Конспект урока географии на тему Ориентирование на местности. Азимут.

Конспект урока географии 6 класса
учителя географии Пономаренко Натальи Юрьевны
МБОУ Луговской основной общеобразовательной школы


Тема: Ориентирование на местности. Азимут.
Цели: Сформулировать представление об ориентирование, сторонах горизонта, азимуте.
Задачи и планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны знать, что такое азимут, иметь представление об ориентировании, сторонах горизонта Метапредметные: учащиеся приобретут умения определять находить азимут, применять полученные знания для конкретных географических задач;
должны называть: способы определения сторон горизонта, расстояния и направлений на плане местности;
должны научиться определять стороны горизонта, расстояния на плане, азимут по компасу.
Регулятивные: учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;
Познавательные: извлечение необходимой информации из рассказа, текста. Выработка алгоритма действий;
Коммуникативные: учебное сотрудничество (распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности);
Личностные: учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение к своей местности.
Тип урока: Комбинированный. Практикум.
Форма контроля: Текущий.
Оборудование: план местности, карта полушарий, компасы, раздаточный материал с топографическим планом, транспортер, атласы.
План урока:
Структура и содержание урока
Методы и приемы

1.Введение.
-организационный момент;
-постановка задач к проверке домашнего задания.
2. Проверка знаний по теме предыдущего урока.
Задания на знание понятий: масштаб, виды масштаба, виды карт.
Задания на проверку умений.
Задания на проверку практических навыков.
3. Изучение нового материала.
1). Определение темы и постановки задач урока

2). Стороны горизонта.
3). Как узнать направление сторон горизонта на местности.
4). Азимут.
5). Определение направлений по плану.

4. Задание по топографическому плану.
5. Знакомство с компасом.

6. Тренировочная практическая работа.
7. Закрепление материала.
Обобщение (итоги урока).
8. Домашняя работа.
1) П.5, учебника и ответить на вопросы параграфа.
2) Подготовиться к практической работе.


Инструктаж учителя.


Фронтальный опрос
Тестовая работа







Инструктаж учителя.

Объяснительно-иллюстративный метод.


Работа с наглядным пособием.
Объяснительно-иллюстративный метод.

Применение новых знаний.
Выступление учащегося, инструктаж учителя.
Применение новых знаний
Решение проблемных ситуаций.


Инструктаж учителя.



Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. (12 минут)

Задания на знание понятий:
- Что называется масштабом? (Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности).

- Какие виды масштабов вы знаете? (Именованный, численный, линейный)
Какие виды карт, отличающихся масштабом вы знаете? ( крупномасштабные 1:200 000 и крупнее, среднемасштабные от 1:200 000 до 1: 1000 000, мелкомасштабные 1:1 000 000 и мельче).


Задания на проверку умений: (работа по карточкам)

1 вариант:

1). Выразите численный масштаб именованным:
1:250 000; 1:1 000 000;
1:1 000; 1:50;
1:25 000.
( в 1 см -2,5 км, в 1 см -10 м, в 1 см – 250 м, в 1 см – 10 км, в 1 см – 0,5 м)
2). Начертите прямоугольник 15км на 30км в масштабе в 1см 5км.
( прямоугольник 3см на 6 см)
2 вариант:

1). Выразите именованный масштаб численным:
В 1см-100м; В 1см-1км;
В 1см-25км; В 1см-350 км;
В 1см-900км.
( 1:10 000, 1:2 500 000, 1: 90 000 000, 1:100 000, 1: 35 000 000)
2). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10см.
(1: 50 000, в 1 см – 0,5 км)

Задание на проверку практических навыков:
- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?
- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?
- Как перевести именованный масштаб в численный?
- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?

3. Изучение нового материала. (10 минут)
1) Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта. У вас на столах у каждого технологические карты. Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.
Итак, какие стороны горизонта вы знаете?
2) Учитель предлагает, начертите схему сторон горизонта,
и вызывает одного учащегося к доске. Покажем и обозначим основные стороны горизонта.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад. Это промежуточные стороны горизонты.







3) А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.

Работа проводится в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:
а) по муравейнику;
б) по ветвям одиноко стоящего дерева;
в) по годичным кольцам пней;
г) по таянию снега на крышах, склонах холмов;
д) по Полярной звезде и т.д.
Задача.
Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул на лево и продолжал свой и путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компас он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90, так как решил, что западное направление именно это.
- Правильно ли направление пути туриста? (ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра - на восток, потом повернул на лево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)
- Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске и в ваших т. картах.

- Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).
- Правильно. Покажите направление на станцию и направление на север.


4). – но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Прочитайте в учебнике стр.17, что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.)
- Покажите на схеме, где азимут.

- Определите значение азимута с помощью транспортира.
- Выполните задание на определение азимута( рис. 9, стр.17).
- На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.
Нахождение азимута по плану:
а). Определите направление на север.
б). От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
в) Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.


Определение направлений по плану: (работа с учебником.)
При изображении направлений на плане условно считают верхний край листа бумаги - северным, нижний край - южным, правый – восточным, левый – западным. На листе слева чертится стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север) – Ю (юг) (смотрим форзац 1).
Работаем с форзацем 1. Зная, как изображаются направления, можно определить направления на предметы, показанные на плане. Например, в каком направлении от посёлка Елагино находится деревянный мост через овраг? Для выполнения этого задания надо найти центр поселка. Мост расположен снизу от центра, то есть к югу от посёлка Елагино.
4. Задание по топографическому плану (7 минут)
- Вы шли по направлению с азимутом 30, по какому азимуту вы будете возвращаться? (210).
- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3(по форзацу 1).
- Определите азимут до колодца,(учебник стр.16).
- И так, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по этому азимуту с помощью компаса.
5. Знакомство с компасом:
-Выступает заранее подготовленный ученик:
Компас это прибор, указывающие направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках
4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём « на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.
В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия « роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
- Познакомимся с правилами работы с компасом:
1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
5. Азимут отсчитываются от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.



6. Тренировочная практическая работа (7 минут)
Работа в группах. Нахождение азимута на предметы в кабинете.
7. Задания на закрепление (5 минут)
- Определите азимут на предметы по рисунку.

8. Итог урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание:
Параграф 5, вопросы стр.16 вопросы 2,4, приготовиться к практической работе на улице.
























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема __________________________________________________________
1) Обозначь основные стороны горизонта
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2)13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад. Это промежуточные стороны горизонты









3) - Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

- Покажите направление на станцию и направление на север.

- Покажите на схеме, где азимут.

- Определите значение азимута с помощью транспортира.



4) Нахождение азимута по плану:

а). Определите направление на север.
б). От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
в) Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.



5) Правила работы с компасом:

1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
5. Азимут отсчитываются от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.




6) Определите азимут на предметы по рисунку.


7) Домашнее задание:
Параграф 5, вопросы стр.16 вопросы 2,4, приготовиться к практической работе на улице.












Задания для успевающих учащихся:
1. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270 ?
А). север;
Б). юг;
В). запад;
Г). восток.
2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 225 ?
А). северо-восток;
Б). юго-восток;
В). северо- запад;
Г).юго-запад.
3. Какому азимуту соответствует направление на запад?
А). 0 ;
Б). 90 ;
В). 180 ;
Г). 270 .
4. Какому азимуту соответствует направление на юго-восток?
А). 45 ;
Б). 135 ;
В). 225 ;
Г). 315 .








15