Методическая разработка. Урок географии: Съемка местности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов»












Практико-ориентированная направленность в преподавании географии.








Автор: Лецу Елена Захаровна
учитель географии 1 к.к.


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Абакан 2016 г



Тема: Ориентирование на местности. Маршрутная азимутальная съемка с планшетом на открытой местности.

Цель: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков; обучение умению составлять простейший план местности.


Задачи:
1. исследовать характер местности для проведения практических работ, выявить ее основные особенности;
2. выявить основные ориентиры на открытой местности и выбрать способы ориентирования;
3. отработать умения и навыки: измерение расстояний на местности, работа с масштабом, определение направлений (азимута) на плане и карте, на местности, рассчитывать расстояния;
4. обучить построению планов способами: полярная съемка и маршрутная съемка на открытой местности;
5. переработать полученную информацию и построить план местности;
6. развивать практические умения и навыки работы с инструментами, приборами.

Оборудование : планшеты, бумага, линейки, карандаши, компасы, измерительная рулетка, визирная линейка, тренога, транспортиры, резинка.















2
Ход урока.
Актуализация познавательной деятельности.
Виды съемок местности:
- с космоса;
- с самолета;
- наземные съемки:
-инструментальные с применением очень точных приборов и инструментов;
-глазомерные - расстояния оцениваются на глаз.
2. Общие приемы работы при глазомерной съемке.
Выполнить план местности – прежде всего надо правильно расположить предметы на плане по отношению к сторонам горизонта, т. е. так, как эти предметы расположены по отношению к сторонам горизонта на местности. Для этого надо соблюдать следующие правила (смотрите инструкцию).

Все отснятые ориентиры наносятся на план условными знаками. План вычерчивается на листе, не снимая с планшета. Опорные точки и ходовые линии, отмеченные карандашом - оттираются.
Завершение работы. Окончательное оформление, завершить работы дома.
Рекомендации по оформлению работы.
Вверху пишется заголовок (какая местность снята); внизу масштаб; кто и когда проводил съемку; условные знаки (условные знаки тех объектов, которые нанесены на план); надписи ручьев, рек, если они расположены на снимаемом участке пишутся параллельно течению.
Критерии оценки работ:
«5»- графически правильно оформлена съемка местности, в приложении с полевым дневником;
«4»- есть небольшие недочеты в оформлении работы, в приложении с полевым дневником;
«3»- небрежное оформление, в приложении с полевым дневником;
«2»- отсутствие навыков оформления плана местности и полевого дневника.






3
Инструкция
маршрутно-азимутальной съемки

Подготовка планшета к съемке местности
Верхний край планшета должен быть обязательно направлен на
СЕВЕР. Тогда нижний край бумаги будет соответствовать направлению на ЮГ, правый на ВОСТОК, левый на ЗАПАД.
2) Ориентирование планшета
Поворачивайте планшет до тех пор, пока северный синий конец стрелки компаса не совпадет с буквой С(север) . Когда стрелка компаса совпадет с буквой С (север), планшет готов к дальнейшей работе.
3) На листе бумаги планшета проведите слева, сверху вниз линию длиной 10-12 сантиметров, отступив на 1см от края. На верхнем конце линии нарисуйте стрелку и надпишите букву С(север) , на нижнем - букву Ю(юг).
Во время съемки нужно постоянно следить за тем, чтобы планшет всегда был сориентирован, т. е. стрелка на бумаге и стрелка компаса были бы направлены на Север.
4) Измерение расстояний
Для определения длины (средней длины) своего шага нужно отмерить на ровной поверхности земли рулеткой линию длиной 100 или 50 метров. Чтобы узнать среднюю длину своего шага, сделайте 3 замера средними шагами. Результаты трех замеров (количество шагов) сложите и разделите на 3 - вы получите среднее количество шагов. Длину вашего отмеренного расстояния в сантиметрах разделите на среднее количество шагов - вы узнаете среднюю длину вашего шага выраженного в сантиметрах.
В полевом дневнике расстояния между объектами записывайте в шагах.
5) Определение масштаба
Для подробного показа местности на плане съемку ведут в более крупном масштабе (в 1см-5м или еще более крупном).
Для построения планов больших участков местности, где не нужно показывать подробности, можно М 1:50-в 1см- 50м, или М в1см-100м учитывать надо размер бумаги, на котором должен быть план. Определив масштаб, на планшете снизу в правом углу напишите численный и линейный масштабы.

Порядок проведения азимутальной съемки.
- Вначале определите точку стояния.
- Наметьте ориентиры и определите азимуты направлений.
- Измерение расстояний от точки стояния до ориентиров.
- Фиксирование предметов на местности.

Задание 1. Определить длину своего шага.

Задание 2. Проложить маршрут на местности. Определите азимут заданных точек, расстояния. Объекты на плане укажите топографическими знаками и в определенном масштабе. Данные записывайте в полевом дневнике.

4
Практическая работа на местности.
Разделение на микро-группы, выбор бригадиров.
Учитель называет и показывает ориентиры на местности в той последовательности, которая указана в полевых дневниках. Напоминание о порядке съемки – инструкция.
Ориентирование компаса и определение азимута ориентиров, затем измеряются расстояния до ориентиров.
В полевых дневниках записываются азимуты ориентиров и расстояния их от точки стояния. После выполнения работ по измерению расстояний заполняют последнюю графу полевого дневника - характер местности, детали, и т.д.
Камеральная обработка.
У всех имеются все инструменты, чертежные принадлежности. Для подбора масштаба надо обратить внимание на расстояния до ориентиров. Главное, правильно подобрать соответствующий масштаб.
Затем изучение азимутов направлений, с тем чтобы правильно разместить на чертеже точку стояния, согласуя направления с расстояниями. Выяснив это, обозначают эту точку на листе бумаги.
В правом нижнем углу записывают масштаб. В верхней части листа на расстоянии 1,5 см от края проводят вертикальную линию, обозначающую север-юг- С - Ю. Теперь главное - нанесение азимутов на ориентиры, нанесенные на лист бумаги, используя для этого транспортир или компас.
Компас ставят на чертеж так, чтобы его центр совпал с точкой стояния ( закрыл ее). Компас ориентируют с листом бумаги. Слегка можно прижать компас, чтобы не двигался. Сверяя азимуты направлений на ориентиры, проставленные в полевом дневнике, проведите их на чертеже (линии можно проводить произвольной длины).
Пользуясь масштабом, по линейке откладывают расстояния на чертеже. Концы расстояний отмечают легкими крестиками. Затем нужно стереть все лишние линии на чертеже.
Указать условными топографическими знаками характер местности, который указан в полевом дневнике.
Обратить внимание на аккуратность выполнения чертежа.

Итоги работы.












5
Полевой дневник.


№ п/п
Ориентиры
Азимуты
Расстояния
Характер местности

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






12






13






14




















6
Литература
« Практические работы по физической географии в средней школе».
Б.С. Добржицкий, Б.А. Кондратьев М, Просвещение 1980г.
География. Землеведение. О.А. Климанова М, Дрофа 2011г.
Атлас. Физическая география. 6 класс.









































7

















15