Система работы учителя математики при подготовке учащихся к итоговой аттестации


Тема моего мастер-класса «Система работы учителя математики при подготовке учащихся к итоговой аттестации»
Моя цель:
адаптировать содержания образования к современным требованиям ЕГЭ;
развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;
сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети, практикумы с широкой организацией диалогического общения, консультации;
систематический контроль обученности учащихся;
мониторинг выполнения типовых заданий.
Основная задача, которая стоит перед каждым учителем математики – это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Ни для кого не секрет, что результаты полученные выпускниками на ЕГЭ – это ещё и оценка работы учителя. И учащиеся, и учителя всё больше заинтересованы в получении хороших результатов на экзаменах. Но в то же время подготовка к ЕГЭ не должна быть самоцелью (ведь школа прозвана учить, а не только готовить к сдаче экзамена). И подготовка должна проходить постоянно, ноне натаскиванием на тестирование , а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.
Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?
Развитие вычислительных навыков (устный счёт).
Обязательное знание правил и формул.
Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Проверка знаний и умений учащихся.
1) Я пришла к выводу, что важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ является развитие скорости устных вычислений и преобразований, развитие навыков решения простейших задач в «уме». Ведь многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Поэтому важно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень ) преобразования устно.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке я отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Я считаю, что устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Устные упражнения я подбираю в соответствии с темой и целью урока. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, я стараюсь установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно. Я использую пособие по математике: Устные вычисления и быстрый счёт. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ЗА КУРС 7-11 КЛАССОВ
Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики я использую УС (устный счёт) по темам:
7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших ЛУР.
4) Действия со степенью.
5) График линейной функции.
8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.
4) Решение КВУР рациональными способами.
5) Арифметический квадратный корень и его свойства.
9 класс:
1) Решение неравенств 2 степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Формулы приведения.
4) Тригонометрические формулы.
5) Значения тригонометрических функций.
10 класс:
1) Вычисление производных.
2) Простейшие тригонометрические неравенства.
3) Тригонометрические формулы.
4) Простейшие тригонометрические уравнения.
5) Функции, обратные тригонометрическим.
6) Преобразование графиков функций.
11 класс:
1) Вычисление первообразных .
2) Свойства логарифмов.
3) Простейшие показательные уравнения и неравенства.
4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.
На слайде видно как умножить двухзначное число на двухзначное число устно, применяя формулы сокращённого умножения, такой способ можно применять с 7 по 11 классы.
Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.
Организация выполнения устных упражнений на уроках дали определенный результат. Отслеживая результаты пробных ЕГЭ в прошлом году, я убедилась, что количество заданий 1 части, выполняемых учениками, увеличивалось, а время выполнения этих задач уменьшалось. К концу года большинство учеников класса выполняли 1 часть теста ЕГЭ за время, рекомендованное в спецификации.
2)Я считаю, что ещё важно, чтобы учащиеся знали основные математические правила и формулы.
Для этого после изучения теоретических вопросов темы, я даю на 5-7 мин математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть –простейшие примеры на её применение. Такая форма проверки стимулирует учащихся, заставляет их готовить теоретический материал, заучивать формулы.
На экзамене в форме ЕГЭ по математике даются задания по следующим темам: 1)ВЫРАЖЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
2)УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
 3)ФУНКЦИИ
4)ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА
5)ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ
По данной теме 11-классникам нужно выучить формулы, знание которых проверяю на зачёте. И на этом зачёте даю задания по этой теме в формате ЕГЭ.
3) Я полагаю, что для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и ещё раз тренировка. Важно довести решение задач до автоматизма.
Я подхожу к этому вопросу целенаправленно, осуществляя комплексный подход. В каждом классе, начиная с 7 класса, 3-4 раза в год я провожу уроки-путешествия в «Мир ЕГЭ». Раздаю учащимся готовые варианты с заданиями ЕГЭ 9-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить. В конце учебного  года в 7-ом, 8-ом классах, после изучения тем «Формула площади прямоугольника», «Проценты», «Десятичные дроби» сильные ученики могут решить некоторые текстовые задачи из ГИА и ЕГЭ 9-го и 11-го класса. В 7-ом, 8-ом классах они решают большинство заданий ГИА 9-го класса. И у многих учащихся появляется интерес к тестам. После чего контрольные работы, зачеты в виде тестов (некоторые с ответами), а некоторые задания без готовых ответов они решают с большим желанием.
В 10 классе перед началом изучения каждой темы, я обязательно просматриваю задания, которые предлагают авторы учебника и литературу по подготовке к ЕГЭ, с той целью, чтобы дополнить набор упражнений учебника, заданиями, которые могут встретится учащимся на экзамене по изучаемой теме. Тематическую подготовку выстраиваю «по правилу спирали»,- от простых к заданиям со звездочкой в учебнике, от комплексных типовых заданий части В до заданий части С. В конце изучения параграфа провожу уроки решения задач ЕГЭ. Это и обычные по форме уроки, и уроки организации работы в группах, когда каждый учит каждого, т.е. уроки, на которых применяется технология сотрудничества. Наблюдая за работой на уроке, заметила, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При разборе задач у учащихся часто возникают различные вопросы, и оказать каждому помощь на уроке не возможно, но если ученики работают в группах, они быстрее находят пути решения и могут оказать друг другу консультативную помощь.
