной системы образования, способствующей эффективному развитию ребёнка, в школе регулярно проводятся совместные праздники ребят школьников и дошкольников, на которые приглашаются жители станции. Ребята с удовольствием участвуют в мероприятиях СДК: постановки сказок, выступления поздравления к 9 Мая, Дню матери, Дню пожилого человека и т.д.
В последние годы в школах России стала весьма популярной научно-исследовательская работа школьников. Этому есть объяснение – многие ученики увлекаются исследовательской деятельностью, стремятся удовлетворить свой познавательный интерес. Ученики нашей школы реализуют данное направление работы через участие во всероссийских конкурсах, где показывают хорошие результаты. Учащиеся приняли участие;
Всероссийский детский биологический конкурс «Биосфера болота», (Система добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ»);
Всероссийский литературный детский конкурс «Таможня и граница», (Система добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ»);
Ребята с удовольствием участвуют в творческих и интеллектуальных конкурсах:
Международный творческий конкурс для детей и молодёжи «Мы рисуем Масленицу»;
Всероссийский дистанционный конкурс для учащихся начальных классов «Львёнок».
Победы по Северо -Западному федеральному округу в исследовательских работах в биологическом и литературном конкурсах, в результате которых были получены «Серебряный и Золотой сертификаты соответствия качества образовательных услуг». Исследовательские работы учащихся школы, кроме общего развития, повышения творческого потенциала помогают сделать и профессиональный выбор, а также возможность решать задачи:
глубокого и прочного освоения учебного материала;
значительного расширения кругозора школьников;
развития способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и литературу по проблеме исследования;
знакомства с методами исследования и развития умения определить цель, выбрать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
овладения техникой эксперимента и методами анализа его результатов;
 развития способности сформулировать проблему исследования;
 овладения разнообразными формами организации исследовательской работы, способами итогового оформления собственного исследования и формами оценивания его результатов.
Шовак Алла Леонидовна,
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ п. Большая Вишера»,
филиал «Начальная школа – детский сад»
ст. Гряды Маловишерского района.