статья Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка в малокомплектной школе


Ергужеева Галина Владимировна
учитель немецкого языка
первой квалификационной категории
МБОУ «ООШ №17 с.Карамышевка»
Красноармейского района Саратовской области
E-mail: ergusheeva43@yandex.ruОрганизация проектной деятельности на уроках
немецкого языка в малокомплектной школе.
Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Современные условия жизни выдвигают новые требования и к изучению иностранного языка в центре которого стоит коммуникативная компетенция. Основным средством обучения иностранному языку является языковая среда. В сельской школе возможности общаться с носителями языка у детей нет. Обучаясь иностранному языку, учащиеся, находясь вне среды изучаемого языка и не испытывая потребности в общении на иностранном языке , имеют большие трудности при овладении лексического, языкового материала, а также при речевом общении.
Проанализировав уровень обученности учащихся и приняв во внимание результаты  диагностических исследований, я пришла к выводу, что в дальнейшем необходимо использовать такую педагогическую технологию, которая бы давала возможность учителю ввести своих учеников в процессе познания, нацелить на поиск знания, то есть способствовало бы развитию личности. И такой педагогической технологией является метод проектов, который  способствует пробуждению интереса учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации. В данной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи.
В малокомплектной школе из-за очень небольшой наполняемости классов, перед учителем стоит непростая задача – с кем делать проекты? В связи с этим, пришлось перестроить учебный процесс так, чтобы максимально использовать время, объединяя учеников разных классов в процессе проектной деятельности. Это можно сделать в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника («Человек и его окружение», подтемы « Школа», «Класс», «Семья», «Времена года», «Праздники», «Экология» и т.д.).
Проектная деятельность осуществляется по традиционной схеме :1143000137795МЕТОД ПРОЕКТОВ
00МЕТОД ПРОЕКТОВ
10287002349500
114300186055ПРОБЛЕМА
00ПРОБЛЕМА
1943100284480ПРОЕКТИРОВАНИЕ
00ПРОЕКТИРОВАНИЕ
18288001860550009588500
4229100120015ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
00ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
4114800571500
05397500
114300198755ПОРТФОЛИО
00ПОРТФОЛИО
4686300192405ПРОДУКТ
00ПРОДУКТ
41148007810500182880078105002743200192405ПРЕЗЕНТАЦИЯ
00ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Кроме немецкого языка я преподаю уроки изобразительного искусства , и в 3-5 классах очень продуктивным оказалось такое направление проектной деятельности, как моделирование.
Проекты этого направления выполнены своими руками, это всегда совместный продукт. Вся школа наблюдает за работой над проектом, так как все стадии проекта делаются в течение определенного времени в кабинете немецкого языка. Презентация  проекта представляет собой рассказ на немецком языке: как называется проект, кто что изготовил, из какого материала, зачем сделали, описание модели и так далее.
Моделирование
Название модели Проделанная работа Языковой и речевой материал   Класс
Немецкий  город Ученики познакомились с понятием «Фахверковые дома», научились их мастерить.  Изготовили модели деревьев, зоопарка, школы, площади, образы людей, живых существ. Научились  говорить кто, как, из чего это выполнил, систематизировали лексический и грамматический материал по темам «Город. Городские улицы. Городские жители. Животные», учились строить связное монологическое высказывание по теме.   Город,
городские объекты, пешеходный переход, письменные принадлежности.  Описание города, людей. Называние качества.
Прошедшее время «Перфект», предлоги местоположения. 4-7
Квартира Ученики изготовили модель комнаты, предметов мебели. Научились  говорить кто, как, из чего это выполнил, систематизировали лексический и грамматический материал по темам «Комната. Мебель», учились строить связное монологическое высказывание по теме.   Комната, мебель. Описание девочки, описание комнаты, называние качества. Прошедшее время «Перфект», предлоги местоположения. 4-5
При подготовке коллективного проекта «Мое родное село» используются следующие мини- проекты «Растения и животные» (3-4 класс), «Наша школа» ( 6 класс), «Достопримечательности» (7 класс), «Жители моего села» (почетные граждане- ветераны войны и труда, мастера своего дела) (9 класс).
Проекты в рамках нескольких классов- это процесс сотрудничества учащихся разного возраста, разного уровня обученности и языковой подготовки. Они способствуют формированию не только навыков речевого общения в разных ситуациях, но и расширяют границы этого общения. У учащихся повышается личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Работа над проектом требует от каждого школьников творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать и представить другим найденную информацию. Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребенка это индивидуальное продвижение к успеху, который необходимо поддерживать.
Подводя итог можно сделать следующий вывод: очень важно то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует общую и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит к практическому владению иностранным языком, способствует достижению более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе, повышению его эффективности.
Список литературы.
Журнал:
1) Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе.2003.№5
2) Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
3) Проектирование как педагогический феномен// Педагогика. 2002. №6
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/ http://www.uchportal.ru/ http://www.proshkolu.ru/