С учащимися 11 класса я разбираю демонстрационные варианты, знакомлю с системой оценивания, с бланками ответов. У меня в кабинете имеется методическая копилка тренировочных тестов, это и тематические и тесты, выстроенные по содержательным линиям курса, и просто КИМ разных лет.
Приобретены учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Они адресованы для учителей и учащихся.Я целенаправленно использую пособия таких авторов, как Л.Д.Лаппо, ЕГЭ 2012.Математика.Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/ Л.Д.Лаппо, М.А.Попов. – М.: Издательство «Экзамен»; Типовые тестовые задания. Под ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко, М.: Издательство «Экзамен»;ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Под ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко; Математика. Подготовка к ЕГЭ, учебно-методическое пособие. Под. ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова и др. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход.
Эта копилка постоянно обновляется и пополняется. В течение учебного года в 10-11 классе проводятся диагностические тестовые работы. В 11 классе 4 раза в год, в декабре и апреле- пробные ЕГЭ. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. Тесты выстраиваются по содержательным линиям курса математики, изученных в определенный период. При составлении теста учитываю временные промежутки, указанные в спецификации. После проверки учащимся рекомендуется выполнить работу над ошибками. С учащимися, не справившимися с заданиями теста, организую дополнительные консультации, после которых они выполняют подобный тест.
На уроках закрепления знаний я применяю программы – тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков.
На слайде Материалы для подготовки к ЕГЭ-2013 по математике № Задания КИМ .Обучающие тесты. Контрольные тесты. Для каждого задания из части В предлагают тесты только по этому заданию.
В последнее время много говорят о системе инновационной оценки – «портфолио», ориентированной на личные достижения ребенка, его индивидуальный рост. Эту технологию я применяю на этапе мониторинга. Все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, учащиеся собирают в папки, которые хранятся в кабинете. Собирая тренировочные тесты, я могу отслеживать динамику роста у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы.
Большим подспорьем в подготовке к ЕГЭ является элективный курс по математике. Я разработала программу элективного курса по математике «Задачи с параметрами».
На занятиях элективного курса идёт отработка тем и вопросов, вызвавших наибольшее затруднение, идёт отработка пробелов по данной теме. Используются интерактивные тесты с сайтов: http://uztest.ru/exam?idexam=27 , http://karmanform.ucoz.ru/index/0-17, http://le-savchen.ucoz.ru/index/0-65. Как показала практика наибольшие затруднения вызывают у выпускников задания из части С по теме: тригонометрические уравнения, область определения сложной функции, решение логарифмических неравенств, геометрических задач.
Отрабатываем данные задания по тестам, взятым из Интернета с сайтов: http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html , http://ege.yandex.ru/mathematics.
Для слабоуспевающих учащихся и для учащихся, нацеленных на учёбу, я провожу групповые и индивидуальные консультации.
Мой опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам увеличить темп работы над заданиями даёт им возможность оценить степень подготовленности к экзаменам. Все тренировочные тесты я провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время, сколько заданий они успевают решить. Это вырабатывает у учащихся самоконтроль во времени. Ещё я считаю, что важным составляющим компонентом в подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ- выбор учебника. Я пришла к выводу, что учебник Мордковича более эффективный для подготовки ЕГЭ.
Учебник Мордковича
Учебник состоит из шести глав: многочлены, степени и корни, степенные функции, показательная и логарифмическая функция, первообразная и интеграл, элементы теории вероятностей и математической статистики, уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств. Отличительной особенностью учебника, которая выгодно выделяет его среди других учебников по математике для классов с профильным уровнем изучения предмета, является доступная форма изложения даже сложного материала, большое количество подробных разборов решения различных заданий и упражнений от типовых до заданий повышенной сложности, разбор тем, которые раньше были приоритетом институтов, а также широкий графический ряд. 
Материал учебника выстроен в трёх основных направлениях, учитель, работая с учебником, сразу решит, что необходимо выучить обязательно, что необходимо разобрать в классе, а что можно оставить на ознакомление в домашних условиях. Большое количество заданий с подробным решение позволит школьнику во многом самостоятельно разобрать тему, усвоить основной тип задач по данной теме, вернуться к решению в домашних условиях. Если материал был сложен для восприятия в классе. В дополнение к учебнику разработано методическое пособие для преподавателей, которое позволит им грамотно спланировать урок и не утруждать себя составлением громоздких учебных планов.
Ещё я считаю, что нельзя забывать о психологической подготовке учащихся. Следует не запугивать детей, а вселять в них веру, разумеется, при условии усердной работы. С этой целью я подготовила и раздаю учащимся 11 класса во 2-ом полугодии памятки ученику.
1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.
2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.
3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.
4. Не допускайте формального усвоения программного материала.
5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.
6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.
7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.
8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.
9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.
10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.
11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.
12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.
Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.
Я информирую родителей на собраниях о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
Количественные и качественные показатели результатов ЕГЭ показали, что увеличение числа часов на изучение предмета, (6 часов математики в основном расписании + 0,5 ч. на элективный курс), высокий уровень мотивации учащихся способствуют получению более высокого результата.
На слайде показана динамика на экзаменах по математике за 10 лет и видно как возросли эти результаты. Мы надеемся, что и в дальнейшим будут такие же высокие результаты.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится