Сценарий урока в 5 классе на тему: Съёмка местности


Учимся с «Полярной звездой». Съёмка местности. 02.12.2016 год
Цели и задачи:
Создать условия для развития познавательных интересов, умения читать топографическую карту, составлять план по описанию с помощью условных знаков и с помощью разных видов съемки местности.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Этап урока мин Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация начала
урока 1 Приветствие учащихся. Информация о домашнем задании 2 1.Учебник с. 38, параграф 11.
2.Контурная карта задания на с. 12 и 13
На выбор:
3.Придумать несуществующие условные знаки.
(бассейн, хоккейная коробка…библиотека)
4.нарисовать план местности территории своего проживания Записывают д/з в дневник.
Мотивация учебной деятельности 3 Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.
Слайд 1: Чтобы определить тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. Выделенное слово и будет темой нашего урока.
Под стеклом сижу,
На север и юг гляжу,
Со мною пойдешь-
Дорогу найдешь.
Эта звезда всегда указывает на север.
Определение своего местоположения относительно сторон горизонта и отдельных объектов, называется…
Виден край, да не дойдешь.

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?
А вам приходилось в повседневной жизни сталкиваться с планом? Видели планы помещений? Обращали ли внимание на план школы, он есть на каждом этаже (план эвакуации).
Для чего они предназначены? И главный на сегодня вопрос: как чертят планы местности? Каким способом?
Записываем тему урока: Составление плана местности Подготовка класса к работе
Решают кроссворд

к о м па с по л я рн а я
о ри е н т и ро в а н и е г о ри з о н т План… местности.
Ответы учеников.
Запись темы урока в тетради
Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний 3 Какие цели мы поставим себе на уроке?
Для чего это мне понадобится?
Какие средства нам помогут достичь этих целей?
Ответы учеников: (узнать как использовать условные знаки, где их использовать, чтобы самим научиться рисовать план местности двумя способами съемки)
Работа в парах (рассказать друг другу и учителю, что они надеются получить от этого урока).
Ответы учеников. Учебник, атлас, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику...
Изучение нового материала 10 Задание учащимся.
Изобразить на тетрадном листе план школы в реальную величину? Возможно? Почему?
Что нужно сделать, чтобы данное задание
выполнить?
Конечно с помощью масштаба. Давайте вспомним определение :что такое масштаб.
Масштаб-величина, показывающая во сколько раз расстояния на плане и карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности.
Условные знаки - графические символы, с помощью которых обозначают различные объекты.
Это язык плана.
Чтобы научиться читать, сначала нужно выучить буквы. А чтобы научиться читать план или карту, нужно знать условные знаки.
Задание в тетради: нарисовать условные знаки: мельница, родник, луг, болото, хвойный лес.
Люди, каких профессий в своей деятельности используют планы, карты?
Слайд 2: презентации (геодезисты. фото)
Геодезисты проводят топографические съемки, используя различные приборы: теодолиты, нивелиры, тахометры…
Слайд 3: С помощью этих приборов, условных знаков и масштаба проводится съемка местности.
Полярная и маршрутная.
Слайд 4: Полярная съемка
Слайд 5: Маршрутная съемка
Нет.
Уменьшить размеры школы.
Читают определение масштаба (9 параграф, стр.33)
Повторяют его друг другу по парам.
Ученики проверяют у своего товарища по парте правильность условного знака.
Сравнивают свои ответы с рис. учебника. Самопроверка.
Поднимают руки.
Военные, строители, малая авиация, путешественники…
Работают с учебником, называют виды съемки: маршрутная и полярная, сравнивают, находят отличия стр.38 внизу.
Первичная проверка усвоения знаний 10 Составление плана местности с помощью полярной съемки по описанию.
При изображении местности, нужно помнить, условные знаки должны быть одинаковые по форме, величине и цвету.
Текст плана местности:
Назовите, какие объекты вы встретили в тексте? Составление плана местности по описанию. Учащиеся работают самостоятельно.
Учащиеся перечисляют объекты плана.
Первичное закрепление знаний 6 Прочитайте план по описанию.
Учащиеся слушают описание плана
Контроль и самопроверка знаний 2 Кто желает показать свою работу?
Прикрепить на доске работы учащихся.
Какой план на ваш взгляд самый удачный? Самопроверка.
Комментарии учеников.
Подведение итогов урока. Рефлексия 3 Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Все ли нам удалось?
Слайд 6: На уроке:
Я узнал…
Понял…
Научился…
Было трудно…
Я не умел, а теперь умею…
На следующем уроке я хочу… Ответы учащихся.
Использование приема «Кубик Блума»
Устная рефлексия, произносят по схеме…